Коронация (коронование)

В государственных церемониях отражаются представления общества о власти. При монархической форме правления аналогом инаугурации высту­пает коронация. Венчание на царство монарха и инаугурация, о которой мож­но сказать, что это тоже своего рода венчание или посвящение, имеют со­вершенно разный смысл. В абсолютной монархии король считается помазан­ником божьим, на царство его венчает Господь, а не народ, партия или армия. Инаугурация демократически избранного президента — торжественное и сверхценное, но отнюдь не сакральное и священное действо. Монарх возвы­шается над живыми людьми с их сиюминутными заботами, а земной аппа­рат управления — всего лишь приложение к иерархии небожителей. Совре­менный президент, победивший на выборах, не отделяется от своих избира­телей.

коронация (коронование) - student2.ru

Рис. 25. Коронование в целом является слиянием двух начал — религиозного и светского

Напротив, на инаугурации он клянется в верности им, обещает выпол­нить их надежды, пожелания, просьбы. Он служит прежде всего им, а затем уже Богу. У президента власть меньше, чем у короля, потому что она не по­жизненная и не наследуемая.

Коронование как одно из важнейших событий в жизни императора и об­щества в целом является слиянием двух начал — религиозного и светского. Коронование представляет собой торжественное, соединенное с церковны­ми обрядами, принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Оно носит название «священного», так как соединяется с миропомазанием (це-

ремонией, ведущей свое происхождение от древнееврейского помазания царей на царство)''.

Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, трактует­ся церковью следующим образом. Это не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коро­нования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает при­частие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви.



коронация (коронование) - student2.ru

Таким образом, коронация — свя­щеннодействие, в ходе которого пома­заннику передается некое особое каче­ство, возвышающее его над прочими людьми. Инаугурация —торжественная, но вполне рациональная церемония, го­воря современным языком, по случаю заключения очередного контракта, сроч­ного трудового соглашения на оговорен­ный Конституцией срок между специалистом по управлению и его нанима­телями-налогоплательщиками.

В своей основе ритуальная часть инаугурации во многом заимствована из церемонии коронации монархов. Только сегодня новый глава государства по­лучает знаки президентского отличия, а раньше — корону. Церемония завер­шается салютом и краткой речью нового президента. Так происходит инау­гурация в странах с республиканской формой правления. Но празничный раз­дел протокола и обязательная речь при вступлении в должность существовали и прежде.

Историки напоминают, что президентский полк как отдельное воинское подразделение, которое проходит торжественным маршем, а также специ­альный президентский орден «За заслуги перед Отечеством» первой степе­ни, салют, как по случаю большой победы, — все это монархические атри­буты, которые прорастают сквозь демократическую оболочку власти. Воз­можно, кого-то удивит, почему на оборотной стороне знака президентской власти В. Путина выбито имя Б. Ельцина. Это уходит своими корнями к иной традиции — римского принципата, когда император усыновлял и назначал соправителем своего будущего преемника, который, в свою очередь, должен был почитать благодетеля и приносить ему жертвы. Все это — при строгом соблюдении республиканской процедуры.

Коронация— в России торжественная церемония увенчания короной им­ператора и императрицы, символизировавшая их восшествие на престол; со­единялась с их миропомазанием. Этот день считался праздником наравне с царскими днями рождения и тезоименитства. Коронация происходила спу­стя некоторое время после фактического восшествия на престол и соверша­лась в Успенском соборе Московского Кремля при собрании всех высших сановников и иерархов церкви, представителей дворянства и других сосло-

Виноградова Н.Н. Обряд коронования и его трансформация в России. В контексте преемственнос­ти западных традиций.— http://ideashistory.org.ru/almanacs/alml6/06Vinogradova.htm.

вий; в соборе строился помост под балдахином и ставился трон. В 8 часов утра совершался молебен, и по пушечному сигналу приглашенные собирались в Кремлевском дворце. В 10 часов совершался торжественный выход госуда­ря и государыни в сопровождении приглашенных в собор, где император воз­лагал на себя порфиру и корону, а затем, положив регалии на подушку, по­крывал короной императрицу. После литургии одним из митрополитов со­вершался обряд миропомазания. Коронация сопровождалась колокольным звоном, залпами пушек и церковным пением. При церемонии перед госуда­рем несли государственное знамя, щит и меч. После окончания обряда мо­нарх в регалиях трижды кланялся народу с Красного крыльца Кремлевского

коронация (коронование) - student2.ru

дворца. Коронация отмечалась проше­нием недоимок, облегчением участи преступников и другими милостями, оглашением некоторых указов. Для приглашенных и народа устраивались торжественные обеды, балы и угоще­ния, иллюминация и фейерверк.

Обряд коронования русских царей пришел из Византии; долгое время он соблюдался со всей строгостью при­дворного церемониала. Византия поза­имствовала церемониал у еще более древних культур.

В христианство коронация пришла от древних евреев, у которых существо­вали два рода помазания — частное и торжественное. Частное помазание со­вершалось обычно тайно, в кругу род­ных, а торжественное — прилюдно, в храмах и на площадях с большим чис­лом участников и приглашенных: пер­воначально возлагался венец (или диа­дема), после чего совершалось помаза­ние. Народ и царь давали друг другу клятвенные обязательства. Народ клял­ся в верности и готовности заботиться о жизни царя и прочности его царствова­ния, а царь давал клятву чтить Бога и не преступать заветов Моисея. С наступлением христианской эры обряд стал пышнее и значительнее.

Западная традиция инаугурационного помазания ведет свое начало с по­мазания Пипина Короткого (754). Карл Великий был помазан трижды на царство как король (rex), а при поставлении в императоры в Риме был лишь коронован. В X в., когда папская власть усиливалась, для того чтобы под­черкнуть превосходство духовной власти над светской, изменился порядок помазания: вместо головы помазывались правая рука и междуплечие, а обряд совершался не миром, а елеем. К XV в. обряд стал столь значитель­ным, что оказывал огромное влияние на политическую жизнь всей Евро­пы. Так, в ходе Столетней войны английский король Эдуард стремился

захватить в 1359 г. Реймс, так как именно реймсские архиепископы полу­чили в XI в. от Рима исключительное право на помазание французских королей.

Церемония коронации Елизаветы II в Вестминстерском аббатстве 2 июня 1953 г. транслировалась по радио и телевидению по всему миру, сопровож­далась парадами и фейерверками по всей территории Великобритании и Британского Содружества. Представители обеих палат британского парла­мента, всех значительных общественных организаций страны, премьер-ми­нистры и главы государств других стран Британского Содружества, а также представители многих иностранных государств засвидетельствовали почте­ние новой королеве.

Восточная практика коронования моложе западной. Первое помазание в Византии произошло только в 1204 г. под влиянием Запада. Византия — вы­борная империя, где верховный правитель избирался сенатом, народом, ар­мией и коронация византийского императора патриархом в корне отличалась от папской. Патриарх проводил коронацию от имени выборщиков (сената, народа, армии), римский папа осуществлял одно из важнейших прав церк­ви12. Церковь и государство в Византии были тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения часто определяют как «цезарепапизм». Однако этот тер­мин, подразумевающий подчинение церкви государству или императору, от­части вводит в заблуждение: на самом деле речь шла о взаимозависимости, а не о подчинении. Император не был главой церкви, он не имел права испол­нять обязанности священнослужителя. Однако придворный церемониал был тесно связан с богослужением.

Во время коронации и важных приемов на василевса надевали столько одежд и украшений, что он с трудом выдерживал их тяжесть. Михаил V Калафат даже упал в обморок при коронации, и его едва привели в чув­ство. Перед василевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали особыми занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. К его трапезе допускались лишь высшие чины империи (при­глашение к царской трапезе считалось великой честью). Его одежды и предметы быта были определенного цвета, обычно — пурпурного. Единственный из мирян, василевс, имел право входить в алтарь. В его честь слагались торжественные гимны и славословия. В своих грамо­тах он говорил о себе чаше всего во множественном числе: «царствен­ность наша» (иногда: «царственность моя»). Он не уставал восхвалять собственные деяния: все его неусыпные заботы и тяжкие труды направ­лены лишь на благо народа, и народ, разумеется, «благоденствует» под его скипетром13.

Коронация входила в состав политических механизмов, которые поддер­живали стабильность императорской власти и помогали осуществлять рота­цию кадров. После коронации василевса его доверенные лица заново комп­лектовали весь или почти весь дворцовый штат, меняли сановников, распо­ряжались казной, владениями короны, решали судьбы армии, войны и мира Часто детей короновали сразу после рождения, что обеспечивало династии непрерывность. Если императором становился ребенок или неспособный

The Cambridge Medieval History. Vol. IV: The Byzantine Empire. P. 11: Government, Church and Civilization. Cambridge, 1968. P. 1-6; Guilland R. Le droit divin a Byzance // Eos. 1947.Vol. 42, F. 1. P. 140-145. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. — http://www.krotov.org.

правитель, короновали младших императоров, или соправителей, которые могли принадлежать правящей династии, а могли и не принадлежать. Иногда соправителями становились военачальники или флотоводцы, которые сна­чала приобретали контроль над государством, а затем узаконивали свое по­ложение, например посредством брака. Так пришли к власти флотоводец Роман 1Лакапин и полководец Никифор II Фока (правил в 963-969 гг.). Та­ким образом, важнейшей особенностью византийской системы правления была неукоснительная преемственность династий. Случались иногда пери­оды кровавой борьбы за трон, гражданских войн и неумелого правления, но они были непродолжительны14.

коронация (коронование) - student2.ru

Рис. 26. Коронация

В Россию церемония коронации пришла на 500 лет позже, чем в Ви­зантию. Год 1498 открыл преемственный ряд чинов царского венчания. Всего таких чинов было 19. Ритуал коронования в своей основе сохранился неизменным вплоть до Александра III, хотя в отдельных деталях он ме­нялся. «Нововведения произошли в основном в церковном чине. Напри­мер, были внесены подробности, благодаря которым он принял цельный вид особого молебного пения. Если ранее молебен совершался до коро­нования перед иконой Владимирской Богоматери, то теперь молебен и ко­ронование стали представлять собой единое священнодействие. В этот период происходит замена царских регалий: шапка Мономаха заменяет­ся на корону, древние царские одежды — на современные, бармы и цепь животворящего креста — на порфиру и орден апостола Андрея Первозван­ного; боярская свита заменяется придворными и военными чинами. При­чиной всего этого были, конечно, преобразования Петра, который при­нял императорский титул и постарался перенести западноевропейские традиции на российскую почву»15.

14 Византийская империя // Энциклопедия Кругосвет. — http://krugosvet.ru.

15 Виноградова Н.Н. Указ. соч.

Причины столь позднего утверждения на отечественной почве институ­та коронования специалисты видят в социальной истории. Владимир Моно­мах, получивший от византийского императора Алексея Комнина царские регалии, был коронован Эфесским митрополитом Неофитом в Киевском Софийском соборе. До XV в. на Руси царила феодальная раздробленность, конкуренция за престол между близкими по крови княжескими родами. Венчание одного из них в качестве единственного помазанника Божьего могло лишь усилить взаимную вражду. Поэтому перед смертью Мономах собрал духовенство, бояр, купцов и завещал никого после его смерти не вен­чать на царство. Затем наступило долголетнее татаро-монгольское иго, в те­чение которого русские князья получали ярлык на правление из рук правив­шего в тот момент хана.

В историю нашей страны XV в. вошел как объединительный — время со­бирания русских земель и создания централизованного государства. А вмес­те с ним появляется и обрамляющая крепнущее могущество идеология: «Мос­ква — третий Рим». Возрождение образа, культуры и идеологии Византии не могло не привести к возрождению византийской традиции сакрализации светской власти. Правда, к этому времени политическая элита то ли забыла, как происходил ритуал коронования в Византии, то ли вовсе его не знала, но в восстановленном образце многое изменилось. Как на Западе, так и в Византии помазание венчаемого монарха предшествовало самому венчанию (т.е. коронации); в России же оно совершалось после венчания. Российский правитель как бы уподоблялся Христу, в то время как и на Западе, и в Ви­зантии помазуемый приравнивался к царям Израиля. В дальнейшем, как считает Б. Успенский16, наличие у царя особой харизмы — харизмы власти, которая сообщалась именно через миропомазание, — специально подчерки­валось церковью. Повторное миропомазание означало, что после коронации царь приобретает качественно новый статус — отличный от статуса осталь­ных людей17.

Успенский Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000. С 18-35.

Виноградова Н.Н. Указ. соч.

коронация (коронование) - student2.ru

СТАТУСНОЕПОВЕДЕНИЕ

Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства — совокупность ограничений, которые касаются прежде всего поведения. Именно поведения, хотя высокий статус выражает себя в особых знаках отличия, привилегиях, форме одежды или размерах не­движимого имущества.

Наши рекомендации