Гендерные права: история и современность
Гендерные стереотипы социума в значительной степени повлияли на формирование гендерного неравенства. Гендерное неравенство это прежде всего социальное неравенство. Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных слоёв в иерархически упорядоченном ранге (например, по критериям: богатство, власть, престиж и др.).
Неравенство является одной из фундаментальных характеристик человеческого общества. В конце 20 века подтвердилось научное предвидение, сделанное в своё время всемирно известным американским социологом П. Сорокиным о том, что общества без расслоения с реальным равенством их членов - “миф, который никогда не станет реальностью за всю историю человечества”.
В труде “Человек. Цивилизация. Общество.” П. Сорокин подчеркивал, что одна из первых форм неравенства это - “деление на группы по полу и возрасту с различными привилегиями и обязанностями каждой группы” .
Многие общества установили социальные различия между полами, которые не являются неизбежным результатом биологических отличий. Исследователи истории проблемы гендерного неравенства до сих пор пытаются найти причину актуализации одного из мифологического образа: о сотворении Евы из ребра Адама, закрепившей архетипы в общественном сознании о несовершенстве женской природы. Многие обнаруженные артефакты свидетельствуют о том, что тысячи лет назад, древние цивилизации почитали своим творцом и прародителем Великую богиню. Во всем обширном регионе, где расположены колыбели цивилизаций, боги-мужчины появились сравнительно поздно - после того, как люди овладели земледелием, изобрели письменность. В старейших письменных памятниках Великую богиню называли Царицей Неба. Существовали богини письменности, мудрости, правосудия и войны.
В обществе, где почитали Великую богиню, женщины имели намного большую власть и независимость, чем в более поздние эпохи. Около 3-х тыс. лет до н. э. в Шумере Великой богине воздвигли храмы, в которых служили только жрицы. Они занимались и деловыми вопросами: в их руках было храмовое хозяйство. Некоторые из них владели грамотой. Согласно шумерскому преданию, именно богиня создала глиняные таблички и письменность. Действительно, древнейшее известное на сегодня письмо найдено в храме шумерской богини Неба.
В средние века на положение женщины в обществе особенно большое влияние оказывала религия.
Исторически борьба за права женщин происходила в общем русле утверждения идей гуманизма, принципа свободы и равенства всех людей. В Западной Европе наиболее активные выступления за права женщин начались в конце 18 века. Впоследствии эти действия получили название “движение феминизма”, так как за права женщин боролись сами женщины. Позже, внутри феминизма, оформилось движение женщин за юридические права (суфражизм), за предоставление им избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности. Некоторые исследователи неоднозначно оценивают женские политические выступления того периода, а считают, что важную роль в борьбе за равноправие женщин сыграла 1-я Мировая война, доказавшая, что женщины способны выполнять ту же работу, что и мужчины. Вскоре после войны (1918) в Англии, например, вышел закон об избирателях, дающих право голоса женщинам старше 30 лет.
Изучение проблемы показывает, что на каждом историческом витке развития цивилизации отношение к женщине определялось потребностями общества. К примеру, главная задача индустриального общества была привлечь женщину к общественному труду. В 30-е годы 20-го столетия женщины Казахстана активно включились в строительство новой жизни, стали обучаться исконно мужским профессиям. Например, в эти годы среди казахстанских женщин первым машинистом электровоза работала Б. Доспаева, а М. Д, Рогозина - врубмашинистом Карагандинского угольного бассейна. В июне 1941 г. более 26 тысяч казахстанских женщин стали работать трактористами.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) удельный вес женского труда во всех отраслях народного хозяйства неизмеримо вырос. Заменив мужчин, ушедших на фронт, женщины успешно работали во многих отраслях народного хозяйства, в том числе, угольной, нефтяной, черной и цветной металлургии, в сельском хозяйстве, на предприятиях оборонной промышленности сменными мастерами, бригадирами, молотобойцами, забойщиками в шахтах, трактористами в поле. Так, в 1942 году за высокие показатели во Всеказахстанском соревновании обогатителей сменный мастер Лениногорской обогатительной фабрики Лукьянова Т. была награждена медалью “За трудовое отличие”. Систематически перевыполняли производственный план по переработке руды и извлечению металла и другие участницы этого соревнования: Худякова С. и Шипикова Д. Принимая участие в этом соревновании и взяв повышенные обязательства, бригадир женской тракторной бригады А. Степанова перевыполнила план весеннего сева 1943 г., сэкономила 623 кг горючего (см.: ЦПА ИМЛ, фонд 17, опись 88, дело 123, лист 14).
В годы испытаний женщины Казахстана сумели проявить и организаторские способности, возглавляя, например, женотделы и женсоветы, которые сыграли большую роль в деле мобилизации женщин на оказание всемерной помощи фронту. В 1944 г. в республике активно действовали 205 женотделов и более 4-х тысяч женсоветов. В 1945 году труд 106 лучших женских организаторов, в том числе 15 заведующих женотделами, был отмечен правительственными наградами. К августу 1943 года 541 женщина работала, как теперь принято определять, политическими государственными служащими: секретарями, заведующими отделами, инструкторами обкомов, горкомов и райкомов партии. К ноябрю 1945 г. только в Центральном аппарате ЦК КП (б) Казахстана работали 54 женщины (см.: ПА Казфилиала, фонд 708, оп.8, дело 1566, лл.145-151 и оп.7, д.2275, лл.87-91 и лл.185-186). Всего за годы войны удельный вес женщин в составе номенклатурных работников республики возрос в два с лишним раза (см.: Козыбаев М. К. Казахстан - арсенал фронта. - Алма-Ата. 1970, с.151).
Тема равных прав и возможностей мужчин и женщин, проблема защиты гендерных прав актуализируется в современном гражданском и правовом мировом социуме. Организация Объединенных Наций в 2006 году довела до сведения мировой общественности, что, по степени занятости женщин общественно-полезным трудом, лидерами являются следующие страны: Исландия, Швеция, Франция, Канада, США, где трудятся до 80 процентов женщин. Такая страна, как Израиль, например, занимает по этим показателям 21-е место, а в арабских странах работают 25 процентов женщин.
Исследователи отмечают, что трудовая неделя женщин значительно продолжительнее, чем у мужчин. Так, в Африке трудовая неделя женщин длится 67 часов, тогда как у мужчин -53 часа, в странах Западной Европы и Австралии - 48,5 часа у женщин, 43 часа у мужчин. В Японии работающие женщины не отстают от японских мужчин, известных во всем мире, как “трудоголики” и работают около 56 часов в неделю.
Здесь не учтены часы т. н. “второй смены”: работа по ведению домашнего хозяйства. Если женщина работает, то мужчина, предполагается, ей помогает. Но исследования этого вопроса обнаружили, что муж уделяет хлопотам по дому только 1,6 часа в день, независимо от того, трудится ли его жена или нет. По данным Международной Организации Труда (МОТ), женщины, составляя большую часть человечества, трудятся 2\3 рабочего времени в мире, а получают 1\10 мирового дохода и обладают 1\100 мировой собственности.
В Декларации тысячелетия (2000 год), которую подписали практически все страны мира, достижение реального равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены как одна из важнейших задач современности, как одна из главных целей развития человечества в третьем тысячелетия. Во всем мире поощряется реализация тенденции на изменение доминирующего положения мужчин над женщинами. Особенно успешны в этом плане страны социально ориентированные и экономически развитые.
Как свидетельствует мировая практика, до сих пор во многих странах женщины по-прежнему составляют 70 процентов неимущих и 2\3 неграмотных людей в мире. Во многих правовых системах они всё еще не имеют равных прав.
Определенных сдвигов в деле повышения роли женщин в жизни социума добились страны ЕС: здесь женщины-депутаты в 2006 году составили почти 50 процентов депутатского корпуса.
На постсоветском пространстве лидируют: Белоруссия (29,7процента в 2007г.), Казахстан (более 20 процентов в 2007 г): в Сенате - 4,3 процента, в Мажилисе 16,8 процентов: (см.: “Аргументы и факты Казахстан”, 2009, №10); Россия (10 процентов в 2005 г.), а Киргизия, например, оказалась единственной страной в мире, где нет ни одной женщины-депутата.
Участие женщин Казахстана в политике (на начало 2008 года)
Таблица. Законодательная власть
СЕНАТ | МАЖИЛИС | |
Депутаты | 2 (4,3%) | 18 (16,8%) |
Аппарат | 69 (44,2%) | 119 (44,9%) |
Заместители заведующих отделами | 6 (35,3%) | 4 (21,1%) |
Заведующие сектором | 2 (26,6%) | 12(63,2%) |
Консультанты | 17 (47,2%) | 25 (42,4%) |
Эксперты | 34 (89,5%) | 18 (94,7%) |
Помощники депутатов | 9 (25,7%) | 37 (34,6%) |
Таблица. Исполнительная власть.
политические госслужащие | административные госслужащие | всего женщин на гос. службе |
ПО ОБЛАСТЯМ: | ||
Больше всего в Акмолинской Больше всего в ВКО Больше всего в Акмол. 53 5415 5454 | ||
Меньше всего в Мангистауской области: | ||
0 1603 1603 |
Таким образом, данные Агентства по статистике РК, приведенные в таблицах, показывают что, как и прежде, количество женщин во власти снижается по мере восхождения вверх по линии государственной иерархии.
Женщин в казахстанских структурах власти непропорционально меньше, чем мужчин в обществе, к примеру, в Мажилисе РК (как указывалось выше) их 16 процентов (2007 г.), среди депутатов Маслихата мегаполиса Алматы их 17 процентов (2007 г.), в Правительстве РК - 3 женщины - министры.
Нет женщин среди акимов областей и районов. По всему Казахстану только 8 женщин являются заместителями акимов областей, совсем немного их и среди руководителей районов и городов. На уровне районов - заместителей акимов- женщин только 17 процентов, в сельских и поселковых округах - 11 процентов.
Таким образом, женщины всё ещё слабо представлены на уровне принятия решений в государственных органах как исполнительной, так и законодательной ветвях власти. Стратегия действий в этом направлении предполагает сбалансированное участие женщин в этих структурах. Но несмотря на то, что во исполнение Указа Президента РК “О кадровом резерве государственной службы” в регионах создан такой резерв, в том числе и женских кадров, практического выдвижения на государственную службу женщин не происходит. Нет реальных механизмов продвижения, участия женщин в политической сфере, кроме политической воли Президента. Сегодня отказались от практики квотирования (так ли это хорошо, если новой не придумали?), практически никто из местных структур не заботится о внедрении соответствующих проектов в практику, которые бы смогли реально вовлечь женщин в политическую сферу.
По-прежнему лидирует мужская часть населения в сфере бизнеса; женщины здесь составляют едва ли третью часть по численности уже в течение всего “рыночного” периода. И причины не только в социальных стереотипах, а вполне реальное отторжение женской части населения от этой сферы. Под разными предлогами их права ущемляются. Кроме того, сами женщины часто бывают слабо подготовлены по правовым вопросам. Поэтому выявляется особое значение правового обучения для формирования правовой культуры в целом и культуры гендерных отношений.
Без решения проблем гендерных прав, как считают аналитики и показывает повседневная практика, невозможна реализация главной государственной стратегии: вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее развитых стран.
Казахстан за годы независимости делал определенные шаги по защите прав и законных интересов своего населения, мужчин и женщин. Здесь создана правовая база по вопросам семьи, женщин и детей. В соответствии с Основным Законом РК (статья 27) “Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства”. Закон “О браке и семье” устанавливает равноправные отношения супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, защиту прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Еще в 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Здесь также ратифицированы Конвенции ООН “О политических правах женщин” и “О гражданстве замужней женщины”. На государственном уровне признаны и подписаны более 60-ти важных документов по правам человека, том числе: Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.
В 2003 году Постановлением Правительства Казахстана принята Концепция гендерной политики в РК, которая определила основные ее направления в стране: достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развитие своего бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола и др.
На IV форуме женщин Казахстана (г. Астана, 2004 г.), по поручению Президента РК, на основе указанного выше документа, была разработана Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 годы, в которой предусмотрено решение задач по достижению равенства прав и возможностей мужчин и женщин. Этот документ утвержден Указом Президента РК в ноябре 2005 года.
Формирование креативного, всесторонне информированного, грамотного населения требует непрерывного качественного его образования. Вот, что показывает анализ состава учащихся колледжей и вузов.
В Казахстане совокупная доля охвата образованием населения в возрасте 6-24 года в 2006-2007 учебном году составила всего 78 процентов, в том числе женщин - 81процент, мужчин -76. Доля женского населения от общего числа учащихся в 2006 году составила: начальное образование - 49 процентов, среднее образование - 49 процентов, высшее образование - 58 процентов.
По данным на 2007-2008 учебный год в нашей стране численность девушек-учащихся колледжей составляет 58,2 процента, а среди студентов вузов девушек 53,2 процента. Эти цифры говорят сами за себя: у женщин Казахстана есть равные реальные возможности получить образование, в том числе и высшее.
Таблица. Численность научных кадров в 2006 году по отраслям наук
доктора наук | кандидаты наук | |||
всего человек, в т. ч. по отраслям наук: | мужчины | женщины | мужчины | женщины |
естественные науки | ||||
технические науки | ||||
медицинские науки | ||||
сельскохоз.науки | ||||
общественные науки | ||||
гуманитарные науки |
Как видно из данных этой таблицы, в составе научных кадров лидирующее положение занимают женщины (см.: Женщины и мужчины Казахстана. Гендерная статистика. Агентство Республики Казахстан по статистике. - Астана. 2007. Сс.75,76.).
Наша страна ратифицировала многие международные договора по правам человека, в том числе “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности”. Практика показывает, что работодатели, в том числе и на государственном уровне, часто нарушают этот пакт. Заработок женщин ниже, чем у мужчин, даже в таких традиционно женских отраслях, как образование, здравоохранение, социальные услуги. Особенно это относится к аграрному сектору, у женщин, живущих и работающих здесь, зарплата более чем в два раза ниже, чем у женщин в среднем по стране. Работодатели в своем многолетнем неустанном лоббировании многочисленных проектов закона о труде, видимо, были чрезвычайно довольны новым его вариантом: Трудовым Кодексом (от 15 мая 2007 года №25-III).
В отличие от предыдущего (от 1 января 2000 Закона “О труде в Республике Казахстан”, вышедшего без главы 12 “Труд женщин”, учитывающей специфику женского труда, всего в главе было 14 статей), в новом варианте многие социальные льготы перенесены с “хрупких плеч” работодателя на государство. Симптоматично, что глава, отражающая специфику женского труда, появилась вновь. Согласно этой главе 17 “Особенности регулирования труда женщин и иных лиц с семейными обязанностями”, увольнять женщин допускается только в исключительных случаях, однако практика говорит об ином положении дел: 57,3 процентов всех безработных в стране - женщины, по-прежнему, у безработицы “женское лицо”. Поэтому понятно, почему 60 процентов бедного населения составляют именно женщины. Непонятно же то, почему за выполнение одной и той же работы мужчинами и женщинами, средняя номинальная заработная плата женщин по всем отраслям экономики составляет всего 61,7 процента от зарплаты мужчин? Средняя пенсия женщин составляет 80,2 процента от средней пенсии мужчин.
Аналогичные цифры содержит статистика нашего ближайшего северного соседа – России, где женщины тоже составляют большинство населения (53 процента). В результате приватизации государственного имущества женщины России получили 3 процента этого добра. 63 процента всех безработных (читай бедных) составляет женская часть населения, а те, кто работают получают 35 процентов от зарплаты мужчин, пенсионное обеспечение – 60 процентов от пенсии мужчин. Исследователи вынуждены сделать парадоксальный вывод: получается, что, составляя большую часть населения, женщины – социальные инвалиды (!).
Реализация гендерной политики еще в значительной степени находится под влиянием сложившихся стереотипов патриархально-авторитарной культуры. Это замедляет темпы внедрения цивилизованного отношения к проблемам фактического гендерного равенства во всех отраслях. В нашей стране, как в большинстве других стран современной мировой цивилизации, возможности женщин расширяются в сферах образования и здравоохранения (как показывает практика, эти сферы с самыми низкими зарплатами), социальных услуг, но они еще не имеют равного доступа и возможностей в экономической и политической.
Ученые, исследующую данную проблему, считают, что если человечество пойдет по пути построения правового феминного общества, то в 21-м веке сумеет реализовать идею социального государства. Социальное государство - это заботящееся государство, оно уподобляется матери, выкладывающей все силы и возможности для защиты своего ребенка. Социальное государство формирует гуманное общество, которое основывается на принципе заботы о человеке. В нем человек заботится о человеке, общество ориентировано на ценности жизни, это государство сглаживает социальные противоречия и добивается социальной интеграции.
Литература
1.Ашвин С. Гендерная солидарность против экономических трудностей. \\СОЦИС, 2006, №4.
2.Балабанова Е. С. Экономическая зависимость женщины: сущность, причины и последствия. \\СОЦИС, 2006, №4.
3.Введение в теорию гендера. Учебное пособие. Вып. I. (ответ. ред. Б.Ж. Есекеев, Г. М. Матаев).- Алматы. 1999.
4.Веэрманн Р. Гендерная сегрегация на рынке труда стран Балтии в период социальной трансформации //СОЦИС,2006, №10.
5.Гендерное развитие народа в Республике Казахстан. Министерство Культуры и Информации: Алматы, 2008. “Дом Дружбы - ЦИПМО”.
6.Женщины и мужчины Казахстана. Гендерная статистика. Агентство РК по статистике. – Астана. 2007.
7. Коновалов С. А., Топаева М. Т. История гендерного неравенства. Учебно-методический комплект по курсу “Введение в теорию гендера”. Вып. III. - Алматы. 1999.
8.Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 годы. – Астана, 2005.