Характеристика опорного компонента

Между главной и придаточной частями устанавливаются изъяснительные отношения, если в главной части имеется опорный компонент, обозначающий речевую, мыслительную, эмоциональную, познавательную, волевую, оценочную деятельность, эмоциональное или интеллектуальное состояние (со значением речи, мысли, чувства), а придаточная отвечает на вопросы косвенных падежей.

Частеречная принадлежность стержневого слова может быть различной: глагол, прилагательное, существительное, слово категории состояния.

Он понял, для чего нужно ходить на лекции.[ …глаг.], (что …).

К концу семестра пришло понимание, для чего нужно ходить на лекции.[… сущ.], (что …).

Теперь мне понятно, для чего нужно ходить на лекции.[praed], (что …).

Основная позиция – при глаголе. В качестве опорного компонента может выступать любая форма глагола: спрягаемая, инфинитив, причастие, деепричастие.

Преподаватель предупредил, что завтра контрольная.

Преподаватель обязан предупредить, что будет проводить контрольную.

Преподаватель закончил лекцию, предупредив, что завтра контрольная.

Преподаватель, предупредивший, что завтра контрольная, сам на неё не явился.

[ …глаг.], ( с. что …).

Опорным компонентом может выступать глагольное фразеологическое сочетание: давать слово, обращать внимание, делать вид, подавать знак, питать надежду, приходить к выводу и под.

Преподаватель сделал вид, что не заметил шпаргалку.[ …глаг.], ( с. что …).

Преподаватель подал знак, чтобы спрятали шпаргалку.[ …глаг.], (чтобы …).

Слова других частей речи (существительные, прилагательные, категория состояния) участвуют в формировании изъяснительных отношений благодаря своим словообразовательным связям с глаголом или через синонимические отношения с глагольными образованиями.

Верить, верно, вера, что …

Грустить, грустно, грусть, что…

Удивляться, удивлен, удивительно, удивление, что …

Тревожиться, встревоженный, тревожно, тревога, как бы не …

Слышать, слышно, слух, что …

Предполагать – предположение, гипотеза, версия, теория, что …

Доказывать – доказательство, аргумент, довод, что …

Полагать – положение, точка зрения, тезис, что …

Мыслить – мысль, идея, что…

Удивляться – удивительно, странно, чудно, дико, что …

Значительно уже круг слов, функционирующих в качестве опорных, но непосредственно не связанных с глаголами. Это оценочные предикативы (хорошо, плохо, глупо, приятно, важно, правильно, справедливо) и оценочные существительные (беда, не беда, экая важность, вздор, глупость, счастье).

Хорошо, что бывают каникулы.

Плохо, что они такие короткие.

Не беда, что грудь впалая, зато спина колесом.

Ну вот! Великая беда, что выпьет лишнее мужчина!

Это не порядок, чтоб до венца к невесте приезжать.

Разграничение придаточных изъяснительной и определительной, относящихся к существительному

Существительные, словообразовательно или семантически связанные с глаголом речемыслительной семантики, обладают способностью распространяться как придаточной определительной (в силу грамматической природы), так и придаточной изъяснительной (в силу семантики).

Мысль, что пришла мне в голову, никого там не застала.

Мысль, что (= которая) пришла мне в голову, никого там не застала.

Что – союзное слово; мысль какая? , придаточная определительная.[Сущ., (с. сл. что …), …].

Мысль, что она приходила в мое отсутствие, расстроила меня.

Мысль (о том), что (= будто) она приходила в мое отсутствие, расстроила меня.

Что – союз; мысль о чем?, придаточная изъяснительная.[Сущ., (с. что …), …].

Дифференциация проводится по средству связи (прием замены соответствующим союзом или союзным словом) и по возможности / невозможности подстановки указательного слова.

СПП с придаточной изъяснительной

Характеристика средств связи

Механизм связи в СПП с придаточной изъяснительной может быть как союзным, так и относительным.

Я знаю, что невозможное возможно.

Я знаю, что сделать для превращения невозможного в возможное.

СПП с придаточной изъяснительной: характеристика средств связи

Союзное подчинение

С точки зрения употребления все изъяснительные союзы делятся на три группы:

1) союзы, принадлежащие сфере повествования;

2) союзы, принадлежащие сфере волеизъявления;

3) союзы, принадлежащие сфере вопроса.

Союзы, принадлежащие сфере повествования(что, будто, будто бы, как будто, словно, устар. якобы).

Союз что употребляется в случаях не / совпадения точек зрения субъекта и говорящего.

Существует мнение, что Одесса похожа на Париж.

Говорят, что враждуют между собой поэзия и проза, гений и толпа, отцы и дети.

Надька врёт, что её в балет отдают.

Союз будто и его синонимы употребляются в предложениях, где содержится сообщение, которое говорящий не признаёт своим или сомневается в его достоверности. Поэтому эти союзы тяготеют к опорным словам со значением необъективности, неуверенности, сомнения (казаться, мерещиться, сниться, слух и под.).

Приснилось Тане, будто стипендию увеличили.[глаг.], (будто …).

По факультету прошёл слух, будто бы экзамены отменили.[… сущ.], (будто бы …).

Союзы, принадлежащие сфере волеизъявления (чтобы, как бы, как бы не, чтобы не). Волеизъявление конкретизируется как значение побуждения, желательности, опасения.

Скажите, чтобы подавали шампанское.[глаг.], (чтобы …).

Боюсь, как бы не заболеть.[глаг.], (как бы не …).

Одного боюсь – за вас и сам, -- чтоб не обмелели наши души.[глаг.], (чтоб не …).

Союзы, принадлежащие сфере вопросительной речи (союз ли и его модификации или, то ли – то ли).

Скажите, любите ли вы театр.[глаг.], (… ли …).

Не знаю, это звонок с лекции или у меня в левом ухе звенит.[глаг.], ( ) или ( ).

То ли жарко, то ли зябко, не понять, а сна всё нет.(То ли …), (то ли …), [глаг.], а [ ].

Наши рекомендации