Виды межличностных конфликтов
Наиболее характерными для межличностных конфликтов являются следующие их виды:
• Конфликты, причинами которых являются несовместимые потребности, желания, интересы, цели, ценности и т.п.
• Конфликты «несовместимых» средств достижения общих потребностей, интересов, целей и т.д.
• Конфликт в связи с ограниченными материальными ресурсами (деньги, квартира, земельный участок, льготная путевка на курорт и др.).
• Конфликт доминирования (властных отношений) — стремление одного субъекта навязать другому свою волю, власть и нежелание последнего подчиняться или стремление оспорить пределы навязываемых властных полномочий (семейные конфликты, дедовщина в армии).
• Конфликт статусных позиций возникает либо когда индивиды претендуют на один и тот же социальный статус, либо когда они неадекватно оценивают занимаемые ими и оппонентами статусы, например, ребенок оспаривает власть родителя, гражданин — власть чиновника.
• Ролевые конфликты можно условно разделить на три подвида: 1) два и более индивида стремятся выполнять одну и ту же роль в социальной группе или навязывают какую-то роль другому; 2) неадекватная оценка исполнения той или иной роли другим индивидом; 3) исполнение двух и более трудносовместимых ролей и/или неадекватное исполнение социальной роли.
• Конфликт обладания наиболее характерен для индивидов, находящихся в близких отношениях друг с другом (друзья, родители-дети, супруги, влюбленные), когда один или оба субъекта хотят единолично владеть и распоряжаться другим.
• Конфликт соперничества или конкуренции возникает, когда два и более индивида соперничают друг с другом в чем-то (силе, красоте, богатстве, интеллекте, смелости и др.), при этом конкуренция и соперничество предполагают конфликтные взаимодействия.
• Нереалистический конфликт. Как уже говорилось выше, такой конфликт возникает не по поводу какого-то объекта (предмета), а из-за неадекватного психического состояния одного или обоих субъектов конфликта. Здесь конфликт является не средством достижения цели, а целью.
• Конфликт психологической несовместимости — негативная взаимная оценка и восприятие оппонентами друг друга. Опасность такого конфликта заключается в том, что несовместимость может определенный период времени никак не проявляться во взаимоотношениях индивидов, существуя на уровне подсознания, но в определенной, сложной ситуации стать причиной ожесточенного межличностного конфликта.
Варианты исхода межличностного конфликта
В зависимости от причин возникновения конфликтной ситуации, интересов и целей, преследуемых оппонентами, соотношения противостоящих сил, конфликтного поведения сторон межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:
1)уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий. Такое поведение может быть связано либо с явным превосходством в силе одной из сторон, либо с тем, что в данный момент нет достаточных возможностей для разрешения возникших противоречий;
2)сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя. Такое поведение может быть обусловлено или желанием сохранить нормальные взаимоотношения, или тем, что предмет спора не имеет существенного значения для одной из сторон;
3)компромисс — взаимные уступки обеих сторон. Размер уступок, как правило, зависит от соотношения противостоящих сил;
4)консенсус — нахождение взаимоприемлемого решения проблемы. При таком варианте стороны могут из противников превратиться в партнеров и союзников;
5)эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние. Такое конфликтное поведение обусловлено взаимной установкой на бескомпромиссную борьбу;
6)силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.
Предупреждение и разрешение
межличностных конфликтов
Если возникла конфликтная ситуация, то, прежде чем «ввязываться в драку», необходимо серьезно взвесить все возможные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать себе несколько вопросов:
1)Действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?
2)Возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конфликту?
3)Существуют ли гарантии, что вы достигнете желаемых результатов в предстоящем конфликте?
4)Какова будет цена победы или поражения для вас и вашего оппонента?
5)Каковы возможные последствия конфликта?
6)Как будут реагировать на конфликт окружающие вас люди?
Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.
Избежать конфликт можно также, уйдя от непосредственных контактов с конфликтными людьми и тех, кто вас чем-то раздражает, и тех, кого раздражаете вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов:
1)агрессивисты — люди, которые задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
2)жалобщики — те, которые всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы;
3)молчуны — спокойные и немногословные люди, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма и весьма сложно;
4)сверхпокладистые — люди, которые со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у них расходятся с делом;
5)вечные пессимисты — они всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится;
6)всезнайки — люди, которые считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство;
7)нерешительные — люди, которым трудно принять решение, потому что они боятся ошибиться;
8)максималисты — тс, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;
9)скрытые — люди, которые скрывают свои обиды, а потом внезапно набрасываются на вас;
10)невинные лгуны — ложью и обманом они вводят других в заблуждение;
11)ложные альтруисты — те, которые якобы делают вам добро, но «носят камень за пазухой».
Если в силу тех или иных обстоятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий подход. Все эти подходы построены на следующих основных принципах:
1)Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится.
2)Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения, сохраняйте спокойствие и нейтралитет.
3)Если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его «трудности».
4)Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.
5)Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу, его нейтрализации или взятия под контроль.
Чтобы успешно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, необходимо формировать в себе такие качества, как ассертивность— умение договариваться, находя взаимоприемлемые решения. Для человека, обладающего ассертивностью, характерными являются следующие качества:
• добиваться своих целей, не наживая врагов;
• умение договариваться даже с противниками;
• не позволять другим манипулировать собой;
• уважать права других, но не потакать чужой прихоти;
• адекватно оценивать свои «заслуги», то есть не расстраиваться, если получили отказ в том, на что не имели право рассчитывать;
• четко формулировать свои позиции, без агрессии к оппонентам;
• уметь находить компромиссы, удовлетворяющие обе стороны конфликта.
Одним из методов предотвращения конфликта является самоотстранениеот конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоционально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы можете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпового выброса» отрицательных эмоций.
Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем во взаимоотношениях с другим (сотрудником, соседом, другом, начальником, подчиненным и т.д.). И в этом, и в других случаях (когда наличие противоречий осознают обе стороны конфликта) откровенный разговор помогает более четко определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — совместного поиска вариантов его разрешения.
Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:
а) отделить реальные причины конфликта от формального повода для начала столкновения;
б)сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
в) действовать по принципу «здесь и сейчас», то есть решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;
г) создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
д)говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;
ж) соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
з) создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь оппонентов, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог друг с другом, то в качестве первого этапа урегулирования такого конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта. Рассмотрим некоторые из этих методов.
1)Метод «выхода чувств». Смысл этого метода заключается в том, что оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.
2)Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий — прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свое сочувствие и дать положительную характеристику его личным качествам, например: «Вы человек умный и т.д., и т. п.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.
3)Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто третий, пользующийся доверием адресата. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.
4)Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговорить наболевшее». В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм, но напряжение в отношениях между оппонентами понижается.
5)Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга, при этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной, и накал напряженности в их отношениях спадает.
6)Обмен позиций — конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы собственных личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.
7)«Расширение духовного горизонта спорящих». Это попытка вывести конфликтующих за рамки своего субъективного восприятия конфликта и помочь им увидеть ситуацию в целом со всеми возможными последствиями.
Важным этапом на пути разрешения конфликта является готовность к его разрешению.Для успешного разрешения конфликта в конечном счете необходимо, чтобы обе стороны проявили желание разрешить конфликт. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдно скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.