Дисциплинами социально-гуманитарного профиля

Этот вопрос имеет большое методологическое и методическое значение. Однако в настоящее время он имеет слабую теоретиче­скую базу, что практически проявляется в весьма спонтанном раз­мещении дисциплин данного профиля в учебных планах различных специальностей. В частности, социология ставится и на первых кур­сах, и на заключительных, в отдельных случаях она вообще спарива­ется с политологией, на отдельных специальностях она изучается в течение двух семестров, в большинстве же случаев ее изучению от­водится один семестр (34 часа), но и в этом последнем случае в от­дельных вузах итоговый контроль определяется то в форме экзаме­на, то в форме зачета. Все это говорит об определенной неорганизо­ванности учебного процесса, о преобладании в нем спонтанных тен­денций. В качестве варианта упорядочения этого процесса можно было бы предложить следующее распределение дисциплин гумани­тарного профиля по семестрам обучения (см. таб. 1)

Таблица I

№ п/п Наименование дисциплины Семестр Формы контроля
Зачет Экзамен
1. История отечества +  
2. Философия 1,2 + +
3. Белорусский язык +  
4. Психология +  
5. Религиоведение +  
6. Культурология +  
7. Этика ,4   +
8. Политология +  
9. Экономическая теория 5,6 + +
10. Социология +  
11. Педагогика   +
12. Иностранный язык 1-6 ++++ ++
13. Физическая подготовка 1-6 ++++++  

Из таблицы видно, что основные дисциплины гуманитарного профиля изучаются на первых трех курсах. На каждый семестр при­падает по две общественные дисциплины (исключая иностранный язык и физподготовку) или по два занятия в неделю. Изучение большинства из них заканчивается зачетом. Но изучение филосо­фии, этики и экономической теории, безусловно, следовало бы за­канчивать экзаменом.

Из таблицы следует и структурно-логическая схема изучения дисциплин гуманитарного профиля, их соотношение друг с другом и последовательность изучения во времени с учетом возрастных осо­бенностей студентов разных курсов и с учетом метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Разумеется, можно предложить и иную последовательность этих предметов, но важно обсудить этот вопрос и придать ему статус об­щевузовского документа с тем, чтобы упорядочить и систематизиро­вать процесс общегуманитарной подготовки специалистов различ­ных профилей, а не ставить эти дисциплины в пустые ячейки, кото­рые остаются в учебных планах после заполнения их дисциплинами основных специальностей.

Четкое представление о месте каждой общественной науки в струк­туре дисциплин гуманитарного профиля позволяет расширить возмож­ности каждой из них, позволяет избегать ненужных повторов и усилить концептуальные основы каждой из этих дисциплин, определяет воз­можность сформулировать общее видение социокультурных явлений и процессов, их комплексное усвоение. Только в этом случае материал всех социогуманитарных дисциплин станет основой научного мировоз­зрения и повлияет на формирование гражданской позиции будущих специалистов. Без реализации этой цели изучение этого блока превра­щается в скучное повторение банальных фактов и прописных истин, что вызывает у слушателей лишь чувство отторжения.

При этом необходимо ясно видеть и специфику каждой дисцип­лины, ее предметную определенность и гносеологическую сущ­ность. В этой связи и встает вопрос о предметно-гносеологическом соотношении общественных наук, так как все они так или иначе свя­заны с изучением общества и человеческой сущности общественных образований.

Прежде всего, встает вопрос о соотношении социологии и фило­софии. Последняя, имея предельно широкий и абстрактный характер описания своего объекта, также касается проблем социального бы­тия. Известно, что законы строения общества, его функционирова­ния и развития в силу своей масштабности и глобальности долгое время изучались именно в лоне философского знания. Поэтому фи­лософские модели устройства и развития общества являются неотъ-



емлемой частью теоретической социологии, питают ее своими кон­структами и парадигмами. Лишь с возникновением эмпирической социологии и обращения социологии к микрообъектам стали выкри­сталлизовываться специфические социологические предметы иссле­дования и особая методика их изучения. Но так или иначе между философией и социологией существует глубокая внутренняя связь, определяемая как объектом исследований, так и некоторыми общи­ми гносеологическими моделями. Поэтому вполне логичным представ­ляется изучение вначале философских основ бытия (хотя язык филосо­фии и представляет определенную сложность для его усвоения на младших курсах), затем их конкретных проявлений, к чему тяготеют конкретные общественные науки, в том числе и социология.

В логическом плане социологическим исследованиям должна
предшествовать и история общества, т.к. без знания конкретного
исторического материала трудно говорить о специфике функционирования современного общества.

Что касается таких дисциплин, как психология, этика, культуро­логия, политология и религиоведение, то, учитывая их философский статус и акцент на определенные проявления человеческой культу­ры, которые затем рассматриваются в русле социологической про­блематики, логичным будет предположить, что изучение этих дис­циплин также должно предшествовать изучению социологии. Эко­номическая же теория, требующая определенной интеллектуальной зрелости и элементарных навыков математического анализа, завер­шает цикл общественных дисциплин.

Подобная последовательность изучения общественных дисцип­лин дает возможность от общих абстрактных истин перейти к кон­кретному знанию социального объекта, дает возможность в наи­большей степени сочетать познавательное и воспитательное воздей­ствие общественных дисциплин, узнавать не только то, что уже сло­жилось в общественной жизни, но и строить научно обоснованные прогнозы будущего.

Наши рекомендации