Социально-философские взгляды Аристотеля (384–322)
Аристотель был одним из учеников Платона, однако достаточно быстро их взгляды разошлись, так что Аристотель вошел в историю как один из ярчайших критиков платонизма. Не было исключением и социально-философское учение. Прежде всего философ развил представление о государстве как о естественном образовании (подобном живым организмам), т.е. о системе, созданной не свободной волей людей и даже не прихотью небожителей, а возникающей естественным путем и имеющей свои собственные законы. Этот взгляд Аристотеля положил начало формированию научного подхода к исследованию общества, впоследствии ассимилированного и социологией. Более того, в отношении к отдельному человеку государство играет роль некоей первичной реальности, вне которой человек попросту теряет свой человеческий статус: «Государство, – утверждал Аристотель, – есть сущность отдельного человека. Отдельный человек так же мало есть нечто самостоятельно существующее, как какая-нибудь оторванная от целого органическая часть... Человек есть политическое животное». Таким образом, впервые в истории философии прозвучала фундаментальная мысль о социальной природе человека.
Раз государство является естественным образованием, то задачей философов должно стать не создание во всех полисах одинакового для всех идеального государственного устройства, а улучшение существующих, весьма многообразных его форм. Очевидно, что классификация, рассматривающая все государственные формы, кроме одной, в качестве искаженных образований, для выполнения этих целей явно не подходила. Поэтому Аристотель конструирует не одну идеальную модель «государства вообще», а выделяет три основные (по его терминологии «нормальные») формы государственного устройства: монархию, аристократию и политию, различая их по числу допущенных к правлению лиц. Монархия – это правление одного, но самого достойного и благородного гражданина, аристократия – правление немногих лучших, наконец, полития – правление большинства граждан, отбираемых на основе определенного избирательного ценза (например, ценза оседлости), благодаря которому к управлению допускаются лишь люди, связанные с государством своими жизненными интересами.
При этом каждой из правильных форм в аристотелевской классификации соответствовала противоположная, неправильная. Так, монархии соответствует тирания – единоличное правление, ориентированное исключительно на личную выгоду самого тирана и его приближенных. Аристократии противостоит олигархия – власть группы богатых лиц, пекущихся исключительно о собственных интересах и интересах своих семейств. Наконец, политии как власти благородного большинства населения противостоит, как это ни парадоксально... демократия, понимаемая как власть свободнорожденной толпы, имеющей целью лишь сиюминутную выгоду. В своем учении о соотношении политии–демократии Аристотель первым исследовал проблему, как не допустить превращения народовластия во власть толпы.
Весьма актуальным в наши дни представляется аристотелевский анализ проблемы полития–демократия, где мы встречаемся с глубочайшими рассуждениями о фундаментальных опасностях, таящихся в абсолютизации принципов народовластия в демократических государствах. Так, например, важнейшим условием сохранения «правильной» формы Аристотель считает наличие определенного избирательного ценза, исключающего из управления государством не только рабов (что для древних греков было само собой разумеющимся), но и всех тех, чья связь с данным полисом носит неустойчивый или даже случайный характер. Философ рассуждает следующим образом: не будучи связан с государством своими корнями, человек скорее предпочтет решение, сулящее ему сиюминутную выгоду, но при этом идущее вразрез с фундаментальными интересами общества. Именно поэтому из участия в общественных делах должны быть исключены, например, все некоренные жители данного полиса, т.е. имеющие хотя бы одного «иностранного» родителя. Немало опасений вызывает у Стагирита и участие в управлении торгового сословия, вне всякого сомнения, наиболее подвижной части населения, способной в экстремальных случаях к быстрой и почти безболезненной эмиграции. Напротив, государства, в народном собрании которых большинство составляют представители земледельческого сословия, всегда будут управляться с максимальной эффективностью, ибо связь их с полисом является наиболее глубокой и устойчивой. Другой аспект его размышлений – недопустимость превращения демократии в своеобразную «народную тиранию», возникающую всякий раз, когда в обществе отсутствуют твердые законы, так что решение любого вопроса оказывается зависимым от сиюминутной прихоти народного собрания. Важнейшей гарантией от подобных метаморфоз государственного устройства Аристотель считал отсутствие в политии платы за участие в народном собрании – именно этот фактор, с его точки зрения, естественным путем отсечет от управления большую часть не имеющих материальных средств для досуга граждан, и не позволит, соответственно, черни захватить реальную государственную власть.
Предложенная этим мыслителем классификация форм государственного правления просуществовала без серьезных изменений вплоть до ХVIII в. Однако Аристотель, исследовавший в основном греческие полисы, не учитывал влияние, которое оказывают на государственное устройство другие факторы и институты: религия, экономика, размеры территории и т.д., видя в этом устройстве лишь чисто внешнюю форму. Исследование этого влияния и составило одну из задач дальнейшего развития социальной мысли.
Аристотель, как и большинство его сограждан, был сторонником рабства, считая отношение раб–господин столь же естественным, как отношение муж–жена (оба эти отношения коренятся, с его точки зрения, в естественных различиях между людьми). При этом он выделял два вида рабства – «рабство по природе» и «рабство по принуждению». С первым случаем мы сталкиваемся тогда, когда рабом оказывается человек, соответствующий по своим качествам этому положению. Напротив, «раб по принуждению» – это человек, по своим качествам соответствующий свободному господину, однако оказавшийся в рабстве в силу внешних обстоятельств (например, захваченный в плен потомок царского рода). Распространяя эти взгляды на макросоциальную сферу, Аристотель пришел к выводу, что, поскольку варварские страны являются деспотиями, основанными на неограниченной власти одного человека, жители этих стран воспитаны в несвободе, а значит, быть рабами для них – естественное состояние. Напротив, греки, выросшие в свободных государствах, могут быть рабами лишь «по принуждению». Тем самым философ дал теоретическое обоснование характерному для греков нравственному (а иногда и правовому) принципу, запрещающему рабство соплеменников.
22.2. Социально-философские учения периода раннего христианства и эпохи Возрождения