Титулы, мундиры, ордена

Характерная черта сословий — наличие соци­альных символов или знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели го­сударственных отличительных знаков, хотя вы­делялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваи­вало отличительные символы главному сосло­вию — дворянству. Что же это за символы? Титулы— установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового по­ложения их обладателей, кратко определявшие их правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секре­тарь, превосходительство и светлость. Мундиры— официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально их вы­ражавшая.

Ордена— вещественные знаки отличия, почет­ные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представ­ляет собой частный случай мундира, а собствен-

но орденский знак — обычное дополнение лю­бой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин — ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворно­го). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное по­ложение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила «Табель о ран­гах». С тех пор «чин» получил более узкое, спе­циальное значение, относящееся только к госу­дарственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы — воинскую, штатскую и придворную. Каждая из них делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принци­пе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе необходимо было прослужить извест­ный минимум лет (в низших 3-4 года). Высших должностей в иерархии было меньше, чем низ­ших. Класс обозначал ранг должности. Ранг без должности получил название чина или классно­го чина (для отличия от чина вообще, чина как

3 ЕгоровА.Б. Проблемы титулатуры римских императоров// Вестник древней истории. 1988. № 2 (185).

торых в дальнейшем они отделились. Так, титул князя когда-то означал и выделял племенного вождя, позже — реального главу княжества. И лишь после создания единого Русского государства стал почетным титулом, ука­зывающим на происхождение.

Широкое распространение титул получил в феодальном обществе, а в некоторых капиталистических странах (например, Великобритании) титул сохраняется и поныне. В России после Октябрьской революции 1917 г. ти­тулы были ликвидированы.

Титул — не только почетное воинское звание и гражданский статус, но и привилегия высшего сословия общества. Если титул присуждался выходцу из социальных низов, то тем самым он совершал восходящую мобильность и переходил в ряды аристократии. Быть титулованным и находиться в числе простого народа было практически невозможно.

В Европе и в России титулом могли владеть только дворяне, представи­тели благородного сословия. Дворянство могло быть поместным и служилым. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и потомкам по мужской линии.

Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворян­ство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и иные родовые титулы. В Европе они обозначали разные степени вассальной зави­симости. До XVIII в. в России существовал только княжеский титул, обозна­чавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом

должности и звания), а за его обладателем за­крепилось наименование «чиновник». Чин давал право на замещение должностей го­сударственной службы и являлся показателем выслуги лет, старшинства. Исполнение государ­ственной службы возможно лишь в том случае, если чиновник имел статус дворянина. Преиму­щественное право на государственную службу предоставлялось потомственному поместному дворянству. Имущественная обеспеченность и более высокий образовательный уровень дво­рянства сыграли решающую роль в том, что го­сударство сделало ставку именно на него. Обес­печенность являлась важной ввиду сравнитель­но низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась ус­тавной обязанностью дворянства. Оба типа дворянства — поместное и служилое — являлись потомственными: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворян­ский статус обычно оформлялся в виде родос­ловия, родового герба, портретов предков, пре­даний, титулов и орденов. В сознании возника­ло чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его Доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составля-

ющей которой являлось уважение и доверие ок­ружающих к незапятнанному имени. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) состав­ляла в середине XIX в. 1 млн человек. Потом­ственные дворяне (по происхождению) составля­ли 37% общей численности сословия. Благород­ное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед отече-

Титулы, мундиры, ордена - student2.ru

ством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян — «ваше благородие». Частный титул «дворянин» в быту не употреблялся. Заменой частного титула слу­жил предикат «господин», который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе использовались другие за­мены: «фон» при немецких фамилиях, «дон» при испанских, «де» при французских. В России дан-

княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I впервые введены родовые титулы западных государств — граф и ба­рон. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почет­ный, чем княжеский.

В России в конце XIX в. насчитывалось 310 графских родов, баронских — 240, княжеских — 250 (из них 40 вели родословную от потомков Рюрика и Гедимина). Родовые титулы были пожалованными и полученными по на­следству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принадлежать лишь членам императорской фамилии. В 1914 г. она насчитывала более 60 человек.

К государственному правлению в России, как и во всех других странах, допускалось только благородное сословие. Справедливо считалось, что управлять государством должны люди образованные, честные и опытные. Руководящий опыт дворянин приобретал во время управления своим по­местьем, а честность являлась наследуемой чертой. Ему несложно было пе­реключиться впоследствии на управление государственными делами.

В 1722 г. Петр I учредил новую систему званий — «Табель о рангах». Каж­дый род государственной службы — воинская, штатская и придворная —де­лился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. Чин — это ранг (место в служебной иерар­хии) той или иной должности государственного служащего (военного, штат­ского или придворного).

ная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Именная трехчлен­ная формула применялась лишь в обращении к благородному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян, а полу­имя считалось признаком принадлежности к не­благородным сословиям.

В Древнем Риме существовал обычай давать вое­начальникам почетные прозвания по названиям тех мест, где ими были одержаны выдающиеся по­беды. Позже он утвердился и в России. Родовая фамилия дополнялась почетным наименованием в виде добавочной фамилии с указанием титула. За победу на реке Рымнике А.В. Суворов получил титул графа с добавлением к фамилии наимено­вания Рымникский, а затем при Павле I за швей­царско-итальянский поход он получил еще титул князя Италийского.

Верхний слой благородного сословия составля­ло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и другие родовые титулы. В Европе они обозна­чали разные степени вассальной зависимости от сюзерена, прежде всего от короля. До XVIII в. в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (го­сударственного управления) на определенной территории страны. При Петре I впервые введе-

ны родовые титулы западных государств — граф и барон. В древней Европе баронский титул был самым важным и почетным. Барон — непосред­ственный вассал короля. Граф в средневековой Европе — должностное лицо, представляющее власть короля в графстве, т.е. крупном наслед­ственном феодальном владении. В XVIII в. граф­ский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский. Князья и графы мог­ли быть: 1) владетельными (действительными), имевшими земельный участок, 2) титулярными, не обладавшими земельным владением. Родо­вые титулы могли быть пожалованными и полу­ченными по наследству. Высшей степенью кня­жеского титула был титул великого князя, кото­рый принадлежал только членам императорской фамилии. Великий князь — наследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул «цесаревич». Император обладал общим титулом «ваше императорское величество», а наследник и другие великие князья — «ваше императорское высочество». В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигнутый и предписанный (или прирожденный) титулы. Наличие родослов­ной указывало на предписанный статус, а ее от­сутствие — на достигнутый. Адаптировано по источнику: Шепелев Л.Е. Титу­лы, мундиры, ордена. М., 1991.

ЧИНОВНИКИ И БЮРОКРАТЫ

В дореволюционной России носитель чина назывался чиновником. С тех пор прошло много времени, и сегодня мы называем любого государствен­ного служащего чиновником. А если хотим выразить презрение к нему, то — бюрократом. Слово «бюрократия» (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть) буквально означает власть канцелярщины.

Бюрократияв повседневном словоупотреблении означает форму органи­зации, которая представляет собой запутанный лабиринт правил, инструк­ций, отсрочек и крючкотворств, существующих на всех уровнях управлен­ческой иерархии.

Титулы, мундиры, ордена - student2.ru

Рис. 19. Один из важнейших признаков бюрократии — сотрудники организации

не знают друг друга

У французов до сих пор комод с большим количеством ящиков и секций называется бюро. Бюрократия — иерархическая организация с множеством отделов, уровней управления, инструкций и чиновников в кабинетах.

Наполеон, как и Петр I, ввел свою «Табель о рангах». Но не из 14 клас­сов — «чинов», а всего из четырех. И сегодня все служащие публичной (цен­тральной государственной) службы разбиты на классы А, В, С, D.

Класс А (около 20% всех бюрократов) относится к тому, что в России определяется термином «номенклатура»: министры, начальники служб, де­партаментов, послы, высшие военные чины. Класс В — самый многочислен­ный (40%), как правило, это чиновники, действующие на местах (сюда вклю­чаются префекты). Класс С(30%) и D(l%) — это исполнители: машинист­ки, стенографистки, секретарши, референты.

В России другие пропорции — наш «класс D» во много раз больше, ибо наш номенклатурный чиновник окружен множеством помощников, рефе­рентов, советников.

Главное отличие французского чиновника от нашего в другом. Француз­ский бюрократ поступает на работу только пооткрытому конкурсу —даже в такие закрытые у нас ведомства, как МИД или МВД. За свою «классность» он получает одинаковое жалованье в любом министерстве.

Чин — важный момент в общественной иерархии. Он регулирует отноше­ния между людьми согласно занимаемой должности. Уже в Древнем Египте появился особый церемониал взаимоотношений чиновников —этикет чино­почитания.

Придворный этикет поведения чиновников предписывал, чтобы прибли­женные падали ниц и не могли даже во время советов иначе подавать свое

Титулы, мундиры, ордена - student2.ru

прошение и обращаться к царю, как в форме гимнов. «Характерным и для на­ших понятий странным обыкновением того времени у фараонов было награж­дать своих верных слуг саркофагом из казенных каменоломен, или жертвен­ной доской, или фасадом гробницы для заупокойного культа, или участком зем­ли как источником средств для его под­держания... Вельможи неукоснительно перечисляли в своих посмертных авто­биографиях, начертанных на стенах гробниц, как свои заслуги, так и царские милости»4.

Современных государственных чиновников за лояльность и преданность награждают орденами и медалями, высокими званиями, юбилейными подар­ками и т.п. Причем и сейчас, и прежде первые лица в государстве одаривали подчиненных не из собственных средств, а за казенный счет.

Одаривание может принимать не только материальную форму. Это могут быть знаки особого расположения высокого лица, одобрительные жесты, взгляды и т.п. Совершенно особый элемент бюрократического ритуала чи­нопочитания составляют такие поступки, которые, будучи совершены по от­ношению к равному себе или нижестоящему, выглядели бы как унижение или даже оскорбление. Например, целовать ноги другому человеку в повсед­невной жизни вряд ли захотел бы рядовой древний египтянин. Но если фа­раон позволял целовать себе ноги, то это знак высочайшей милости, на ко­торый могли рассчитывать только особо приближенные. Чиновники более низкого ранга допускались лишь до того, чтобы целовать царский пол. Еги­петский вельможа Пташепсес, воспитывавшийся во дворце и впоследствии ставший верховным жрецом в Мемфисе, с гордостью сообщал, что ему по­зволено было целовать ноги царя, а не пол перед ним. Как архаические пе­режитки подобного ритуала надо рассматривать современные приемы «за­дабривания» начальства, скажем, намерение потереть ему спину в бане, сбе­гать в магазин за дефицитным товаром и т.п.

В Древнем Египте визиря — первое лицо в служебной иерархии — мог по­учать только фараон. Вот одно из таких поучений: «Поступай так. Относись к знакомому так же, как и к незнакомцу, к тому, кто близок к царю, так же,

4 Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1936. Т. 1. С. 199.

как и к тому, кто далек от (его дома). Князь, который так поступает, будет прочен на своем месте. Не удаляй просителя, не выслушав. Если имеется проситель, желающий обратиться к тебе с просьбой, но он не тот, за кого себя вешает, то ты откажи ему, объяснив причину отказа. Ведь говорят: «проси­телю приятнее внимание к его словам, чем исполнение того, из-за чего он пришел»... Окружи себя страхом, чтобы боялись; князь — это князь, которо­го боятся, но уважение к князю бывает, если он творит правду. Если же кто-либо слишком часто действует страхом, то во мнении людей он не совсем прав...» Несомненно, перед нами один из древнейших, если не самый древ­ний, учебный текст по психологии и этике управления.

НОМЕНКЛАТУРА

В советское время, как и в любую историческую эпоху, к управлению го­сударством допускали не всех желающих, а только избранных. Они выбира­лись по политическим и идейным признакам. Для того чтобы занять руко­водящие должности в советском государстве, надо быть непременно членом большевистской партии, иметь незапятнанную репутацию, активно вести общественную работу, разделять принципы коммунистической морали.

На государственные должности и при Петре I, и при Сталине назначали «сверху» — за особые заслуги перед государством. Постепенно формирова­лась особая должностная прослойка — номенклатура,т.е. высший слой партийных функционеров. Номенклатура обозначает перечень руководящих должностей, замещение которых происходит по решению вышестоящего органа власти. В господствующий класс входят только те, кто состоит в штат­ной номенклатуре партийных органов — от номенклатуры Политбюро ЦК КПСС до основной номенклатуры райкомов партии. Никого из номенкла­туры нельзя было всенародно избрать или сменить. Кроме того, в номенк­латуру входили руководители предприятий, крупных строек, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств. Общая численность — около 750 тыс. человек, а с членами семей численность номенклатуры в СССР доходила до 3 млн, т.е. 1,5% населения.

В Древнем Риме номенклатором называли раба, сопровождавшего своего господина на улице, чтобы называть ему имена встречных, и объявлявшего названия подаваемых блюд. Поэтому латинское «номенклатура» обозначает роспись имен, а слово «номен» — родовое имя, национальность, лицо, извест­ность, а также должника.

Его историческим предшественником является древнегреческое «номос», имевшее следующие значения: а) пастбище, выгон, округ, область; б) обы­чай, закон, установление. Понятием «ном» древние греки обозначали обла­сти Древнего Египта, а словом «номарх» — правителя нома, т.е. царского на­местника, возглавлявшего административный аппарат, суд и войско нома, ведавшего ирригацией и контролировавшего сбор налогов.

Истоки слова «номенклатура» надо искать в Древней Греции, ачерез нее и в Древнем Египте. В своей книге известный дореволюционный историк Б.А. Тураев5 полно реконструирует особенности египетской бюрократии, во

5 Тураев Б.А. Указ. соч. С. 200-234.

многом напоминавшей русскую служилую знать. К моменту завоевания гре­ками в Египте давно сложился и был освящен обычаем порядок, который се­годня называется номенклатурой. Сохранился папирус, в котором чиновник по имени Гори обижается на своего бывшего друга, который не оказал по­добающих его рангу знаков внимания и вдобавок назвал его «плохим чинов­ником с поломанными руками». Это не так, возражает Гори: «имя мое ты най­дешь в списках — оно занесено в великих конюшнях Рамсеса II».

Управлением областями (номами), входившими в египетское государство и присоединенными либо добровольно (в поисках покровительства и защиты), либо принудительно (силой оружия), было очень важным делом. Номами уп­равляли родовые, знатные вельможи, наделенные широкими полномочиями на подвластной им территории и назначавшиеся фараоном. Они составляли кос­тяк номенклатуры, подобно тому как в советское время костяк партийной но­менклатуры составляли первые секретари крайкомов и обкомов КПСС. Все они —особо приближенные лица.

В Древнем Египте существовал разветвленный государственный аппарат из чиновной знати. Во главе стоял всемогущий визирь (джати), соединявший административную и^удебную ветви власти. Он обладал привилегией изда­вать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улажи­вать конфликты между чиновниками. Под председательством «единствен­ного возлюбленного царя» находились шесть судебных палат с судебной кол­легией, включавшей 10 номархов.

Второй по важности пост занимал хранитель печати — казначей. Он но­сил почетный титул «.заведующего тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующего всем, что есть и чего нет»6. Он заведовал финансами и распоряжался царским имуществом. Ему подчиня­лось множество чиновников, каждый из которых также имел штат подчинен­ных. Кроме министерства финансов были военный и морской министры, министр общественных работ («начальник работ») и др.

Врезка

Наши рекомендации