Молодежь как социально-демографическая группа. Молодежная субкультура
На различных этапах человеческое общество сталкивалось с необходимостью решать особые проблемы, которые можно определить как молодежные проблемы общества. Особенность и актуальность этой проблемы объединяет все общество: через молодежь общество воспроизводит себя и биологически, и духовно.
Социологи считают, что молодежь в социологическом смысле является поведенческой базой в жизни людей, в которой она более не играет роль ребенка и в то же время не является полноправным носителем ролей взрослых (Г. Шильский). Этой же позиции придерживается и американский социолог Г. Сиболд, который полагает, что все проблемы молодежи в том, что образуется разрыв непрерывности в статусах бедноструктурированной “ничейной территории” (no men’s land).
Социологи объявляют молодежь “новым классом”, который объединяет одинаковые взгляды на жизнь, совпадение во вкусах, интересах и потребностях. Молодежь в силу ощутимого чувства “мы” выступает как социологическое единство”.
Таким образом, социально-психологические свойства и качества молодежи рассматриваются как самостоятельные и всеобщие черты, независимые от характера общественной жизни.
В социологической теории молодежи присутствуют такие понятия как “поколение”, “возрастной класс”, “молодость”, “молодежь”, “социальная зрелость”, “старость” и др.
Историки и социологи определяют поколение статистически равным 30 годам, полагая, что отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Сегодня наблюдается тенденция омоложения семьи, сокращения средней возрастной разницы между родителями и детьми, а увеличение продолжительности жизни в развитых странах приводит к тому, что одновременно живут уже не три поколения, а четыре.
Есть символический смысл, который вкладывается в понятие поколения. В нем особое значение имеет общность жизненного опыта, воспоминания об исторических событиях, свидетелями и участниками которых были люди, некоторые сложившиеся общие привычки, оценки, традиции, уклад жизни, даже вкусы и симпатии. Но в этом значении водораздел между поколениями лежит не в хронологически четких границах, в нем большую роль играет социальное разделение, а также отношение к наиболее важным, определяющим ценностям, историческим событиям. Поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определенность и продолжительность разных поколений может быть различной.
Когда же начинается молодежный возраст в социологическом понимании? Разные авторы, описывая молодежь как особую социально-демографическую группу, применяют это понятие неоднозначно. Например, австрийский социолог Л. Розенмаейр считает, что молодежный период начинается с 13 лет и оканчивается в 24 года. Ученый не дает каких-либо точных обоснований, подчеркивая только внутреннюю возрастную и социальную дифференциацию этого этапа.
Возраст от 13 до 18 лет объединяется понятием “юношество” и характеризуется в значительной степени биопсихологическим развитием, которое ведет к новым установкам и формам социального поведения. Но собственно демаркационная линия, отделяющая человека от детства, проходит в 18 лет. Этот возраст во многих странах характеризуется началом правовой самостоятельности, т. е. формальным уравнением со взрослыми и приобретением юридических прав: равной оплаты за труд, службы в армии, вступления в брак, участия в выборах.
В возрасте от 18 до 24 лет наиболее четко выступает дифференциация молодежи по ее семейному, профессиональному и правовому статусу. Эту стадию Л. Розенмайер называет “молодые взрослые” (“young adult”). Если на первом этапе это была в некотором отношении однородная группа, то население от 18 до 24-25 лет социологически гетерогенно (неоднородна). Эта социальная неоднородность, связанная с расхождением судеб ровесников, и представляет особый интерес для социологов.
В молодости происходит процесс активного освоения социальных ролей. Их количество быстро приближается к определенному пределу “насыщения”, за которым их освоение происходит медленно или прекращается.
Социолог В.Н. Боряз считает, что предел “насыщения”, будет лежать в рамках тех возрастных периодов, которые относятся к пониманию молодости. А дальше - вступление в период социальной зрелости. В.Н. Боряз предлагает весьма широкие границы для определения категории молодежь, он включает в эту группу людей от 14 до 33 лет.
Многие социологи разделяют точку зрения о том, что возраст не может рассматриваться лишь как некий нейтральный “счетчик”, показатель прожитых лет. Он имеет существенное значение в исследовании динамики процесса развития личности. Социальные свойства, потребности и интересы, цели и жизненные планы, результаты деятельности и перспективы подготавливаются на каждом предшествующем возрастном этапе. Поэтому личность, подчеркивают исследователи, следует изучать в единстве всего жизненного цикла.
Дело в том, что, несмотря на то, что максимального успеха, как правило, человек добивается в зрелые годы, подготовка к этому успеху идет в молодости. Поэтому социологи справедливо подчеркивают, что существует определенная зависимость кульминации от старта, а старта деятельности - от истории воспитания личности.
Идея связанности возраста с общественными функциями человека неоднократно отмечалось в науке. Она легла в основу социальной периодизации жизненного цикла человека. Попытка связать воедино весь жизненный цикл человека отчетливо видна в работе А. Шопенгауэра “О возрастах человека”, в которой ученый жизненный путь разделяет на ряд периодов, а каждый имеет свои черты и особенности.
Для аналогии Шопенгауэр прибегал к именам богов из мифологии. В первые десятилетия властвует Меркурий, человек идет по жизненному пути быстро и легко, но его настроение изменчиво, зависит от мелочей. Это годы учения, игры, подвижности. В 20 лет наступает царство Венеры - богини любви, она завладевает всем его существом. К 30 годам ее сменяет Марс, несущий человеку настойчивость, мужество, силу, смелость, воинственность. Он призывает его дерзать, подвергаться риску. В 40 лет человек поклоняется полезному в силу господства Цереры, Веста дает ему домашний очаг, Паллада одаряет знаниями и мудростью и как Юнона царствует в его доме госпожа-супруга. В 50 лет владычествует Юпитер, человек наслаждается своей силой, он богат опытом и знаниями, обладает авторитетом, склонен повелевать. Но к 60 годам Сатурн наступает на его жизнь своей свинцовой тяжестью, медленностью и бледностью.
Шопенгауэр отмечает, что характер первой половины жизни определяется неудовлетворенным стремлением к счастью, а характерная черта второй половины - боязнь несчастья. При этом философ подчеркивает разницу в восприятии времени человеком в зависимости от его возраста. В юности часы длиннее, чем в старости. В молодости человек испытывает много тревог и волнений, его настроение может колебаться от восторженности и энтузиазма до меланхолии и скуки. В старости утихают страсти с их мучениями, настроение становится более устойчивым и равнодушным, а если сохранилось здоровье, то человек не испытывает особой тяжести, он любит обеспеченность, удобство, ценит покой.
Шопенгауэр склонен придавать особое значение молодости как наиболее важному этапу. Ученый подчеркивал, что все зависит от того, как люди пользуются годами юности. В зрелые годы они могут больше влиять на мир, становятся совершеннее, не подчиняются внешнему влиянию. Зрелые годы - период действия и творчества, годы юности - время первых восприятий и первого познания. Юность остается корнем древа познания, хотя плоды приносит только вершина...
У молодежи своя субкультура, т. е. автономная культура, культура внутри культуры всего общества. Именно молодежная субкультура определяет ее образ и стиль жизни, предпочтения, особые правила и нормы поведения. Субкультура может быть позитивно настроенной к социальным и культурным традициям, потребностям общества; субкультура молодежи может сформироваться как негативная реакция на существующую в обществе социальную структуру и распространенную в обществе культуру, на законы, нормы, мораль, тогда говорят о преступной субкультуре, распространенной в молодежной среде.
Ученые различают также два основных типа отношений неконформной молодежи к жизни и обществу: (1) отношения молодых людей из среды молодежи, занятой трудом и (2) отношения групп «богемной молодежи», которая не озабочена добыванием средств к существованию. Общим между ними является лишь то, что и те и другие ориентированы на досуг. Однако если первые фокусируют свою жизнь на досуге ввиду проблематичности их трудоустройства, то для вторых – это результат свободного выбора. В целом молодежная субкультура формируется под влиянием различных факторов: региональных, национальных, лингвистических, образовательных, профессиональных, экономических, политических и др. Молодежная субкультура характеризуется формированием собственных мировоззрений, оппозиционных (хотя и не обязательно враждебных) мировоззрениям старших поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами поведения досуга и т. д. Многие молодежные субкультуры современности появились под влиянием молодежных движений (например, «хиппи»), рок-культуры.
Современное общество, как сто, двести лет назад, относится к молодежи, ее интересам, ценностям, манере поведения, стилю одежды и т. д. неоднозначно. Старшее поколение, на взгляд молодежи, излишне взыскательно относится к ней самой и ее проблемам. А они сегодня совсем непростые.
Исследователи отмечают наличие факторов, усиливающих социальную напряженность в молодежной среде: экономический кризис, переживаемый мировым сообществом, в том числе казахстанской экономикой; несоблюдение декларированных конституционных прав; неэффективность (или полное его отсутствие) воспитания в семье и в учебных заведениях; манипулирование сознанием (СМИ: боевики, реклама и т. п.), разрушение массовых детских и молодежных организаций и невозможность реализовать молодежное чувство «мы» в конструктивной развивающей и формирующей деятельности, а не только на «тусовках»; рост числа психических заболеваний, вызывающих агрессивность и т.д.
Из года в год в молодежной среде фиксируется ощущение социальной бесперспективности, неуверенности в завтрашнем дне, ограниченность культурного уровня, взаимная нетерпимость, завышенные материальные потребности (наличие дорогой одежды, машины и проч.), культ денег. Сами молодые респонденты в качестве конфликтогенных факторов отмечают: рост цен, снижение жизненного уровня, плохие условие труда, неудовлетворенность оплатой труда, безработицу.
Снижение доли экономически активного населения в общем составе населения происходит за счет его наиболее динамичной части - молодежи. Сегодня каждый второй, обратившийся в службу занятости, -представитель молодежи ( от 16 до 29 лет). Трудоустраивается из них менее половины. Поэтому доля молодежи в экономической деятельности составляет лишь 24 процента от общей численности занятых в народном хозяйстве. Численность безработной молодежи по-прежнему составляет более половины от общего числа безработных.
Со стороны государства постоянно предпринимаются попытки изменить ситуацию. Одной из таких мер была мера по государственной поддержке молодежного предпринимательства, которая предусматривала создание молодежных предприятий, кооперативов, налоговые льготы для них. Другими мерами также были предусмотрены льготные кредиты на строительство и приобретение частного жилья, на проезд, кредиты, гранты на получение высшего образования, создание специальной службы для молодых семей. Однако общие экономические трудности стали препятствием в материальном обеспечении заявленной государственной политики.
Исследователи отмечают, что сегодня приоритетные направления молодежной политики по мнению респондентов выглядят следующим образом: 1)доступность образования; - 87%; 2)трудовая занятость и обеспечение экономической независимости молодежи -83%; 3)социально-правовая помощь – 71,5%; 4)организация молодежного досуга -60,2%; 5)поддержка молодой семьи – 57,8%; 6)борьба с преступностью -52,9%; 7)борьба с алкоголизмом, наркоманией – 51,9%. Кроме того, респонденты проявили полное единодушие (99%) в необходимости реформы казахстанской армии.