Статусно-ролевой диапазон
Поскольку статусные права никогда жестко не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение человека и осуществление им своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются «академические свободы»: независимость суждений, свободное высказывание собственных оценок, свободный режим, свободный выбор темы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных особенностей профессор-социолог использует свои права и ведет себя совсем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессор-физик или биолог.
Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если требования к роли соседа и существуют, то они носят неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но один человек уклоняется от общения с соседями, а другой не в меру общителен и навязчив в дружбе.
Врезка
И. С. Кон Люди и роли
Понятие «роли» весьма многозначно. В обыденном сознании ролью обычно называют такой аспект поведения, деятельности который не является для человека органичным, переживается как нечто внешнее, ненастоящее, отличное от его подлинного Я. «Быть в роли» — значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения. Но такое разграничение явно субъективно, оно описывает лишь соотношение различных образов самосознания, ничего не говоря об их происхождении.
Социальная психология идет значительно глубже, используя понятие роли для описания повторяющихся, стандартизованных форм и способов поведения. В дружеской компании, собравшейся приятно провести вечер, нет никакой формальной регламентации, и в принципе люди могут вести себя как угодно. Но если
внимательно присмотреться (особенно если эти люди собираются не впервые), в компании можно заметить определенное разделение функций: кто-то командует, кто-то блещет ос-
троумием, кто-то создает фон. И тому, за кем закрепилась роль весельчака, уже не так-то просто от нее отказаться. На него «давят» ожидания окружающих, сложившиеся на основе прошлого опыта.
Конкретное взаимодействие двух или более людей, в свою очередь, протекает в определен-
12 Bergel E. Social Stratification. N.Y., 1962. P. 84.
13 Ibid. P. 84.
Люди, выполняющие одну и ту же роль, различаются по своим индивидуальным характеристикам. Когда они проявляются, проступают или даже выпячиваются сквозь «прорези» социальной маски, получается множество вариантов одной и той же роли. Не бывает одинаковых продавцов, нет на свете двух одинаковых президентов. Люди не просто различаются по характеру и темпераменту. У них разное воспитание, а что еще важнее — разное понимание того, в чем состоит выполняемая ими роль и как они должны себя вести в ней.
Мягкий и демократичный Жак Ширак не похож на жесткого консерватора Джоржа Буша, и оба они отличаются от президента России Владимира Путина. Конечно, у них разный психологический уклад, разное воспитание, но также разное восприятие роли президента. Все колебания, вариации в исполнении одной и той же роли называются статусно-ролевым диапазоном,у которого есть четко ощутимые границы. Когда президент не способен защитить свою страну, сделать все от него зависящее, чтобы граждане чувствовали себя комфортно в стране и гордились ею на международной арене, он переходит границы своего статуса. Это означает, что он не справляется со своей ролью. Ему предлагают уйти в отставку добровольно либо переизбирают на очередных выборах.
У других ролей диапазон может и не иметь четко выраженных границ, и человек, исполняющий эту роль, может даже не почувствовать, когда перейдет ее конвенциональные границы. К примеру, роль продавца в нашем обществе исполняется кем угодно и как угодно. Продавец можетбыть грубым и вежливым, трудолюбивым и ленивым, тем не менее он останется на своем посту.
К сожалению, подобная терпимость у нас распространена повсеместно. Это черта не только переходного общества, в котором еще до конца не выкристаллизовалась социальная структура и не установился нормативный на-
ной социальной среде. Исторически сложившиеся формы общественного разделения труда, деление общества на классы, социальные институты и нормы поведения «даны» при этом в качестве внешней, объективной реальности, с которой люди должны, нравится им это или нет, сообразовывать свои действия. «Характерные экономические маски лиц — это только олицетворение экономических отношений, в качестве носителей которых эти лица противостоят друг другу», — писал К. Маркс.
Взаимоотношения предпринимателя и рабочего, покупателя и продавца в главных своих чертах обусловлены не их личными симпатиями или антипатиями (они могут даже не встречаться друг с другом), а их социальным положением. Политическая экономия, социология и другие общественные науки, изучающие систему общественных отношений, принципиально абстрагируются от индивидуальных особенностей людей, в них речь идет о лицах лишь постольку, поскольку они являются «олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов». В социологии понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию или нор-
му, выполнение которой обязательно для каждого, кто занимает данную позицию. Разумеется, социальное положение не предопределяет всех многообразных личных качеств занимающих его людей. Однако общество, класс, социальный институт обладают целой системой воздействий и фильтров, которые формируют и отбирают типы характеров, наиболее пригодных для той или иной деятельности. Должен ли человек отвечать за свою социальную роль или он является скорее жертвой, чем субъектом общественной деятельности? Художественная литература издавна обсуждает это как проблему конфликта «маски» и «подлинного Я».
Маска — это не Я, это нечто, не имеющее ко мне отношения. Маску надевают, чтобы скрыть свое подлинное лицо, освободиться от социальных условностей, обрести анонимность или присвоить себе другое, не свое обличье. Маскарад— свобода, веселье, непосредственность. Но маска — не просто кусок раскрашенной бумаги или папье-маше. Это определенный образец, тип поведения, который не может быть нейтральным по отношению к Я, и наоборот. Человек выбирает маски не произвольно.
бор требований к каждому статусу, но и черта кризисного, продолжающего скатываться в пропасть общества. Ему присуща так называемая аномия — состояние безнормности, отсутствия законов либо их неисполнения. Соответственно страдает и ролевая система общества, подобно тени отражающей состояние — здоровье и нездоровье — статусной структуры общества.
Чаще всеголюди смутно представляют себе границы норм. Им приходится спрашивать у других, что принято делать в тех или иных ситуациях, как прилично одеваться, сидеть, есть и т.п., как следует поступить в данной ситуации, чтобы не быть оштрафованным или привлеченным к судебной ответственности. В отдельных случаях они обращаются к юрисконсульту. Люди дискутируют по поводу того, где пролегают границы дозволенного, опробуют их в практических действиях.
Границы статусно-ролевого диапазона могут обозначаться двояким образом: 1) формальными инструкциями и должностными положениями, где указывается, что разрешается, а что не разрешается делать работнику; 2) неформальными договоренностями, конвенциональными правилами, традициями и обычаем. Вдоиндустриальном обществе, к примеру, невеста точно знала свой статусно-ролевой диапазон, т.е. границы, которые она не имела права переступать, если не желала утратить статус невесты. Среди них было требование соблюдать девственность, не вступать в сексуальные связи как с чужими мужчинами, так и с будущим мужем. Сегодня в большинстве европейских стран считается, что если девушка сохранила целомудрие до свадьбы, то значит, она никому не была нужна и мужчины просто не обращали на нее внимания. Из высокочтимой статусной характеристики девственность превратилась в мало почитаемую черту.
Маска должна компенсировать то, чего личности, по ее самооценке, не хватает. Заботливому человеку не приходится «проявлять заботливость», раболепному не нужно изображать покорность, а веселому — надевать маску весельчака.
Однако разница между внешним и внутренним относительна. Герой одной из лучших пантомим Марселя Марсо на глазах у публики мгновенно сменяет маски одну за другой. Ему весело. Но внезапно фарс становится трагедией: маска приросла к лицу. Человек корчится, прилагает неимоверные усилия, но тщетно: маска
не снимается, она заменила лицо, стала его новым лицом!
Эту трагическую тему детально разрабатывает японский писатель Кобо Абэ в романе «Чужое лицо». Ученый, лицо которого обезображено ожогом, не в силах вынести уродства, отчуждающего его от окружающих, делает себе маску, почти неотличимую от нормального человеческого лица. Маска, считает он, подобно одежде, смягчает индивидуальные различия и делает взаимоотношения между людьми более универсальными, простыми и безличными. Но освобождение, принесенное маской, оказывается мнимым. Как и в пантомиме Марсо, маска отвердевает. Из средства защиты от внешнего мира она становится тюрьмой, из которой нет выхода. Маска навязывает герою свой образ действий, свой стиль мышления. Его личность раздваивается. Взаимопонимание с самым близким человеком — женой — не только не улучшилось, но стало вовсе невозможным. Герой с ужасом видит в маске черты, совершенно несвойственные его «подлинному Я», но ничего не может изменить, утешаясь лишь тем, что утрата лица — не его личная трагедия, но «скорее общая судьба современных людей». И на-
Статусный образ
В ролевой теории существуют понятия, которые сложно классифицировать, куда они относятся и что именно выражают — содержание или форму социальной роли. К их числу относится статусный образ, который характеризует скорее социальную роль, нежели сам статус, поскольку связан с поведением человека, обладающего таким статусом.
Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имидж. Это слово имеет множество значений, главные среди них следующие.
Имидж(от англ. image — образ, изображение): 1) представление о вещах и людях, формируемое средствами массовой информации, включая рекламу; 2) образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающиеся в сознании людей; 3) образ организации в восприятии ее работниками, клиентами, обществом, который зависит от культуры организации и методов ее работы, а также от усилий службы по связям с общественностью; 4) некий ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации, оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение (например, имидж руководителя организации, профсоюзного лидера или преуспевающего предпринимателя).
Имидж может иметь двоякое происхождение. В одном случае он стихийно формируется массовым сознанием людей, у которых о конкретном человеке, организации или обществе в целом создается устойчивый — положительный или отрицательный — образ. Им пользуются иногда, как жупелом, чтобы кого-то унизить, поставить на место, стреножить. Так, имидж России
конец, наступает последнее прозрение — сознание того, что дело вовсе не в маске, что маска и есть его настоящее лицо: «...я, собираясь изготовить маску, на самом деле никакой маски не создал. Это мое настоящее лицо, а то, что я считал настоящим лицом, на самом деле оказалось маской...».
Трагедия не в уродстве внешнего облика, а во внутренней пустоте, не выносящей глубоких человеческих привязанностей. «Тебе нужна не я — тебе нужно зеркало. Любой посторонний для тебя не более чем зеркало с твоим отражением. Я не хочу возвращаться в эту пустыню зеркал». Символика Абэ сложна и многозначна. «Маска» — это символ и приспособления к миру, и чуждых, безличных сил, навязывающих личности свои законы. Потеря героем собственного лица хронологически предшествует изготовлению маски, которая призвана восполнить эту потерю. Но первое, «природное», лицо было «дано» герою, тогда как маску он изготовил сам, бессознательно воплотив в ней черты своего «подлинного Я». Психологические проблемы (трудности общения и самопознания) здесь органически переплетаются с социологическими и этическими. Попытаемся в интересах ясности расчленить их.
Начнем с анализа человеческого Я и межличностного общения.
Объявляя какие-то аспекты своего поведения «неподлинными», человек противопоставляет их своему «настоящему Я». Но что такое Я? Средневековые философы считали его особой «рациональной субстанцией», другим наименованием нематериальной души. Представители английского эмпиризма (Д. Юм и его последователи) сводили его к сумме ощущений, получаемых человеком от собственного тела. Но самоощущением в той же степени обладают и животные. Кроме того, представления человека о самом себе не ограничиваются образом собственного тела, но включают многочисленные социальные моменты — представления о своих интеллектуальных, моральных и иных качествах, систему самооценок и т.п., которые могут сложиться лишь в ходе общения с другими людьми. Рефлексивное (сознаваемое) Я не только отражает фактическую структуру отношений личности с другими людьми, но выражает ее нереализованные потенции, надежды, стремления и страхи.
Сокращено по источнику: Кон И.С. Люди и роли. — //rittp://vi\AM^.rsl.ai/W/PAPERS/BX5A/V_EH15W.HTM.
и образ русского человека за рубежом невысок, и нередко западные обыватели пользуются им, когда не хватает других аргументов. Здесь психологической основой имиджа выступает стереотип, одностороннее выделение одних черт и преуменьшение значимости остальных.
В другом случае имидж создается специально — учреждениями, правительством, СМИ. Тогда это не стереотип, а заранее спланированная акция, намеренно созданная концепция, образ, модель. Это целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.
Наконец, в третьем случае имидж возникает стихийно, но изменить его пытаются целенаправленно. Так, в 2003 г. власти Лос-Анджелеса решили убрать с карты города название «Южный Централ». Это решение единогласно приняли члены городского совета Лос-Анджелеса, чтобы улучшить имидж района, избавить его от дурной славы, места, где царствуют бедность и бандитские разборки. В начале XX в. Центральная авеню, пересекавшая район, была центром афро-американского анклава Лос-Анджелеса. Мировая слава пришла к этому району в 1965 г., когда там произошли массовые беспорядки. Сейчас примерно две трети населения Южного Централа составляют латиноамериканцы. Район беден, а преступность остается одной из его самых серьезных проблем. «Название «Южный Централ» использовалось для того, чтобы обозначить любой жилой район, населенный афро-американцами, а сейчас оно не несет в себе туже культурную значимость», — сказал член городского совета Жан Перри (http://news.bbc.co.uk).
Первоначально термин «имидж» указывал на истинный образ объективной реальности, созданный нашим сознанием. Во второй половине XX в. в связи с развитием коммерции и рекламы его содержание изменилось на противоположное: теперь термин обозначает ложный образ, искусственно сфабрикованный коммерческими институтами и СМИ с целью привлечь внимание к лучшим сторонам рекламируемого образца или организации, даже если таковых не имеется на самом деле. Вместе с тем имидж выполняет важную социокультурную функцию. За доброе имя, т.е. позитивный имидж, преуспевающая компания готова бороться всеми средствами: повышать качество товаров и услуг, совершенствовать клиентскую сеть, управление и организацию труда. Имидж имеют не только потребительские товары, фирмы, но также политики.
За рубежом имидж часто ассоциируется с понятиями престижности, репутации. Это правильно, поскольку репутация и есть общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, а чаще всего явно положительное, благоприятное мнение, сложившееся о ком-либо. Так, хорошая деловая репутация в мире рыночной экономики, обеспечиваемая прибыльным и честным ведением дел, получила название «гудвилл» (goodwill), что можно перевести как «репутация фирмы», как «хорошее расположение клиентов к фирме». Честное имя, которое в цивилизованном рыночном обществе привлекает больше клиентов, чем денежные капиталы, считается частью имущества фирмы. Успешные фирмы, некогда названные по имени основателя, после перехода их в руки других владельцев сохраняют прежнее название потому, что оно вызывает доверие деловых партнеров и экономит расходы на рекламу.
В результате имидж может быть коллективным (корпоративным, общественным, например имидж России), индивидуальным (исключительно личным, присущим только этому человеку и никакому другому), наконец, статусным, который характеризует не этого человека, а любого индивида, занимающего данный статус, а потому присущ именно этому статусу в отличие от других социальных позиций в обществе.
Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении отом, какдолжен вести себя человек в соответствии сосвоим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе.
Представление о том, каким должен быть юрист, врач и профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение «не позволять себе лишнего» точно соответствует понятию имиджа и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом, т.е. соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок в дранном свитере, хотя на садовом участке он работает именно в нем. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволит себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает по-другому, не соответствуют своему статусному образу.
ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ
Следует различать следующие явления:
♦ исполнение роли,
♦ идентификация с ролью,
♦ обучение(освоение) ролям.
Такие явления, как исполнение роли и построение идентификации с ней, человек заранее не обдумывает и не планирует, они происходят почти автоматически. Зато к такой логичной форме выражения социальной роли, как ее притворное исполнение, человек готовится заранее. Мошенникам несть числа, о чем мы и скажем дальше.
Исполнение роли
Каждый человек исполняет свою социальную роль.
Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Понаблюдайте за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу, — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д. — они похожи друг на друга. Но вследствие личностных особенностей они по-разному понимают роль члена ученого совета и ведут себя в соответствии с этим пониманием. Один считает, что его роль как эксперта состоит в критике любых недостатков диссертационной работы, другой полагает, что его роль как старшего товарища заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги; третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.
Согласно точке зрения основателя социометрии Я. Морено, ролевое поведение предшествует возникновению Я. Роли не возникают из Я, напротив,
Я может возникнуть из ролей14. Таким образом, у Морено, какиуДж. Мида, основателя символического интеракционизма, в основе социального поведения лежит исполнение роли.Термин «исполнение роли» применяется наряду с выражением «играть роль» как равнозначный ему.
Ч. КулииДж. Мид утверждают, что ребенок учится понимать самого себя, когда принимает роль других. Человек воображает, каким он представляется наблюдателю, приписывая ему определенное суждение, и реагирует — с радостью или с обидой — на это предписанное другому суждение. Умение ставить себя на место другого — начало процесса принятия социальной роли.
Рис. 40. Статус подчеркивает сходство людей (членов ученого совета), а роль — их различие
Принятие ролиможет быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным. Вступление в должность профессора и студента происходит добровольно, принятие на себя роли мусорщика происходит в значительной степени под давлением обстоятельств, когда не удается устроитьсвою судьбу на рынке труда другим, лучшим способом. Это пример скорее добровольно-принудительного принятия роли, поскольку оно происходит с известного согласия самого человека. К принудительным ролям следует отнести роли заключенного, брошенного любовника, сына и др.
Попеременное исполнениечеловеком разных ролей в течение одного дня напоминает переодевания и выход на сцену актеров. Быстро перевоплотившись в новый облик, он мгновенно меняет роль в зависимости от конкретной ситуации. «В кругу друзей можно исполнять роль искусного raconteur'5, а на работе — волевого руководителя. Учтивость с гостями может обратить-
14 Moreno J. Psychodrama. N.Y., 1947. Vol. 1. P. 157.
15 Raconteur (фр.) — любитель(нииа) рассказывать; охотник(ница) до россказней; разг.: брехун(ья).
ся ловкостью в политике, а твердость в бизнесе — в строгое соблюдение правил этикета во время «светской» беседы»16.
Каждый человек привносит в роль индивидуальный стиль исполнения, но вариации ограничиваются определенными нормами и ожиданиями, накладываемыми обществом на конкретную роль. Поэтому роль остается относительно стабильной даже тогда, когда одну и ту же позицию занимают разные люди.
От человека, исполняющего данную роль, окружающие ждут одних поступков и не ждут других, которые не противоречат их представлениям о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, каких поступков от него ждут окружающие, понимает, что они станут относиться к нему в соответствии со своей оценкой исполнения данной роли, а не в соответствии с намерениями ее исполнять. Окружающие строятс носителем статуса такие отношения, которые отвечают правильному исполнению статусной роли. С нарушителем они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений.
Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль согласно тем требованиям, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное — наказывается, например в форме неодобрения или отказа голосовать заданную кандидатуру на выборах.
Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, отвечающая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные в соответствии со своим статусом и рангом должны действовать в четком согласии с набором норм и требований.
Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение представляет собой результат свойственного данной роли способа толкования ролевых ожиданий.