Репрезентативность как характеристика выборочного метода
В связи с этим обратимся к понятию репрезентативности. Это — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры генеральной совокупности. Существует также понятие ошибки репрезентативности, которая зависит от изменчивости изучаемого свойства. Если бы все единицы совокупности были одинаковыми, как, например, возраст призывников данного года, то, зная показатель свойства одной единицы (одного призывника), можно было бы предполагать, что и все остальные единицы имеют такой же показатель возраста. На самом же деле свойства различных людей варьируются (изменяются) довольно существенно. Например, возраст людей колеблется от 1 до 100 лет и более. Чем более неоднородна совокупность, тем больше величина статистической ошибки. А соответственно тем больше должен быть объем выборки.
Репрезентативность выборки обеспечивается рядом процедур, в том числе правильным определением генеральной совокупности, техникой отбора лиц для наблюдения, типом выборки и др.
В основе формирования любой выборки лежат два основных принципа. Первый требует избегать систематической ошибки при отборе лиц для наблюдения, второй — добивается максимальной точности при определенных затратах сил и времени.
Систематическая ошибка возникает в силу объективных и субъективных причин и сводится к тому, что с одной и той же ошибкой измеряется каждый член совокупности.
Первый вопрос, с которым обычно сталкивается исследователь: каков должен быть объем выборки, чтобы на основе ее изучения можно было сделать обоснованный, достоверный вывод о всей генеральной совокупности? Объем выборочной совокупности зависит от степени распространения изучаемого свойства. Например, в городе живет приблизительно равное число мужчин и женщин, с небольшим превышением численности последних. Поэтому вероятность появления признака «мужчина» здесь можно принять за 0,5 (1/2).
Чем меньше вероятность появления признака, тем больше будет выборка. Например, если нужно, чтобы в ней оказались представители очень редкой профессии, выборочная совокупность должна быть достаточно большой. Она может насчитывать десятки тысяч обследованных. В практике социологических обследований в этом случае поступают иначе — целевым порядком ищут только лиц данной профессии, решая эту задачу с помощью определенной техники отбора лиц для обследования (квотная выборка).
Вероятность сочетания двух, трех, четырех признаков резко уменьшается, поэтому выборка заметно увеличивается. Например, необходимо сформировать выборочную совокупность, в которой в достаточном количестве были бы представлены лица с одновременным наличием четырех признаков: молодые рабочие, с высоким доходом, голосующие за либералов, награжденные. Если отобрать из списков избирателей в среднем городе 900 человек, то в выборке может не оказаться ни одного человека с такими свойствами. А это значит, что выборку надо значительно увеличивать.
Объем выборочной совокупности зависит также от величины ошибки, которая допускается при ее формировании. Обычно исследователи исходят из того, что в каждой выборке содержится некоторая ошибка. Например, в городе проживает 48,5% мужчин и 51,5% женщин, а в выборке оказалось 49% мужчин и 52% женщин. Как видно, в выборке содержится ошибка. Чаще всего дело обстоит так: чем меньше выборка, тем больше ошибка; чем больше выборка, тем меньше ошибка. В этом случае говорят, что средняя выборочная стремится к средней генеральной совокупности. Но практически они никогда не совпадают.
Какие величины ошибок допускаются? Величина ошибки может составлять 1, 3, 5 процентов. Если она превышает 5 процентов, то суждение не считается достоверным. Чем меньше ошибка, тем достовернее суждение, которое высказывается о генеральной совокупности на основе изучения выборочной совокупности. Чем меньшую ошибку допускаем, тем большим должен быть объем выборочной совокупности, и наоборот.
В программе социологического исследования необходимо указывать, какая величина ошибки допускается.
Выборка бывает пропорциональная и непропорциональная.Пропорциональная отражает генеральную совокупность по основным изучаемым признакам. Так, например, если в генеральной совокупности лица по уровню образования распределяются следующим образом: 5% — начальное образование, 12% — неполное среднее образование, 80% — среднее образование, 3% — незаконченное высшее и высшее образование, то и в выборочной совокупности, которая формируется по этим признакам, эти доли должны быть соблюдены. Это и будет пропорциональная выборка.
Довольно часто в социологических исследованиях применяетсянепропорциональная выборка. Это обусловлено тем, что лиц с каким-либо изучаемым признаком очень мало в генеральной совокупности. Поэтому в пропорциональной выборке их будет или мало, или не окажется ни одного. Например, при социологическом исследовании проблем эффективности учебного процесса в институте в выборке должны быть представлены все категории студентов, в том числе студенты, получающие именные стипендии. Если в вузе учатся 2 тыс. студентов, в том числе 10 именных стипендиатов, то в пропорциональной выборки окажется 200 студентов, в том числе I именной стипендиат. Очевидно, что на основе опроса одного человека нельзя составить истинное мнение, например, о причинах отличной учебы именных стипендиатов. В этом случае целесообразно опросить всех именных стипендиатов. Тем самым выборка не будет пропорциональной. Тогда выборка формируется при помощи метода квот.
Как видим, формирование выборки дело сложное, требует учета многих факторов.
Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто).Такие исследования называются сплошными.
Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры.
Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.
Принято различать несколько основных методов формирования выборки:
1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время.
2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности.
Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию.
3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.
Например, социологам необходимо выяснить мнение студентов вузов г. Уфы по поводу реформирования системы высшего образования. Генеральная совокупность – число студентов, обучающихся в настоящее время в вузах г. Уфы. Понятно, что это большое количество людей. Сплошной опрос потребовал бы много временных и финансовых затрат, поэтому целесообразно использовать метод выборочного обследования. В данной ситуации можно использовать квотную выборку. Чтобы определить наиболее значимые характеристики генеральной совокупности для формирования квотной выборки, следует ответить на вопрос: мнения каких категорий студенческой молодежи могут различаться по указанной проблеме? Во-первых, могут различаться мнения студентов разного пола – юношей и девушек; во-вторых, мнение студентов технических и гуманитарных специальностей; в-третьих, студентов дневной и заочной формы обучения; в-четвертых, мнения студентов разных курсов; в-пятых, мнения студентов-«бюджетников» и «контрактников» (обучающихся с полным возмещением затрат). Значит, при формировании квотной выборки мы должны принять во внимание указанные различия и выдержать пропорции, существующие в генеральной совокупности: если в генеральной совокупности соотношение студентов женского пола к мужскому – 2 к 3, то в выборке, величиной 1000 человек, должно быть 400 человек женского пола, 600 – мужского. При этом нас не волнуют различия во мнениях между студентами … «упитанными» и «не очень», «больных диабетом» или «здоровых». Однако, если бы нас интересовало мнение уфимских студентов по поводу организации общественного питания в вузах города Уфы, наверное, важно было бы принять во внимание упомянутые характеристики. Таким образом, следует понимать, что формирование квот напрямую зависит от того, с какой проблемой имеет дело социолог.
При любом способе формирования выборки необходимо придерживаться следующего принципа: любой элемент генеральной совокупности должен иметь равный шанс попасть в выборку.