Коронация (коронование)
В государственных церемониях отражаются представления общества о власти. При монархической форме правления аналогом инаугурации выступает коронация. Венчание на царство монарха и инаугурация, о которой можно сказать, что это тоже своего рода венчание или посвящение, имеют совершенно разный смысл. В абсолютной монархии король считается помазанником божьим, на царство его венчает Господь, а не народ, партия или армия. Инаугурация демократически избранного президента — торжественное и сверхценное, но отнюдь не сакральное и священное действо. Монарх возвышается над живыми людьми с их сиюминутными заботами, а земной аппарат управления — всего лишь приложение к иерархии небожителей. Современный президент, победивший на выборах, не отделяется от своих избирателей.
Рис. 25. Коронование в целом является слиянием двух начал — религиозного и светского
Напротив, на инаугурации он клянется в верности им, обещает выполнить их надежды, пожелания, просьбы. Он служит прежде всего им, а затем уже Богу. У президента власть меньше, чем у короля, потому что она не пожизненная и не наследуемая.
Коронование как одно из важнейших событий в жизни императора и общества в целом является слиянием двух начал — религиозного и светского. Коронование представляет собой торжественное, соединенное с церковными обрядами, принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Оно носит название «священного», так как соединяется с миропомазанием (це-
ремонией, ведущей свое происхождение от древнееврейского помазания царей на царство)''.
Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, трактуется церковью следующим образом. Это не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви.
Таким образом, коронация — священнодействие, в ходе которого помазаннику передается некое особое качество, возвышающее его над прочими людьми. Инаугурация —торжественная, но вполне рациональная церемония, говоря современным языком, по случаю заключения очередного контракта, срочного трудового соглашения на оговоренный Конституцией срок между специалистом по управлению и его нанимателями-налогоплательщиками.
В своей основе ритуальная часть инаугурации во многом заимствована из церемонии коронации монархов. Только сегодня новый глава государства получает знаки президентского отличия, а раньше — корону. Церемония завершается салютом и краткой речью нового президента. Так происходит инаугурация в странах с республиканской формой правления. Но празничный раздел протокола и обязательная речь при вступлении в должность существовали и прежде.
Историки напоминают, что президентский полк как отдельное воинское подразделение, которое проходит торжественным маршем, а также специальный президентский орден «За заслуги перед Отечеством» первой степени, салют, как по случаю большой победы, — все это монархические атрибуты, которые прорастают сквозь демократическую оболочку власти. Возможно, кого-то удивит, почему на оборотной стороне знака президентской власти В. Путина выбито имя Б. Ельцина. Это уходит своими корнями к иной традиции — римского принципата, когда император усыновлял и назначал соправителем своего будущего преемника, который, в свою очередь, должен был почитать благодетеля и приносить ему жертвы. Все это — при строгом соблюдении республиканской процедуры.
Коронация— в России торжественная церемония увенчания короной императора и императрицы, символизировавшая их восшествие на престол; соединялась с их миропомазанием. Этот день считался праздником наравне с царскими днями рождения и тезоименитства. Коронация происходила спустя некоторое время после фактического восшествия на престол и совершалась в Успенском соборе Московского Кремля при собрании всех высших сановников и иерархов церкви, представителей дворянства и других сосло-
Виноградова Н.Н. Обряд коронования и его трансформация в России. В контексте преемственности западных традиций.— http://ideashistory.org.ru/almanacs/alml6/06Vinogradova.htm.
вий; в соборе строился помост под балдахином и ставился трон. В 8 часов утра совершался молебен, и по пушечному сигналу приглашенные собирались в Кремлевском дворце. В 10 часов совершался торжественный выход государя и государыни в сопровождении приглашенных в собор, где император возлагал на себя порфиру и корону, а затем, положив регалии на подушку, покрывал короной императрицу. После литургии одним из митрополитов совершался обряд миропомазания. Коронация сопровождалась колокольным звоном, залпами пушек и церковным пением. При церемонии перед государем несли государственное знамя, щит и меч. После окончания обряда монарх в регалиях трижды кланялся народу с Красного крыльца Кремлевского
дворца. Коронация отмечалась прошением недоимок, облегчением участи преступников и другими милостями, оглашением некоторых указов. Для приглашенных и народа устраивались торжественные обеды, балы и угощения, иллюминация и фейерверк.
Обряд коронования русских царей пришел из Византии; долгое время он соблюдался со всей строгостью придворного церемониала. Византия позаимствовала церемониал у еще более древних культур.
В христианство коронация пришла от древних евреев, у которых существовали два рода помазания — частное и торжественное. Частное помазание совершалось обычно тайно, в кругу родных, а торжественное — прилюдно, в храмах и на площадях с большим числом участников и приглашенных: первоначально возлагался венец (или диадема), после чего совершалось помазание. Народ и царь давали друг другу клятвенные обязательства. Народ клялся в верности и готовности заботиться о жизни царя и прочности его царствования, а царь давал клятву чтить Бога и не преступать заветов Моисея. С наступлением христианской эры обряд стал пышнее и значительнее.
Западная традиция инаугурационного помазания ведет свое начало с помазания Пипина Короткого (754). Карл Великий был помазан трижды на царство как король (rex), а при поставлении в императоры в Риме был лишь коронован. В X в., когда папская власть усиливалась, для того чтобы подчеркнуть превосходство духовной власти над светской, изменился порядок помазания: вместо головы помазывались правая рука и междуплечие, а обряд совершался не миром, а елеем. К XV в. обряд стал столь значительным, что оказывал огромное влияние на политическую жизнь всей Европы. Так, в ходе Столетней войны английский король Эдуард стремился
захватить в 1359 г. Реймс, так как именно реймсские архиепископы получили в XI в. от Рима исключительное право на помазание французских королей.
Церемония коронации Елизаветы II в Вестминстерском аббатстве 2 июня 1953 г. транслировалась по радио и телевидению по всему миру, сопровождалась парадами и фейерверками по всей территории Великобритании и Британского Содружества. Представители обеих палат британского парламента, всех значительных общественных организаций страны, премьер-министры и главы государств других стран Британского Содружества, а также представители многих иностранных государств засвидетельствовали почтение новой королеве.
Восточная практика коронования моложе западной. Первое помазание в Византии произошло только в 1204 г. под влиянием Запада. Византия — выборная империя, где верховный правитель избирался сенатом, народом, армией и коронация византийского императора патриархом в корне отличалась от папской. Патриарх проводил коронацию от имени выборщиков (сената, народа, армии), римский папа осуществлял одно из важнейших прав церкви12. Церковь и государство в Византии были тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения часто определяют как «цезарепапизм». Однако этот термин, подразумевающий подчинение церкви государству или императору, отчасти вводит в заблуждение: на самом деле речь шла о взаимозависимости, а не о подчинении. Император не был главой церкви, он не имел права исполнять обязанности священнослужителя. Однако придворный церемониал был тесно связан с богослужением.
Во время коронации и важных приемов на василевса надевали столько одежд и украшений, что он с трудом выдерживал их тяжесть. Михаил V Калафат даже упал в обморок при коронации, и его едва привели в чувство. Перед василевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали особыми занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. К его трапезе допускались лишь высшие чины империи (приглашение к царской трапезе считалось великой честью). Его одежды и предметы быта были определенного цвета, обычно — пурпурного. Единственный из мирян, василевс, имел право входить в алтарь. В его честь слагались торжественные гимны и славословия. В своих грамотах он говорил о себе чаше всего во множественном числе: «царственность наша» (иногда: «царственность моя»). Он не уставал восхвалять собственные деяния: все его неусыпные заботы и тяжкие труды направлены лишь на благо народа, и народ, разумеется, «благоденствует» под его скипетром13.
Коронация входила в состав политических механизмов, которые поддерживали стабильность императорской власти и помогали осуществлять ротацию кадров. После коронации василевса его доверенные лица заново комплектовали весь или почти весь дворцовый штат, меняли сановников, распоряжались казной, владениями короны, решали судьбы армии, войны и мира Часто детей короновали сразу после рождения, что обеспечивало династии непрерывность. Если императором становился ребенок или неспособный
The Cambridge Medieval History. Vol. IV: The Byzantine Empire. P. 11: Government, Church and Civilization. Cambridge, 1968. P. 1-6; Guilland R. Le droit divin a Byzance // Eos. 1947.Vol. 42, F. 1. P. 140-145. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. — http://www.krotov.org.
правитель, короновали младших императоров, или соправителей, которые могли принадлежать правящей династии, а могли и не принадлежать. Иногда соправителями становились военачальники или флотоводцы, которые сначала приобретали контроль над государством, а затем узаконивали свое положение, например посредством брака. Так пришли к власти флотоводец Роман 1Лакапин и полководец Никифор II Фока (правил в 963-969 гг.). Таким образом, важнейшей особенностью византийской системы правления была неукоснительная преемственность династий. Случались иногда периоды кровавой борьбы за трон, гражданских войн и неумелого правления, но они были непродолжительны14.
Рис. 26. Коронация
В Россию церемония коронации пришла на 500 лет позже, чем в Византию. Год 1498 открыл преемственный ряд чинов царского венчания. Всего таких чинов было 19. Ритуал коронования в своей основе сохранился неизменным вплоть до Александра III, хотя в отдельных деталях он менялся. «Нововведения произошли в основном в церковном чине. Например, были внесены подробности, благодаря которым он принял цельный вид особого молебного пения. Если ранее молебен совершался до коронования перед иконой Владимирской Богоматери, то теперь молебен и коронование стали представлять собой единое священнодействие. В этот период происходит замена царских регалий: шапка Мономаха заменяется на корону, древние царские одежды — на современные, бармы и цепь животворящего креста — на порфиру и орден апостола Андрея Первозванного; боярская свита заменяется придворными и военными чинами. Причиной всего этого были, конечно, преобразования Петра, который принял императорский титул и постарался перенести западноевропейские традиции на российскую почву»15.
14 Византийская империя // Энциклопедия Кругосвет. — http://krugosvet.ru.
15 Виноградова Н.Н. Указ. соч.
Причины столь позднего утверждения на отечественной почве института коронования специалисты видят в социальной истории. Владимир Мономах, получивший от византийского императора Алексея Комнина царские регалии, был коронован Эфесским митрополитом Неофитом в Киевском Софийском соборе. До XV в. на Руси царила феодальная раздробленность, конкуренция за престол между близкими по крови княжескими родами. Венчание одного из них в качестве единственного помазанника Божьего могло лишь усилить взаимную вражду. Поэтому перед смертью Мономах собрал духовенство, бояр, купцов и завещал никого после его смерти не венчать на царство. Затем наступило долголетнее татаро-монгольское иго, в течение которого русские князья получали ярлык на правление из рук правившего в тот момент хана.
В историю нашей страны XV в. вошел как объединительный — время собирания русских земель и создания централизованного государства. А вместе с ним появляется и обрамляющая крепнущее могущество идеология: «Москва — третий Рим». Возрождение образа, культуры и идеологии Византии не могло не привести к возрождению византийской традиции сакрализации светской власти. Правда, к этому времени политическая элита то ли забыла, как происходил ритуал коронования в Византии, то ли вовсе его не знала, но в восстановленном образце многое изменилось. Как на Западе, так и в Византии помазание венчаемого монарха предшествовало самому венчанию (т.е. коронации); в России же оно совершалось после венчания. Российский правитель как бы уподоблялся Христу, в то время как и на Западе, и в Византии помазуемый приравнивался к царям Израиля. В дальнейшем, как считает Б. Успенский16, наличие у царя особой харизмы — харизмы власти, которая сообщалась именно через миропомазание, — специально подчеркивалось церковью. Повторное миропомазание означало, что после коронации царь приобретает качественно новый статус — отличный от статуса остальных людей17.
Успенский Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000. С 18-35.
Виноградова Н.Н. Указ. соч.
СТАТУСНОЕПОВЕДЕНИЕ
Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства — совокупность ограничений, которые касаются прежде всего поведения. Именно поведения, хотя высокий статус выражает себя в особых знаках отличия, привилегиях, форме одежды или размерах недвижимого имущества.