Социология в XIX-XX столетиях

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Социология в XIX-XX столетиях ……………………………………................5

2.Развитие социологической мысли в России ………………………………………….11

3. Социология в СССР и Современной России............................................... 23

Заключение........................................................................................................ 25

Список используемой литературы…………………………………………….......26

Введение

Мировую историю социологии подразделяют на три периода:

1) Донаучный (до начала XIXвека);

2) Классический (с середины XIXвека до начала XX века)

3) Современный (с 20-х гг. XXв )

Донаучный периодСвоеобразные, даже порой оригинальные взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских, и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средневековья и Нового времени.

Эпоха Просвещения и исторические события Великой Французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации. Именно тогда, после трагических событий и результатов французской революции возникла особая потребность в познании социально-политических условий жизни, и встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни.

Классический период социологии начинается в XIX веке. В этот период сложилось несколько направлений: французская социологическая школа (О.Конт, Э. Дюркгейм), английская (Г. Спенсер), немецкая школа (М. Вебер, Г. Зиммель), развивается марксистское направление в социологии.

Cовременный периодСовременный этап в развитии социологии начинается в 20-е г XX веке. Если на предыдущем этапе центром мировой социологической мысли являлась Западная Европа, то в XX веке он перемещается в США. В этот период появляется огромное количество направлений, теорий, парадигм. Наиболее значимые из них: 1) теория действия и теория социальных систем Толкотта Парсонса, 2) функционализм и теория аномии Роберта Мертона, 3) этнометодология Гарольда Гарфинкеля, 4) феноменологическая социология Альфреда Щюца, 5) драматургический подход Ирвинга Гофмана, 6) теории личности Джорджа Герберта Мида и Чарлза Кули. Эти и другие теории мы будем подробнее рассматривать в темах: «Социализация личности», «Девиантное поведение», но в основном в теме «Социальное взаимодействие».

Социология в XIX-XX столетиях

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). О. Конт ввел в научный оборот понятие "социология". Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

О.Конт стал основателем первого направления в социологии - позитивизма, у которого в XIX веке было много сторонников. Согласно идеологии данного направления социология должна быть наукой об обществе. Подобно естественнонаучным дисциплинам, социология должна: 1)опираться на объективные факты, а не на размышления о ним; 2) полученные знания должны быть проверяемы; 3) наука должна приносить плоды для общества, подобно тому, как открытие законов механики способствовало появлению машин.

О. Конт формулирует два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук.

Согласно закону трех стадий, человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).

Следующая концепция - это классификация наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам: Математика – Астрономия - Физика-Химия – Биология - Социология.

Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука, и поэтому она должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводятся закономерности развития.

Социологию О. Конт делил на две части: социальную статику (законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику (анализ законов социального развития, идея прогресса).

О. Конт пользовался понятиями социальная статика для истолкования структуры общества и социальная динамика, с помощью которого он раскрыл механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. Творчество О. Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.

Другим представителем французской социологической школы является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель журнала «Социологический ежегодник». Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил институционализацию социологии во Франции. Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе.

Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В своей работе «Метод социологии» Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

- Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

- Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

- Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

Параллельно с французской социологической школой развивалась английская школа, ярким представителем которой является Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Основой его взглядов являлась аналогия между биологическим и социальным организмами. Г. Спенсер широко использовал историко-сравнительный метод в обосновании социологических взглядов.

Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. Труд Спенсера "Основания социологии"(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей социологии наряду с О. Контом а также родоначальником органической теории общества.

Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей.

Органицизм, эволюционизм, функционализм – три основных «кита» социологии Г. Спенсера.

В Германии первой по настоящему профессиональной научной школой социологии стала “формальная социология”. По своей содержательной и организационной роли значение этой школы для развития социологической науки можно сравнивать с дюркгеймовской школой во Франции. К ведущим ученым данного направления относится Георг Зиммель ( 1858-1918).

Форма в анализе стала важнейшим элементом научного анализа общественных явлений и тенденций. Формальная, или чистая социология, по Г. Зиммелю, исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Сумма этих форм связи образует собственно общество. Задачу социологии Зиммель видел в том, чтобы абстрагировать социальные формы – понятия, как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов, а грамматика отделяет свои формы от языка и конкретных слов.

Другим представителем немецкой социологической школы является Макс Вебер (1864-1920). С точки зрения М. Вебера, наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. Изучение объективных фактов – задача экономических, политических, юридических наук. Социология же должна дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить:

· посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления,

· какие понятные последствия имели их стремления для "осмысленно соотнесенного поведения других людей".

Предметами социологии должны быть только те социальные действия, которые:

· осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения

· ориентированы на других субъектов.

К социальному действию не относятся:

· действия индивида если они не есть результата его созидательного волеизъявления, но осуществляется под влиянием импульсов, не осмысленных в терминах рациональной цели

· единообразное поведение многих людей, если оно не является результатом сознательной ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях

В наше время философско-социологические взгляды М. Вебера на понимающую социологию переживают настоящее возрождение.

Марксистская социологическая школа. В истории социологии классического периода эта школа представляет явление необычное, экстраординарное. Марксизм предлагал свой леворадикальный проект переустройства общества. Основными его представителями являются Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

По общественной теории К. Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т.е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.

К. Маркс поставил своей целю раскрыть взаимоотношения экономического базиса и настройки общества, а также механизмы исторического развития общества. Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные факты лежат в основе общественной жизни и определяют сознание людей. Их этого следует, что общественные перемены происходят при изменении материальных условий.

Способы производства в материальной сфере определяют социальный, политический и духовный процесс жизни. Труд является центральным понятием в теории К. Маркса

Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом, развитие производительных сил, по Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается, и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в различных конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т.д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т.е. социальная революция.

Марксова концепция развития неотделима от его концепции классов. Он считал, что в каждой из формаций существуют свои специфические пары классов, борьба между которыми - это в конечном свете выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Пролетариат и буржуазия, по Марксу - последние антагонистические классы. Будущая коммунистическая формация, к которой перейдет общество с помощью революции, - бесклассовое общество

Содержательный потенциал учения Маркса оказался столь значительным, что с ним, как с живым, продолжают полемизировать и бороться или сотрудничать все социологи мира.

Наши рекомендации