Кто назвал революции - “локомотивами истории”?
a)К. Маркс
a)В. Ленин
a)М. Вебер
a)П. Сорокин
a)Г. В. Плеханов
Революция – это:
a)коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социально-культурной системы другой, более прогрессивной
a)частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя
a)смена политического режима
a)переворот, совершенный группой лиц, объединенных в какую-либо партию
a)переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому
Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение в:
a)постиндустриальном обществе
a)доиндустриальном обществе
a)индустриальном обществе
a)аграрномобществе
a)традиционном обществе
Американский социолог, рассматривающий равновесие как важнейший признак общества, нарушение которого ведет к дестабилизации общества:
a)Т. Парсонс
a)П. Сорокин
a) М. Вебер
a) В. Парето
a) К. Маркс
Один из виднейших социологов Франции, который отстаивал положение, что в обществе решающую роль играет сотрудничество индивидов и солидарность:
a)Э. Дюркгейм
a)В. Парето
a)Т. Гоббс
a)Платон
a)Т. Мор
Сторонник теории элит, считавший, что нормальное развитие общества зависит от функциональной способности элиты:
a)В. Парето
a)Т. Парсонс
a)М. Вебер
a)П. Сорокин
a)Л. Козер
Концепция, в основу которой положены коммунистические принципы организации общества:
a)утопического социализма
a)концепция конвергенции
a)постиндустриального общества
a)общества равных возможностей
a)теория «индустриального общества» У. Ростоу
Социальная сфера жизни общества включает:
a)все перечисленное
a)отношение населения и власти;
a)отношение собственности на средства производства;
a)отношения, складывающиеся в процессе производства;
a)отношения между социальными группами;
Социальная роль - это:
a)совокупность усвоенных и выполняемых индивидом социальных функций и соответствующих им образцов поведения;
a)положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением, происхождением;
a)оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;
a)степень влияния личности в социальной группе или обществе;
a)использование властных полномочий и привилегий.
Социальная дифференциация означает:
a)разделение общества на группы, занимающие разное положение;
a)превращение среднего класса в наиболее многочисленную социальную группу;
a)утрату обществом стабильности;
a)отсутствие льгот и привилегий для отдельных социальных групп;
a)укрепление позиций финансовой олигархии.
Теорию социальной стратификации выдвинул:
a)П. Сорокин
a)О. Конт
a)Аристотель
a)М. Вебер
a)К. Маркс
Социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями, называется:
a)сословие
a)каста
a)класс
a)номенклатура
a)страта
Основным критерием социальной стратификации является:
a)доход
a)неравенство
a)престиж
a)образование
a)национальность
«Андерклассом» в социологии принято называть:
a)низший класс
a)средний класс
a)высший класс
a)низший средний класс
a)высший средний класс
Данный тип стратификации характеризует открытое общество:
a)классы
a)касты
a)сословия
a)родовой строй
a)рабство
Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:
a)повышает устойчивость и стабильность общества;
a)способствует квалификации работников;
a)ведет к застою, препятствует социальной мобильности;
a)повышает социальную напряженность;
a)повышает позиции высших слоев общества.
К среднему классу не относятся:
a)неквалифицированные рабочие;
a)материально-обеспеченные слои интеллигенции;
a)управленцы среднего звена;
a)представители малого и среднего бизнеса;
a)управляющие общенациональными корпорациями.
В марксистской теории главным признаком классовой принадлежности является:
a)отношение к собственности на средства производства
a)размер получаемого дохода
a)форма получаемого дохода
a)характер деятельности
a)авторитет
Наиболее полное описание каналов вертикальной мобильности дал:
a)П. Сорокин
a)М. Вебер
a)Э. Дюркгейм
a)Т. Парсонс
a)К. Маркс
Маргиналы это:
a)социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;
a)опустившиеся на «дно» общества выходцы из разных классов;
a)разорившиеся предприниматели;
a)низкоквалифицированные рабочие;
a)авантюристы.
В результате глубокого и острого экономического кризиса значительная часть среднего класса потеряла свои прежние позиции. О каком типе маргинализации может идти речь в этом случае:
a)об экстремальной маргинализации;
a)о предписанной маргинализации;
a)о естественной маргинализации;
a)о запланированной маргинализации;
a)о стихийной маргинализации;
Социальное неравенство проявляется в:
a)наличии привилегий для отдельных групп;
a)различиях между людьми по профессиональным видам деятельности;
a)отсутствии распределения материальных благ поровну;
a)различиях между людьми по природным способностям и склонностям;
a)конфессиональные различия.
Причины социального неравенства с марксистской точки зрения:
a)коренятся в отношениях собственности;
a)обусловлены природными различиями людей;
a)вызваны различиями в образовании и культуре;
a)являются следствием несовершенства законов;
a)это историческая закономерность.
Тенденцией развития социальных структур современных западных обществ не является:
a)уменьшение социальной мобильности;
a)уменьшения доли фермеров;
a)рост доли высококвалифицированных работников умственного труда;
a)рост «среднего класса»;
a)наличие андеркласса.
Кого можно отнести к маргинальным слоям населения:
a)эмигрантов
a)военнослужащих
a)студентов
a)домохозяек
a)пенсионеров
Основные классы современного казахстанского общества:
a)средний класс
a)фермеры
a)мафия
a)высший класс
a)ничего из перечисленного
Какие признаки класса выделяются и признаются в марксизме в качестве объективных и научно-обоснованных:
a)отношение к средствам производства;
a)характер развлечения и досуга;
a)культурные запросы и интересы;
a)вероисповедание;
a)характер и степень образованности.
Определение классов и социальных групп, находящихся по отношению друг к другу в неравном положении и борющихся между собой, принадлежит:
a)К. Марксу
a)Конфуцию
a)М. Веберу
a)Платону
a)Аристотелю
Концепции о классовой структуре общества противостоит теория:
a)социальной стратификации
a)социальной интеграции
a)социальной диспозиции
a)социальной ориентации
a)социальных интересов
В основе теории стратификации лежат объединения людей:
a)в группы и противопоставляемые им по статусным признакам другие группы
a)в классы
a)в социальные слои
a)в общества
a)в государства
Методологической основой для концепции социальной мобильности служит теория:
a)социальной стратификации
a)социальных общностей
a)эмпирических социальных исследований
a)социальных изменений
a)личности
Термин “социальная мобильность” был введен в социологию в 1927 году:
a)П. Сорокиным
a)Б. Барбером
a)А. Туреном
a)Л. Уолнером
a)Р. Дарендорфом
Понятие «личность» включает в себя:
a)итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств
a)всеобщие человеческие качества и способности
a)социологические и психологические черты человечества: разум, волю, потребности, интересы
a)понятие «конкретного человека»
a)все вышеперечисленное
Что понимается в социологии под термином «личность»?
a)каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы;
a)всякий человек с момента рождения;
a)выдающийся деятель;
a)лидер;
a)одаренный человек.
К категории «феральные люди» относится:
a)человек-«маугли»
a)глухонемой
a)студент
a)наркоман
a)олигофрен
Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей называют:
a)социализацией
a)взрослением
a)адаптацией
a)воспитанием
a)интериоризацией
Социализация личности это:
a)усвоение социального опыта, накопленного человечеством;
a)общение с окружающими;
a)обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;
a)подготовка детей к взрослой жизни;
a)изменение социального статуса
На социализацию личности не влияет:
a)окружающая природная среда
a)деятельность СМИ
a)семья
a)школа
a)родственники
Укажите самый важный критерий, соответствующий статусу взрослого человека:
a)самому себя обеспечивать средствами существования;
a)иметь семью;
a)распоряжаться деньгами, независимо от других;
a)проживать независимо от родителей
a)делать все, что захочется.
Стадией социализации считается:
a)все перечисленное
a)юность
a)зрелость
a)старость
a)детство
Взаимодействие индивидов на основе статусов и ролей характеризуется:
a)ожиданием
a)предписанием
a)предвидением
a)закономерностью
a)ничем из перечисленного
К агентам первичной социализации не относятся:
a)администрация школы
a)учителя
a)родители
a)друзья
a)тренеры
Максимальное слияние личности со своей ролью называется:
a)ролевой идентификацией
a)ролевым поведением
a)ролевым схематизмом
a)ролевой дистанцией
a)ролевой игрой
К агентам вторичной социализации не относятся:
a)родители
a)телевидение
a)интернет
a)полиция
a)администрация школы
Среднее или минимальное слияние со своей ролью называется:
a)ролевым дистанцированием
a)ролевой идентификацией
a)ролевым поведением
a)ролевым схематизмом
a)ролевым прогнозированием
Открытому обществу соответствует как типичный:
a)достигаемый статус
a)приписываемый статус
a)личный статус
a)главный статус
a)смешанный статус
Определение какого понятия приведено ниже? «Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми»:
a)престиж
a)статус
a)авторитет
a)социальная роль
a)социальные ожидания
Кто разработал учение о социальном характере:
a)Э. Фромм
a)Г. Маркузе
a)Р. Дарендорф
a)Дж. Морено
a)З. Фрейд
Какое из следующих суждений верно:
a)ценности служат мотивом поведения личности;
a)личность - биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции;
a)личность - единичный представитель человеческого рода;
a)потребности и мотивация в строгом смысле - одно и то же;
a)личность существует с момента рождения.
Выберите из перечисленных ниже положений то, которое является в полной мере определением социализации:
a)процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества;
a)процесс, в ходе которого люди обучаются эффективности совместной деятельности;
a)процесс воспитания ребенка;
a)вхождение индивида в социальный мир;
a)ничего из выше названного.
Как в теории социального действия Т. Парсонса называется процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды:
a)имитация
a)идентификация
a)социальное научение
a)социализация
a)девиация
Из нижеперечисленных суждений укажите правильное:
a)один человек обладает множеством статусов;
a)социальная роль - определенная позиция в социальной структуре общества;
a)человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;
a)индивид, обладающий статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;
a)социальный статус - положение индивида в малой группе.
Вид санкции, в которой отражаются наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, называют:
a)неформальной негативной
a)неформальной позитивной
a)формальной позитивной
a)формальной негативной
a)нет правильного ответа
Замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение относятся к санкции:
a)неформальная негативная
a)неформальная позитивная
a)формальная позитивная
a)формальная негативная
a)все перечисленное
Кто из перечисленных ученых является автором концепции «зеркального «Я»:
a)Ч. Кули
a)З. Фрейд
a)Р. Линтон
a)Т. Парсонс
a)Ж. Пиаже
Средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы - это:
a)санкции
a)нормы
a)предписания
a)контроль
a)наказание
Укажите, какой институт является наиболее важным для первичной социализации, с точки зрения Т. Парсонса:
a)семья
a)школа
a)армия
a)церковь
a)государство
Чиновник, занимающий высокий государственный пост, но отказывающийся от служебной машины, демонстрирует:
a)дистанцирование от роли;
a)высокую идентификацию с социальным статусом;
a)низкую идентификацию с социальным статусом;
a)сокращение межстатусной дистанции;
a)придерживается тактики популизма.
Кто из перечисленных персонажей принадлежит к достигаемому статусу:
a)миллиардер
a)дочь кинозвезды
a)женщина
a)герцог
a)император
Вид санкции, в которой выражается публичное одобрение со стороны официальных организаций, называется:
a)формальная позитивная
a)неформальная позитивная
a)формальная негативная
a)неформальная негативная
a)нет правильного ответа
Укажите норму, за нарушение которой последуют максимальные санкции:
a)законы
a)традиции
a)нравы
a)обычаи
a)предписания
Девиантным поведением считается:
a)все перечисленное
a)убийство
a)кража
a)вымогательство
a)алкоголизм
Люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей, - это агенты:
a)социализации
a)контроля
a)обмена
a)поведения
a)наказания
К формам массового поведения относится:
a)все перечисленное
a)паника
a)слухи
a)неповиновение
a)бунт
Самостоятельное регулирование индивидом собственного поведения в соответствии с общепринятыми нормами является:
a)самоконтролем
a)конформизмом
a)идентификацией
a)осознанием
a)сублимацией
Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента:
a)нормы и санкции
a)ожидания и мотивы
a)статусы и роли
a)власть и действия
a)волю и обстоятельства
Социальный контроль - это:
a)механизм социальной регуляции поведения;
a)контроль социальных институтов за действием индивидов;
a)средства наказания;
a)запрет что-либо делать;
a)разрешение что-либо делать.
Агенты неформального контроля:
a)родители
a)налоговый инспектор
a)полицейский
a)судья
a)директор
Своеобразие, позволяющее определить политику как особый вид социального воздействия, придает ей:
a)власть
a)конкуренция
a)принуждение
a)коррупция
a)компромисс
Основным политическим институтом власти является:
a)государство
a)общество
a)общность
a)класс
a)нация
Политика — это вид социального взаимодействия, который характеризуется своим изначальным:
a)неравенством
a)равенством
a)паритетом
a)господством
a)принуждением
В систему институтов образования входят:
a)семья, учреждения образования и культуры, СМИ
a)семья, наука, производственное предприятие
a)семья, вуз, рынок
a)профтехучилище, наука
a)школа, семья, церковь
Престиж образования определяет:
a)признание значимости знаний обществом
a)уровень материального вознаграждения
a)уровень морального удовлетворения
a)материальное обеспечение образования
a)бесплатность, всеобщность образования
Хиппи, панки, рокеры и т. п. — это проявление:
a)молодежной субкультуры
a)деликветного поведения
a)народной культуры
a)объединений людей по их социальному статусу
a) непрофессионального искусства
Одно из важнейших предназначений утилитарных и художественных предметов в быту состоит:
a)в воспитании художественного вкуса
a)в формировании эстетического идеала
a)в украшении быта
a)в улучшении эмоционального самочувствия
a)в проявлении уровня материального благосостояния
К видам материальной культуры относят культуру:
a)материального производства
a)нравственную
a)эстетическую
a)политическую
a)правовую
Какая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его:
a)массовая
a)элитарная
a)народная
a)духовная
a)нет правильного ответа
Массовая культура включает в себя:
a)популярную и эстрадную музыку
a)карнавальные шествия
a)легенды, сказания, эпос
a)частушки
a)оперную музыку
Какая культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы:
a)народная
a)элитарная
a)массовая
a)нравственная
a)материальная
Время появления массовой культуры:
a)середина ХХ века
a)начало ХХ века
a)конец XIX века
a)XVIII век
a)конец XIX - начало ХХ веков
Элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются на протяжении длительного времени, передаются из поколения в поколение, называются:
a)культурными традициями
a)элитарной культурой
a)культурными новациями
a)массовой культурой
a)культурным релятивизмом
Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества - это:
a)культура
a)образование
a)религия
a)наука
a)искусство
В XVIII веке у европейцев культура обозначала:
a)цивилизованность
a)совершенствование человеческих качеств
a)умение вести себя за столом
a)разновидность дворцового этикета
a)мораль
Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают:
a)все перечисленное
a)культура
a)искусство
a)наука
a)мораль
Верное утверждение:
a)массовая культура появилась с развитием средств массовой информации;
a)массовая культура сопровождает всю историю человечества;
a)массовая культура - продукт тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры;
a)массовая культура зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа;
a)массовая культура зародилась во Франции в XVIII веке.
Абай о социальной роли труда:
a)все виды труда полезны, в т.ч. и наемный труд
a)барымта — один из путей обогащения
a)труд способствует всестороннему развитию человека
a)источником богатства могут быть спекуляция, рынок, воровство
a)все вышеперечисленное
Ы. Алтынсарин о социально-классовой структуре казахского общества:
a)баи-феодалы, середняки и бедняки-жатаки
a)буржуазия, феодалы, бедняки
a)бедняки, середняки, помещики
a)рабочие, капиталисты, батраки
a)крестьянство, кулачество, буржуазия
Нация, как историческая общность людей сложилась:
a)в Новое время
a)в эпоху античности
a)в средние века
a)в первобытную эпоху
a)в Новейшее время
Основные составные элементы этноса — это:
a)племя, народность, нация
a)классы, слои, группа
a)страта, раса, коллектив
a)семья, государство, партия
a)общественное движение, профессиональный союз, творческий союз
Основным политическим институтом власти является:
a)государство
a)общество
a)общность
a)класс
a)нация
Семья как социальный институт возникла:
a)в первобытную эпоху
a)в средние века
a)в Новое время
a)эпоху античности
a)в Новейшее время
Социологические исследования в сфере семейно-брачных отношений в СССР проводились под руководством:
a)И. Кона
a)В. Ядова
a)Т. Рывкиной
a)Т. Заславской
a)В. Староверова
Духовно-нравственные основы личности ребенка определяются больше всего:
a)образом жизни, поведением взрослых
a)зависимостью от взрослых
a)авторитетом взрослых
a)самовоспитанием
a)биологической наследственностью
Социология молодёжи относится к:
a)теории социальных общностей.
a)теоретической социологии;
a)макросоциологии;
a)микросоциологии;
a)эмпирической социологии.