Распределение респондентов по причинам
посещения секций (в %, n = 10)
Причины | Доля |
В секцию ходят мои друзья | 16,7 |
У секции хороший тренер \ руководитель | - |
Мне интересны эти занятия | 16,7 |
Во время занятий я забываю о проблемах дома | 12,5 |
Меня заставляют посещать их | - |
Другое | - |
Всего | 45,9[5] |
Из этого следует, что большинство респондентов посещают секции, потому что их посещают друзья и респондентам интересны эти занятия. Так же, причиной посещения секций респонденты назвали то, что во время занятий они забывают о проблемах дома. Можно сделать вывод о том, что главная причина посещения секций – общение со сверстниками.
На вопрос №12: «Регулярно ли ты выполняешь домашнее задание?», 25,1% респондентов ответили «да», 74,9% респондентов ответили «нет».
Из этого видно, что большинство респондентов не регулярно выполняют домашнее задание.
На вопрос №13: «Если нет, то почему?», ответы распределились следующим образом:
Таблица 3
Распределение респондентов по причине не регулярного
выполнения домашнего задания (в %, n = 18)
Причина | Доля |
Я не знаю, как выполнять домашнее задание | 16,7 |
Мне не хочется выполнять домашнее задание | 66,7 |
Мне мешают выполнять домашнее задание | 16,8 |
Другое | 5,6 |
Всего | 105,8[6] |
В варианте ответа «другое» была названа следующая причина:
«устаю».
Из этого следует, что главной причиной не регулярного выполнения домашнего задания является то, что респонденты не хотят выполнять домашнее задание. Это может быть связано с тем, что дети перегружены уроками, вследствие не рационального распределения предметов в расписании.
На вопрос №14: «Помогают ли тебе родители делать домашнее задание?», 16,7% респондентов ответили «да», 83,3% респондентов ответили «нет».
Из этого следует, что большинство родителей не контролирует выполнение домашнего задания детьми, мало общаются со своими детьми.
На вопрос №15: «Общаешься ли ты со своими одноклассниками?», 95,8% респондентов ответили «да», 4,2% респондентов ответили «нет». Причина следующая: «они меня не понимают в некоторых вопросах».
Из этого следует, что большинство респондентов не исключено из общения с коллективом.
На вопрос №16: «О чем вы разговариваете с одноклассниками?», ответы распределились следующим образом:
Таблица 4
Распределение респондентов по темам общения
с одноклассниками (в %, n = 24)
Тема | Доля |
Об уроках | 16,7 |
О секциях | 8,4 |
Об общих увлечениях | 83,3 |
О школьных мероприятиях | 20,9 |
Другое | 16,8 |
Всего | 146,1[7] |
В варианте ответа «другое» были названы следующие варианты:
«редко разговариваю с одноклассниками, но если только необходимо»,
«о гулянках»,
«о девчонках»,
«о кино».
Из этого следует, что большинство респондентов разговаривают с одноклассниками об общих увлечениях. Это так же видно из ответов в варианте «другое».
На вопрос №17: «Общаешься ли ты со своими одноклассниками в свободное от школы время?», 91,7% респондентов ответили «да», 8,4% респондентов ответили «нет».
Из этого следует, что большинство респондентов общаются со своими одноклассниками даже вне школы.
На вопрос №18: «Как ты оцениваешь отношение учителей к себе?», ответы распределились следующим образом:
Таблица 5
Оценка респондентами отношения учителей к себе (в %, n = 24)
Оценка | Доля |
Учителя относятся ко мне лучше, чем к остальным | 8,4 |
Учителя относятся так же, как и к остальным | 54,3 |
Учителя меня недолюбливают | 37,5 |
Учителя игнорируют меня | - |
Другое | - |
Всего |
Из этого следует, что чуть больше половины респондентов считают, что учителя относятся к ним так же, как и к остальным. 8,4% респондентов считают, что учителя относятся к ним лучше, чем к остальным. Это говорит о том, что большинство детей не считают, что их принижают в школе. Но 37,5% респондентов считают, что учителя их недолюбливают. Это может быть связано с тем, что дети не соблюдают школьный устав. Но, с другой стороны, это, так же, может говорить о низкой квалификации учителей.
На вопрос №19: «Как должны общаться учитель и ученик?», ответы распределились следующим образом:
Таблица 6
Мнения респондентов о том, как должны общаться учитель и ученик (в %, n = 24)
Мнение | Доля |
Как друзья | 33,3 |
Как мама с ребенком | 8,3 |
Официально | 54,2 |
Другое | 4,2 |
Всего | 100,0 |
На вариант ответа «другое» был дан следующий ответ: «уважительно».
Из этого следует, что среди большинства респондентов преобладает точка зрения, что учитель и ученик должны общаться в официальном стиле. 33,3% респондентов хотелось бы общаться с учителями, как с друзьями, т.е. дети хотят быть наравне со взрослыми.
На вопрос №20: «Соблюдаешь ли ты школьную дисциплину?», ответы распределились следующим образом:
Таблица 7
Распределение респондентов по соблюдению школьной дисциплины (в %, n = 24)
Да | Нет | Иногда | Всего | |
Балуюсь на переменах | 50,0 | 12,5 | 37,5 | 100,0 |
Балуюсь на уроках | 20,8 | 41,7 | 37,5 | 100,0 |
Здороваюсь с учителями | 87,5 | - | 12,5 | 100,0 |
Здороваюсь с персоналом | 50,0 | 20,8 | 29,2 | 100,0 |
Прихожу на занятия вовремя | 37,5 | 29,2 | 33,3 | 100,0 |
Прогуливаю уроки | 16,7 | 20,8 | 62,5 | 100,0 |
Из этого следует, что 37,5% респондентов иногда балуются на перемене.
20,8% респондентов балуются на уроках и 37,5% респондентов иногда балуются на уроках. Это говорит о том, что в школе нет контроля со стороны учителей поведения на переменах и уроках. На уроках учителя не могут удержать внимание детей.
Большинство респондентов здороваются с учителями.
50% респондентов здороваются с персоналом и 29,2% респондентов здороваются. Это говорит о том, что большинство детей уважительно относятся к старшим.
29,2% респондентов не приходят на занятия вовремя и 33,3% респондентов иногда приходят на занятия вовремя. Из этого видно, что большинство ребят не приходят вовремя на занятия.
Большинство респондентов иногда прогуливают уроки.
Несоблюдение в полной мере школьной дисциплины может быть связано с ослаблением требований учителей к детям и неспособностью заинтересовать детей своими уроками. Так же, несоблюдение дисциплины это следствие гиперактивности детей.
На вопрос №21: «На какие оценки ты учишься?», респонденты дали следующие ответы:
«3» - 16,7%,
«3-4» - 33,3%,
«4» - 4,2%,
«2-3-4» - 12,5%,
«3-4-5» - 8,3%,
«4-5» - 8,3%,
«2-3-4-5» - 4,2%,
«5» - 4,2%,
«чаще всего на 3, но бывают и 5 по физкультуре» - 4,2%,
«чаще всего 3, но бывают и 2, и 5» - 4,2%.
Из этого следует, что большинство респондентов учатся на оценки «3-4».
На вопрос №22: «Устраивает ли тебя твоя успеваемость в школе?», ответы распределились следующим образом:
Таблица 8
Распределение респондентов по степени удовлетворенности своей успеваемостью (в %, n = 24)
Степень удовлетворенности | Доля |
Да | 50,0 |
Нет | 12,5 |
Все равно | 37,5 |
Другое | - |
Всего | 100,0 |
Из этого следует, что половину респондентов устраивает их успеваемость. 37,5% респондентов безразлична их успеваемость.
На вопрос №23: «У тебя много друзей в школе?», 54,1% респондентов ответили «много», 45,9% респондентов ответили «мало», вариант «нет друзей» никто не выбрал.
Из этого следует, что ответы респондентов разделились практически поровну. Но чуть больше респондентов (54,1%) считает, что у них много друзей в школе. У всех опрошенных детей есть друзья в школе.
На вопрос №24: «Ты рассказываешь о школе своим родителям?», 45,8% респондентов ответили «да», 54,2% респондентов ответили «нет».
Из этого следует, что, несмотря на то, что ответы разделились практически поровну, все же немного больше респондентов не рассказывают о школе своим родителям.
На вопрос №25: «Что ты рассказываешь своим родителям о школе?», ответы распределились следующим образом:
Таблица 9
Распределение респондентов по тому, что они рассказывают родителям о школе (в %, n = 11)
Предмет рассказа | Доля |
Про одноклассников | 4,5 |
Про уроки | 31,8 |
Про успеваемость | 13,6 |
Про проблемы | 4,5 |
Другое | 4,5 |
Всего | 58,9[8] |
На вариант ответа «другое» был дан следующий ответ: «обо всем понемногу».
Из этого следует, что в большинство респондентов рассказывают своим родителям только про успеваемость и уроки. Об остальном дети рассказывают мало – нет контакта между детьми и родителями.
На вопрос №26: «Ты рассказываешь о школе своим друзьям?», 87,5% респондентов ответили «да», 12,5% респондентов ответили «нет».
Из этого следует, что респонденты больше рассказывают о школе своим друзьям, чем своим родителям.
На вопрос №27: «Что ты рассказываешь своим друзьям о школе?», ответы распределились следующим образом:
Таблица 10
Распределение респондентов по тому, что они рассказывают своим друзьям о школе (в %, n = 21)
Предмет рассказа | Доля |
Про одноклассников | 54,2 |
Про уроки | 12,5 |
Про успеваемость | - |
Про проблемы | 41,7 |
Другое | 12,5 |
Всего | 120,9[9] |
На вариант ответа «другое» были даны следующие ответы:
«сплетни»,
«про секцию»,
«о девчонках»,
«о новичках».
Из этого следует, что больше всего респонденты рассказывают друзьям про одноклассников и про проблемы, гораздо меньше про уроки. Это говорит о том, что дети более откровенны с друзьями, нежели с родителями.
На вопрос №28: «Твои родители ходят на родительские собрания?», 8,3% респондентов ответили «да, всегда», 70,8% респондентов ответили «да, иногда», 20,8% респондентов ответили «не ходят».
Из этого следует, что большинство родителей респондентов все же посещают родительские собрания.
На вопрос №29: «Твоих родителей вызывают в школу?», 62,5% респондентов ответили «да», 37,5% респондентов ответили «нет».
Из этого следует, что большинство родителей респондентов вызывают в школу.
На вопрос №30: «Сколько раз в год?», 20,8% респондентов ответили «1-2», 33,4% респондентов ответили «3-4», 8,3% респондентов ответили «5 и более».
Из этого следует, что обычно родителей респондентов вызывают от 1 до 4 раз в год.
На вопрос №31: «Почему твоих родителей вызывают в школу?», 50,0% респондентов ответили «чтобы отругать меня», 12,5% респондентов ответили «другое». На вариант ответа «другое» были даны следующие варианты ответов:
«хотят, чтобы успеваемость была лучше»,
«поговорить об успеваемости»,
«рассказать об успеваемости».
Из этого следует, что большинство (50,0%) родителей респондентов вызывают в школу, чтобы отругать их детей. Так же, вызывают родителей для того, чтобы обсудить успеваемость детей.
Вариант «чтобы похвалить меня» не выбрал ни один из респондентов.
Вывод
Проанализировав данные, полученные в ходе исследования, можно сделать следующие выводы: дети из неблагополучных семей адаптируются к обучению в школе с некоторыми сложностями.
Сложности возникают при адаптации детей к нормам поведения в школе и именно к обучению в школе. Детям не нравится расписание и некоторые предметы. Это связано с тем, что дети перегружены нерационально составленным расписанием. Поэтому, чтобы детям было легче приспосабливаться к распорядку дня, расписание, по мнению одного из учителей, должно быть составлено следующим образом: в начале недели ставятся простые предметы, в середине ставятся сложные предметы (т.к. пик умственной активности приходится именно на середину недели), в конце недели, так же, ставятся простые предметы, поскольку у детей снижается концентрация внимания.
Так же, дети балуются на переменах и уроках, опаздывают на занятия. Возможно, это следствие того, что вне школы родители не уделяют должного внимания их воспитанию, не объясняют им нормы поведения. Следовательно, детям сложно переключиться на то, что в школе существуют определенные правила. Кроме того, таким поведением дети привлекают к себе внимание. Но, в то же время, имеет смысл говорить о том, что требования учителей к детям в соблюдении школьной дисциплины понизились. Квалификация учителей снижается и уменьшается количество учителей готовых работать с детьми из чистого энтузиазма и любви к детям. Возможно, это следствие низкой заработной платы учителей и того, что профессия учителя не считается престижной. Но, в большей степени, успешная адаптация детей из неблагополучных семей зависит именно от учителя. Именно учитель в силах включить ребенка в работу класса и помочь ему усвоить школьные нормы.
Успешными инструментами адаптации являются занятия в секциях, общение с одноклассниками.
Половина респондентов занимаются в секциях. Там они интересно проводят время, общаются со своими друзьями. Занятия в секциях помогают забыть им о своих проблемах. Так же, ребята участвуют в школьных мероприятиях. Занимаясь в секциях и участвуя в мероприятиях, они проводят больше времени в школе. Занятия в школе помогают детям из неблагополучных семей раскрыть их способности, проявить себя с хорошей стороны.
Практически все опрошенные дети общаются со своими одноклассниками как в школе, так и вне ее. Их общение неконфликтное, т.к. найдены темы для разговоров: общие увлечения, подготовка к участию в школьных мероприятиях, помощь в уроках. Включенность в коллектив детей из неблагополучных семей позволяет им получать поддержку, если у них что-то не получается, от своих одноклассников.
Дети из неблагополучных семей не воспринимают требования учителей к себе критически. Напротив, большинство из них считают, что учителя относятся к ним так же, как и к остальным. Кроме того, дети хотели бы общаться с учителями, как с друзьями. Возможно, дети могут тянуться к учителям, потому что видят в них наставников, которыми не являются родители. Учителя, относящиеся с любовью к детям, являются важными помощниками при адаптации детей к школе.
При тех сложностях, какие возникают при адаптации детей из неблагополучных семей к обучению в школе, адаптация проходит нормально. Школа остается важной частью в жизни ребенка, сохраняет свой воспитательный потенциал. Дети компенсируют в школе недостаток общения с родителями и другими членами семьи. В школе дети из неблагополучных семей получают внимание и общение, которых им не хватает. Дети исправляются и развиваются, когда тянутся к чистому и светлому, чего не хватает в собственной семье.