Метод социометрии и его применение в социологии
Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.
Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.
В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.
Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:
1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.
2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.
3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.
Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.
1. Подготовительная фаза:
а) определение проблемы, задач исследования;
б) выбор объекта исследования;
в) получение информации о членах группы, о самой группе.
2. Фаза социометрической разминки.
а) установление контакта с группой;
б) психологическая подготовка к опросу членов группы;
в) определение содержания социометрического критерия.
3. Фаза собственно опроса.
а) инструктаж респондентов;
б) тиражирование и раздача социометрических карт;
в) заполнение карт респондентом;
г) сбор социометрических карт.
4. Фаза обработки.
а) обработка полученной информации;
б) проверка данных на надежность и достоверность.
5. Завершающая фаза.
а) формулировка выводов;
б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений, структурного состава группы.
Социология общественного мнения.
Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношениесоциальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.
Его основные признаки:
§ общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность;
§ общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;
§ общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;
§ общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.
Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.
Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.
Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.
В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.
Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.
Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.
Социология управления
Социология управления - отрасль социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управления сложились школы:
- научного менеджмента Ф.Тейлора;
- человеческих отношений Э.Мейо;
- социальных систем Ч.Барнарда;
- новая школа теории управления;
- управления в кризисных ситуациях Ч.Перроу и др.
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ – область социологии; изучает закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на соц. структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В центре внимания С.у. соц. проблемы экон. и научно-технической политики, соц. политики, выработки, принятия и осуществления управленческих решений, отношения руководства и подчинения, вопросы о роли и месте информации в управлении и др. Как научная дисциплина С.у. пересекается с такими разделами социологической науки, как социология труда, социология политики, экон. социология, социология организаций, соц. планирование, прогнозирование и проектирование, где также рассматривается проблематика управления.
46.Социология политики.
Политическая социология (социология политики) — отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение:
· взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;
· взаимодействия личности, общества и государства;
· функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
Выделяются также четыре уровня исследований политической социологии:
· на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс);
· на уровне государства (характер и роль государства в обществе);
· на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий);
· на личностном уровне (участие индивидов в политике).[1]
47.Экономическая социология.
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.
Дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов — касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Используются самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. Экономическая социология опирается на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества.
Цель экономической социологии — исследовать социальные аспекты и последствия развития экономической сферы жизнедеятельности общества в условиях рыночных отношений, способствовать повышению результативности социального механизма экономики и принимаемых управленческих решений, а значит — улучшению условий и качества жизни населения.
Предмет экономической социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.
В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов. Например, в финансово-банковской сфере экономической жизни предметом экономической социологии может быть: рынок как социально-экономическое явление во всем многообразии его форм (финансовый, инвестиционный, страховой, налоговый, недвижимости, ценных бумаг, валютный, ипотечный, труда, товаров и услуг); собственность как важнейший социальный институт; риски; угрозы экономической безопасности; социальный обмен и др.