Часть 3. задания уровня с
С1. Назовите формы чувственного познания.
С2. Назовите уровни научного познания.
СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете)
О каком познании ведет речь Гете?
Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?
Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?
С6. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.
«Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца
науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые
переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория
относительности, генетика). А во второй половине XX века
ничего не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника.
Наука же открывает законы природы».
1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?
2) В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке?
3) Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.
С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему
КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...
Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.
Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину...
В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.
1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?
2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.
3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания?
Приведите пример, конкретизирующий один из них.
4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.
С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.
1. «Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)
2. «...Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б.Спиноза)
3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек». (М.В. Ломоносов)
С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Истина сама по себе... – соответствие между нашей мыслью и действительностью... Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося...
Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их... Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким
образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума... Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного
покоя божества.
(Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф.Брокгауза – И.Ефрона)
1)Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»?
2) Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем
оно?
3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной
(умственной) деятельности человека, направленной на
постижение мира? Соответствуют ли эти положения
современным взглядам на роль рационального мышления в
познании? Свой вывод обоснуйте.
4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания?
Какие методы помогают науке добывать истинное знание?
С10. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития
современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений
науки.
2) Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую
причину этих изменений они указали?
3) Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные и
проблемы, которые являются предметом междисциплинарных
исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
4) Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом
современного общества. Приведите три примера влияния
современной науки на общество.
ОТВЕТЫ
Часть 1. Уровень А
№ задания | ответ |
Часть 2. Уровень В.
№ задания | ответ |
Умения | |
Личность | |
Навыки | |
Способности | |
Талант | |
А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д | |
А;В;Б;Б;А | |
3,4,5,6 | |
Активное | |
Аналогия | |
Умозаключение | |
По аналогии | |
Ценностное | |
Сознание | |
Факты | |
А-2,3,5; Б-1,4,6 | |
Абсолютный | |
Познавательный | |
Научный | |
А)Концепция; Б)Теория | |
Интуиция | |
Формируется | |
Внутреннюю, внешнюю | |
В;Е;Д;Б;А;Г | |
Б;Е;А;Д;В;Г | |
1;2 | |
2,3,6 | |
2,3,5 | |
2,3,5 | |
ББАА |
Часть 3. Уровень С.
С1. Правильный ответ:
- ощущения;
- восприятие;
- представления.
С2. Эмпирический и теоретический.
СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
- в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»;
- позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;
- в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.
С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
- если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;
ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»;
- ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента.
Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суждений.
С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
1) Гете ведет речь о самопознании;
2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;
3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.
С6. Верный ответ должен содержать следующее:
1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.
2) Правильный ответ может содержать следующие позиции:
Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы.
При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития
общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития
нашей страны привела к разрыву между декларируемыми положениями и
реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных
механизмов регулирования экономики.
Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки зрения.
3) Правильный ответ может включать следующее:
Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логикой, руководящий принцип, трактовка.
4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное. С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия.
Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку
зрения.
С7. Содержание верных ответов на задания к тексту.
1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте:
— обыденное (повседневное);
— философское;
— средствами искусства;
— научное.
2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания:
— использование специальных методов;
— сбор систематической информации;
— доказательность;
— проверка и перепроверка полученных данных
3) Содержание ответа должно отразить следующее:
— недостаточная доказательность ненаучного познания;
— возникновение «неразрешимых загадок и дилемм».
Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоисключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит».
В примерах не должно быть искажения суждения.
4) В ответе должны быть указаны:
— экспериментальный метод и метод корреляции;
— в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из
изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.
В качестве других методов социального познания могут быть названы:
— выдвижение гипотез;
— построение теорий.
С9.
1) Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение
отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши
знания об этих фактах истинны»?
Возможный вариант ответа:
1) истина – реальный факт - это «соответствие между нашей
мыслью и действительностью», это действительность,
осмысленная нами; истина – это факт, глубоко осмысленный нами
2) позицию автора отражает второе суждение («Наши знания об
этих фактах истинны»).
Правильно сформулирована трактовка истины, названо второе
суждение 2
Правильно сформулирована трактовка истины, или названо
второе суждение 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
2)Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем
оно?
Возможный вариант ответа:
1) различие есть;
2) ложь – это сознательный преднамеренный обман, и она
подлежит нравственному осуждению; заблуждение – это
объективное несовпадение данного положения с истиной
(непреднамеренное, не связанное с умыслом субъекта).
3)В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной
(умственной) деятельности человека, направленной на
постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным
взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой
вывод обоснуйте.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его
смысла) Баллы
Возможный вариант ответа:
1) необходимость мыслительной деятельности показана в
последнем абзаце текста;
2) позиция автора соответствует современным представлениям,
3) согласно которым человек в ходе мыслительной деятельности
перерабатывает информацию о внешнем мире, связывая ее с уже
имеющимся знанием.
4)Как автор характеризует роль науки в процессе познания?
Какие методы помогают науке добывать истинное знание?
Возможный вариант ответа:
1)наука объясняет существующее, она объясняет вещи и таким
образом «восстанавливает подлинный ход вещей», т.е. добывает
истину; основные методы научного познания:
2) теория;
3) эксперимент;
4) моделирование;
5) наблюдение.
С10.
1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений
науки.
Ответ:
Могут быть приведены следующие определения науки:
1)«теоретическое систематизированное представление о
мире…»;
2)«система знаний и вид духовного производства»;
3)«специфическая деятельность человека по приращению
существующего и получению нового знания»;
4)«отдельные отрасли научного знания».
2)Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую
причину этих изменений они указали?
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой
отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;
2)указание причины: переход к проблемному подходу в выборе
предмета исследования.
3)Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные
проблемы, которые являются предметом междисциплинарных
исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Ответ:
Могут быть указаны такие проблемы, например:
-проблема социальной сущности человека (изучают психология,
социология, социальная антропология, философия, педагогика и
др.);
-процесс социализации личности (изучают педагогика,
психология, социология, культурология, политология,
правоведение и др.);
-экологические проблемы (изучают биология, география,
социальная антропология, экономика, политология и др.).
Могут быть указаны другие проблемы.
4)Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом
современного общества. Приведите три примера влияния
современной науки на общество.
Ответ:
Могут быть приведены, допустим, такие примеры:
1)динамично развивающаяся наука требует притока
квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера
образования;
2)изменение социальных реалий в связи с достижениями науки,
в т.ч. применение кибернетических моделей;
3)происходит изменение экономической структуры общества, в
т.ч. структуры занятости.
Могут быть приведены другие примеры.