Структура и признаки социального института
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что они по-разному понимают и его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Одни считают, что главное в социальном институте — статусы и роли, другие уверены, что следует говорить в первую очередь о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля, и т.д. При всем многообразии точек зрения все они по существу верны потому, что представляют просто разное видение одного и того же. Еще В.И. Ленин писал, что в зависимости оттого, как вы используете стакан, его можно считать сосудом для воды, орудием нападения, инструментом для ловли мух и т.п.
Так и в социологии. К примеру, Дж. Бернард и Л. Томпсон28 выделяют следующие элементы социального института:
♦ цели и задачи, которые относятся к явным функциям института;
♦ образцы, или правила, поведения;
♦ символические черты;
♦ утилитарные черты;
♦ устные и письменные традиции.
26 Современное российское общество: переходный период. М., 1998.
27 Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 130.
28 Ibid. P. 127.
Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементную структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями (табл. 6).
По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а о неких институциональных признаках — общих для самых разных институтов чертах и свойствах. Таковых существует всего пять: 1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); 2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб крест, иконы и др.); 3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государственных нужд, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); 4) устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); 5) идеология (романтическая любовь в семье, демократия в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии)29.
Таблица 6 функции и структурные элементы основных институтов общества
Функция | Институты | Основные роли | Физические черты | Символические черты |
Забота, выхаживанием воспитание детей | Семейно-брачные | Отец, мать, ребенок | Дом, обстановка | Кольца, обручение, контракт |
Добывание пищи, одежды, жилья | Экономические | Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец | Фабрика, офис, магазин | Деньги, торговля, марка, реклама |
Поддержание законов, правил и стандартов | Политические | Законодатель, субъект права | Общественные здания и места | Флаг, кодекс, хартия |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религиозные | Священник, прихожанин | Собор, церковь | Крест, алтарь, библия |
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Учитель, ученик | Школа, колледж, учебник | Диплом, ученая степень |
Источник: Lundberg G., Schrag С, Largen О. Sociology. N.Y., 1968. P. 709.
К приведенному списку институциональных признаков необходимо добавить еще несколько, которые описывают не то, что скрыто «внутри институтов», а то, что находится снаружи, т.е. какими их воспринимает человек. Первый признак — объективность: мы считаем, что институты семьи, государства,
29 Фролов С.С. Указ. соч. С. 127-130.
производства, образования и религии — огромные комплексы, существующие независимо от нашей воли и сознания. Второй признак — принудительность: институты не только не зависят от нашей воли, но навязывают нам такое поведение, мысли, поступки, которые мы не желали бы для себя. Государство принуждает юношей служить в армии, родители принуждают детей учиться, налоговая инспекция принуждает платить налоги. Третий признак социальных институтов — моральный авторитет и легитимность: государство — это единственный институт, имеющий право применять силу на данной территории. Нас не страшит, что оно наказывает преступников, но нас страшат сами преступники, которые узурпировали у государства право применять физическую
силу. В разное время государство, семья, религия пользуются в обществе неодинаковым авторитетом. Сегодня уровень религиозности в России превышает 60%, а в годы советской власти он не достигал 15%. Если доверие к церкви резко возросло, то уважение к государству, армии, милиции, прокуратуре; институтам предпринимательства и бизнеса у рядовых граждан резко снизилось. Четвертый признак — историчность: фундаментальные институты имеют многовековую историю, в течение которой он зарождался, укреплялся, трансформировался. Каждый из нас застает его готовым, созданным раньше и существовавшим до нас; а знания, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого30.
Если обобщить весь перечень входящих элементов, то социальный институт предстанет перед нами гигантской социальной машиной (системой), существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей легитимной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля, процедурные практики и т.п.
Сделаем вывод: социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
ТИПОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ
Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные(их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные(неосновные, частные), которые «скрываются» внутри главных как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, инсти-
111 Подробнее см.: Berger P., Berger В. Sociology: A Biographical Approach. P. 84-88; Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 128-129.
туты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями функционирования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический — институты власти; 3) семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный — институты, организующие законное наследие; 5) религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов.
Вслед за ним большинство социологов сходятся в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять31. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. У каждого их в избытке, к тому же у каждого — индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
♦ потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
♦ потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
♦ потребности в добывании средств к существованию (экономические институты, производство);
♦ потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
♦ потребности в решении духовных проблем, поиске смысла жизни (институт религии).
Социальные институты возникли в глубокой древности. Производство насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит на отметке 500 тыс. лет; с тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей (полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т.д.). Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30—40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа матери-земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.
В табл. 7 представлены четыре из пяти фундаментальных институтов общества и указаны отличительные черты каждого.
Как уже говорилось, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще социальными практиками.
' Фролов С.С. Указ. соч. С. 123.
Таблица 7 Основные институты общества: структурные элементы
Элемент | Институт | |||
Семья | Государство | Церковь | Производство | |
Провозглашаемые цели и задачи | Воспроизводство потомства, социальный статус и др. | Защита прав, обеспечение занятости и политической безопасности идр. | Установление связи между миром естественного и сверхъестественного | Обеспечение дохода и др. |
Образцы поведения, включая установки | Любовь, привязанность, преданность, лояльность, уважение родителей и т.д. | Набожность, лояльность, уважение, подчинение и т.д. | Утверждение почитания, страха, благоговения и др. | Правила честной конкуренции, бережливость, зажиточность, трудолюбие и мастерство |
Символические черты | Обручальные кольца, подвенечная фата, свадебный костюм, приданное и т.д. | Государствен н ые флаг, гимн и герб, униформа и т.д. | Крест, иконы, идолы, святые мощи, церковное пение ит.д. | Торговая марка, дизайн, реклама ит.д. |
Утилитарные черты | Брачное ложе, свадебный кортеж идр. | Государственные здания, общественные места, полиция идр. | Храм, амвон, колокол, купель, исповедальня идр. | Фабрики, заводы, магазины, железные дороги, станки и др. |
Устная и письменная традиция | Брачный контракт, генеалогия идр. | Конституция, законодательство, история идр. | Библия,катехизис идр. | Контракты, фран-чайзы,корпоративные соглашения и др. |
Источник: Chapin F.S. Contemporary American Institutions. N.Y., 1935. P. 28.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
У каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д.
Социальные практики называют еще обычаями. Например, целибат (безбрачие духовенства) и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. Внутри института семьи и брака, куда входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т.д. При этом обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания.
Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому родился институт выкупа. Калымный брак — его разновидность. А в Европе за невесту дают приданое, отсюда берет начало инсти-
тут приданого, имеющий длительную историю и множество региональных особенностей.
Социальной практикойбудем называть существующую исторически длительное время последовательность действий, осуществляемую большой социальной группой (одной или несколькими) в качестве группового (национального, этнического) обычая ради удовлетворения какой-то важной для этой группы или общности потребности.
Естественно предполагать, что социальные институты и социальные практики находятся в тесном, почти братском, единстве. В самом деле, социальный институт — относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются чаще всего не государством, а самими людьми и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений.
Исторически длительное время, наверное, с тех пор как помнит себя человечество (имеется в виду письменная память) и с тех пор как появилось начальство, существует такая социальная практика, как подача жалоб нижестоящих лиц вышестоящему лицу. Социальная практика, или частный (неосновной) социальный институт, включает в себя правила подачи жалоб, механизмы реагирования на жалобы, ответственность должностных лиц по их исполнению. В России его развитие шло от «челом битья» князю, «долгого ящика» для жалоб царю, организации специальных приказов и присутствий на местах по разрешению прошений и челобитий в XVII—XVI11 вв. до создания системы специальных организаций советского времени.
Сегодня прямым выразителем жалоб различных групп населения выступает Государственная Дума. Постоянство ее действия (в отличие, например, от земских соборов и съездов КПСС, собиравшихся эпизодически) позволяет депутатам осуществлять регулярный контроль деятельности центральных органов власти. Наиболее важным представляется дальнейшее развитие института административных жалоб, являющихся в нашей политической системе основной формой обратной связи.
В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт — собственность — Т. Веблен сводил к потребности или склонности человека к соперничеству.
Однако нельзя полностью отождествлять социальную практику и частный (неосновной) институт. К примеру, институт представителей Президента России, а также институт наставничества в СССР — яркие образцы частных институтов. Они учреждены сверху государством, а не возникли из низов народа как естественное продолжение его традиций и обычаев. А ритуал знакомства, который у разных народов принимает подчас невероятно экзотические формы, относится к социальным практикам. В большинстве обществ для знакомства не нужны посредники, но во многих странах, прежде всего в высшем свете, мужчина не может подойти к даме или к другому мужчине и представиться ему. Необходимо, чтобы их представил друг другу кто-то третий.
Напротив, исповедь является социальной практикой, а не учреждением, совокупностью учреждений или организацией. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписан-
ных статусов и ролей. Социологи говорят об институтах целибата в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т.д. Подумайте, к какой категории их следует относить — к частным институтам как учреждениям или социальным практикам?
Рис. 37. Исповедь — пример социальной практики
Простейший пример социальной практики — очередь в советском магазине. За дефицитным, т.е. ограниченным в количестве, товаром выстраивалась цепочка случайных прохожих, которые моментально начинали подчиняться определенным правилам поведения.
Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т.д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей являлось поедание вождя. Современная его форма — импичмент. Сравнивая начальную и конечную точки исторической эволюции этого института, установим различие: поедание вождя — социальная практика, а импичмент — частный институт в ранге учреждения. Таким образом, некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению. А возможен ли обратный путь? Подумайте об этом.
Институт заложников — разновидность частного, или неглавного, социального института. Видимо, он существовал у всех народов и во все исторические эпохи.
Сделаем вывод:внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты — это социальные практики либо социальные учреждения.
В конце XIX в. Александр III ввел институт земских начальников. Это было большой ошибкой". Начальником в отсутствие помещиков должен быть добрый дворянин. Но где их столько взять в провинции? Они все уехали в Петербург и Москву. Поэтому в земствах воцарился произвол. Этот институт существовал недолго. Но возродился позже в сталинских колхозах в лице председателя — такого же самодура.
Социальные, культурные, языковые и повседневные практики все чаще фигурируют в качестве предмета исследования не только в социологии, но и в антропологии, философии, истории, политологии, языкознании и др. Обычно практики обозначают мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер, нечто само собой разумеющееся32. В этнометодологии, занимающейся социологическим изучением повседневности, практики понимаются, как: а) фоновое (неэксплицированное) знание; б) конкретная деятельность, соединяющая слова и действия («языковая игра»); в) искусство решения практических задач в ситуации неопределенности. Под фоновыми практиками Дж. Сёрль подразумевает совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами и т.д." Г. Гарфинкель известен радикальными социологическими экспериментами, позволившими выявлять скрытое и обычно не проговариваемое знание, которое тем не менее часто оказывается более сильным и более властным, чем знание явное, эксплицируемое. Иными словами, ему удалось «пробивать брешь в фоновых ожиданиях повседневной жизни»34. Задавая респонденту сбивающие с толку вопросы, социолог стремился выявить нечто, что находилось на заднем плане сознания и что считалось само собой разумеющимся, привычным. Именно оно служило тем неявным алгоритмом, с помощью которого респондент конструировал социальную реальность. Не удивительно, что при опросе он запинался, смущался, терял дар речи, но в конечном итоге выдавал скрытые механизмы, позволявшие ему осмысливать окружающую реальность и организовывать рациональное взаимодействие с другими людьми. В этом случае практики, по мнению Э. Гоффмана, выступали как неявные интерпретативные схемы (frames), которые организуют коллективный опыт, но сами остаются нетематизированными35.
Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов. Социальные практики не только поддерживают, но еще и укореняют социальные институты в культурной почве данной страны, делают их специфичными только для данного народа. Институты демократии в каждом западном обществе свои, они давно интегрированы в традиции и обычаи своего народа, возможно, существуют только в неразрывном единстве с ними. В таком случае можно ли заимствовать их и переносить на другую почву, допустим, из Европы в Россию?
Волков В. В. О концепции практик(и) в социальных науках //Социологические исследования. 1997. № 6. С. 9-23.
Searle J. The Background of Meaning // Speech Act Theory and Pragmatics / Ed. by J. Searle et al.JJortrecht, 1980; Searle J. Intcntionalitv: An Essay on the Philosophy of Mind. Cambridge, 1983.m P- 141-159. '
35 Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Cambridge. 1987. P. 54.
Hoffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. N.Y., 1974.
Политический философ М. Оакшотт полагал, что демократия как социальная и политическая практика представляет собой совокупность традиций и обычаев данного народа и включает множество специфичных и незаметных для постороннего глаза процедур, установлений, привычек, при помощи которых она только поддерживается и успешно функционирует. Если превратить эти процедуры в набор формальных принципов и постулатов демократии и перенести их в другую страну, то копия вряд ли будет соответствовать оригиналу, поскольку формальные постулаты наполняются новым содержанием, соответствующим местным традициям и обычаям, местным социальным практикам36. Конечно, российские депутаты могут посетить английский парламент, детально изучить его деятельность вплоть до регламента и процедурных тонкостей, чтобы потом перенести все это на новую почву. Но приведет ли к успеху механическое заимствование? Способен ли и российский парламент, если над ним будет проведен подобный эксперимент, стать более демократичным, более цивилизованным?
Удачное исследование местных практик провел Р. Патнэм. Он сравнил, как действуют в различных регионах Италии институты местного самоуправления, созданные в 1970 г. по одинаковой схеме. Оказалось, что модель, созданная «на бумаге», очень сильно отличается от того, что было воплощено на практике. Исходный образец приспосабливался, переосмыслялся, переделывался и в результате искажался под влиянием местных традиций и обычаев, т.е. тех социальных практик, которые веками организовывали коллективную жизнь в том или ином районе Италии37.