Современные социологические теории. С 20-х годов 20 столетия начинается новый этап развития социологии
С 20-х годов 20 столетия начинается новый этап развития социологии. Его наиболее характерной особенностью является господство эмпирического направления, а сама социология начинает восприниматься как дисциплина преимущественно эмпирического типа. Устанавливается новый стандарт социологического исследования, как исследовательской деятельности, имеющей много сходного с опытными исследованиями в естественных науках и опирающегося на такие познавательные приемы, как статистическое наблюдение (массовый анкетный опрос), наблюдение (простое и включенное), эксперимент, монографические описания отдельных социальных явлений, повторные (панельные) исследования и др. Обязательным становится использование в социологии математических методов главным образом для статистической обработки полученных данных.
Центр социологии постепенно перемещается в США, где создаются благоприятные интеллектуальные и экономические условия для развития эмпирических исследований. Своеобразным рубежом, означавшим новый этап развития социологии, явилась работа американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1918), целиком построенная на эмпирическом материале. Нельзя не упомянуть о важной роли Чикагской школы (20-е - 30-е гг.), представители которой (Э. Бэрджесс, Р. Парк, Л. Вирт) заложили основы социологического изучения урбанизации и городского образа жизни. Благодаря усилиям американских ученых совершенствуется методология и техника социологических исследований: социальный эксперимент (С. Чэпин, Э. Мэйо), социометрия (Дж. Морином), методология (Дж. Ландберг, Р. Мертон) и др.
Происходит окончательное отделение социологии от философии, этики, истории, права и других общественных наук в силу ее ориентации на эмпирические методы исследования и особую область исследования. Другая особенность современного этапа развития социологии, проявившаяся немного позже, в 30-е - 50-е годы нашего века, связана с формированием концепций академической социологии, т. е. таких социологических теорий, которые, опираясь на эмпирические данные, формируют универсальные теоретические модели описания, анализа и объяснения различных социальных явлений. Формирование академической социологии означало завершение процесса дифференциации между двумя различными, но взаимосвязанными областями социологических исследований - чисто теоретическое, ориентированное на решение познавательных задач, и прикладное, имеющее своей целью решение определенных практических проблем.
Социология в указанный период становится весьма популярной и престижной профессией. Подготовкой социологических кадров в Европе и Америке занимаются социологические факультеты и отделения университетов. Социологическое образование становится повсеместным: социологию изучают не только в высшей школе, но и в общеобразовательной.
В период 20-50-х гг. быстрыми темпами развивается организационная структура социологии: растет число социологических ассоциаций и организаций во всех странах мира, создаются многочисленные исследовательские центры, появляется множество социологических журналов. С 1950 года регулярно проводятся международные социологические конгрессы. Внутри самой социологии углубляется специализация в различных областях - изучение социальной стратификации, социологии организации, индустриальная социология, социология семьи и социология религии, изучение общественного мнения, социология науки, социология культуры и др.
В развитии современной западной социологии можно выделить два различных периода. Первый начинается с момента формирования эмпирической социологии (первоначально в США в 20-30-е гг., а затем и в других западных странах) и заканчивается в конце 60-х гг. Наиболее интенсивно социология на Западе развивается в период 50-60-х гг.: быстро расширяется фронт исследований, социология пользуется известным престижем в обществе, развивается социологическое образование, осуществляется государственное финансирование социологических исследований, а рекомендации социологов становятся составной частью многих социальных реформ и национальных программ по борьбе с бедностью, преступностью, наркоманией и многими другими “социальными болезнями”. В конце 60-х гг. обозначаются некоторые кризисные симптомы в развитии академической социологии, выразившиеся в критике господствующего прежде структурного функционализма, возникновения ряда альтернативных концепций (теория социального обмена, различные версии понимающей социологии, экзистенциальная социология и др.) и нарастания идейно-теоретического плюрализма. Эти кризисные моменты в развитии западной социологии в значительной мере стимулировались новой социально-политической ситуацией: усилением социальных конфликтов, мощной волной студенческих движений и т. п. Нарастание требований со стороны общества к социологии и породило указанные кризисные явления.
Второй период развития западной социологии начинается примерно с середины 70-х гг. Это годы интенсивного роста прикладных исследований в странах Европы и Америки в самых различных областях, из которых следует выделить прежде всего широкий круг проблем, связанных с производством и внедрением новейших технологий, и происходящих под ее влиянием значительных трансформаций в разных сферах общественной жизни. В сфере академической социологии происходит дальнейшая дифференциация исследовательских подходов, набирают силы интегративные тенденции, стремящиеся преодолеть идейно-теоретический и методологический плюрализм. В 70-80-е гг. известной популярностью начинают пользоваться различные концепции неомарксистской социологии, которые нередко исключают из сферы академической социологии в силу присущей ей идеологической направленности. К неомарксистской социологии относятся такие концепции, как, например, “критическая теория” Франкфуртской школы (В. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), структурализм Л. Гольдмана (Франция), социальный реализм в Англии (Дж. Арри, Т. Бентон), радикально-критическая социология в США (Ч. Р. Миллс, Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.).
В структуре современной западной социологии можно выделить три относительно самостоятельных уровня.
Первый представлен многочисленными социально-философскими концепциями, иногда именуемыми социологическими. Такая практика существует в Европе и меньше в США, где социология ассоциируется с эмпирической наукой. К этой области относятся такие известные концепции, как “критическая теория” Франкфуртской школы, концепция массового общества и культуры, концепция индустриального и постиндустриального общества, теория информационного общества и т. п. В какой-то мере эти концепции продолжают традиции классиков социологии - Маркса, Дюркгейма, Вебера, что и служит формальной основой для причисления их к разряду социологических. В советской социологии последних десятилетий к такого рода концепциям, безусловно, следует отнести теорию исторического материализма, ошибочно отождествляемую с общесоциологической теорией.
Второй уровеньпредставлен академической социологией. Это и есть социология в узком и точном смысле слова. От концепций первого уровня академическая социология отличается, во-первых, идеологической нейтральностью, во-вторых, ориентацией на решение познавательных проблем, в-третьих, обязательной опорой на эмпирические факты. В рамках академической социологии проводятся эмпирические и теоретические исследования. К академической социологии относятся такие концепции, как теория социального действия, структурный функционализм и выросший на его базе неоэволюционизм, понимающая социология (символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.), бихевирористская социология и ряд других, менее влиятельных.
Третий слойсоциологического знания, наиболее обширный, представлен прикладной социологией, представители которой работают, как правило, вне стен университетов, в различных исследовательских центрах и организациях, выполняющих исследования по заказу государственных органов и частных организаций. Несмотря на относительную самостоятельность указанных областей социологического знания между ними существует определенная связь: социально-философские концепции зачастую опираются на результаты академической социологии, а последние нередко тесно взаимодействуют с прикладными исследованиями.
Развитие социологии в СССР имело свои особенности. В годы Октябрьской революции (1917-1921 гг.), в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербурге был создан социологический факультет, возглавляемый П. Сорокиным. Социологические кафедры были также открыты в ряде университетов страны, работали различные исследовательские лаборатории социологической ориентации. Продолжали публиковаться труды известных социологов Н. И. Кареева, З. М. Хвостова, П. А, Сорокина, К. М. Тахтарева и др.
Однако в 1922 г. начинается крестовый поход против буржуазных ученых-обществоведов, к числу которых причислялась большая часть прежнего профессорско-преподавательского корпуса, а затем изгонялась из учебных заведений и насильно депортировалась за границу. Среди эмигрантов, ставших известными на Западе, социологи - П. Сорокин, Ж. Гурвич, Н. Тимашов. Русская духовная культура таким образом понесла невосполнимый урон. К сказанному следует добавить, что в последствии ряд известных ученых-обществоведов, в том числе признанные во всем мире имена - Кондратьев, Чаянов были репрессированы. Определенная часть обществоведов, позитивно оценивших марксистко-ленинскую теорию (Н. И. Кареев, К. М. Тахтарев, З. М. Хвостов), остались на прежних местах и сумели сохранить свой авторитет.
Характерной особенностью первой половины 20-х годов явилась дискуссия о статусе теории исторического материализма, развернувшаяся в печати после выхода в свет книги Н. И. Бухарина “Исторический материализм. Популярный учебник марксистской социологии”, в которой предпринималась попытка выделить социологию в качестве частной научной дисциплины, независимой от философии. Эта концепция подверглась критике со стороны ортодоксальных марксистов, обвинивших Н. И. Бухарина в механицизме, позитивизме, недооценке роли философии диалектического материализма. Итогом этой дискуссии, продолжавшейся на протяжении 20-х годов, было появление официальной точки зрения, согласно которой социология рассматривалась в качестве составной части марксистско-ленинской философии, что фактически означало отождествление социологии с социальной философией, отрыв ее от эмпирических социальных исследований.
Другой негативной стороной указанной дискуссии явился тот факт, что марксистская социология объявлялась в качестве единственно научной, выражающей мировоззрение передового рабочего класса. Эта идеологическая позиция вела к искусственной изоляции отечественной социологии от мировой общественной мысли, вносила односторонний классовый подход в оценку достижений западной социологии, что в итоге негативно отразилось на дальнейшем развитии социологии в СССР.
Усиление идеологического контроля над духовной жизнью общества в целом, возвеличивание культа Сталина, начавшееся в середине 20-х гг., привело к тому, что в результате проведения ряда идеологических кампаний была осуществлена полная идейная переориентация обществоведов на рельсы марксистско-ленинской идеологии. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, а сам термин на многие годы был исключен из научного обихода.
В значительной мере под влиянием дореволюционных традиций проведения в России социально-статистических исследований, а также потребности государственной власти в получении объективной информации о происходящих в стране процессах, в 20-е годы проводилось немало интересных эмпирических социальных исследований. Среди них следует назвать исследования в области методологии и методики социальных исследований (С. Г. Струмилин, С. Г. Василевский, А. В. Чазов, А. П. Болтунов и др.), изучение бюджета времени рабочих (С. Г. Струмилин, Е. О. Кабо и др.), социальных проблем города и деревни, духовной культуры и др. Однако в 30-е годы в связи с усилением культа личности Сталина, навязывания авторитарных и бюрократических методов управления, превращения страны в закрытую тоталитарную систему, конкретные социальные исследования проводились в очень ограниченном объеме.
Новый этап развития социологии в СССР начинается лишь в 60-е годы. Либерализация тоталитарного режима, начатая в годы правления Н. С. Хрущева, стимулировала потребность управленческих структур в получении объективной информации о различных сторонах жизни общества, что и послужило первопричиной развертывания эмпирических социальных исследований, охвативших в первую очередь сферу производства, а затем и другие области - социальную структуру общества, город и село, культуру, печать, телевидение. Среди этих исследований следует особо отметить работу ленинградских социологов под руководством В. А. Ядова и А. Г. Здравомыслова “Человек и его работа”, на многие годы ставшую своеобразной социологической классикой, моделью проведения эмпирического социологического исследования с хорошо продуманной процедурой, методикой и методологией. Помимо ленинградской школы значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли исследования новосибирских ученых в области экономической социологии (Заславская Т. И., Рывкина Р. В.), социологии образования и молодежи (Шубкин В. Н.) и др. В Москве и других городах страны предпринимаются попытки изучения общественного мнения и деятельности средств массовой коммуникации (Грушин Б. А., Коробейников В. С.). В 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, а в 1974 г. начинает выходить в свет журнал “Социологические исследования”. В ряде университетов, в различных исследовательских учреждениях гуманитарного профиля создаются лаборатории, отделы, службы социологии.
Нарождавшиеся позитивные тенденции развития социологии были прерваны в конце 60-х годов идеологической кампанией, развернутой по инициативе ряда академиков-сталинистов вокруг вышедшей в свет книги Ю. А. Левады “Лекции по социологии”. Результатом этой кампании явилась травля многих известных социологов, фактический разгром Института конкретных социальных исследований, оголтелая критика буржуазной социологии, которой, якобы, подвержены советские социологи. Началась эпоха застоя не только в экономике, но и культуре, духовной жизни общества.
В 70-80-е годы конкретные социальные исследования продолжали развиваться в стране, но проводились под жестким контролем со стороны партийных органов, а их результаты подвергались строгой цензуре и не доводились до общественности. Тем не менее, конкретные социальные исследования осуществлялись во многих сферах общества. Советские социологи развивали международные связи, участвовали в международных социологических конгрессах. Однако результаты социологических исследований значительно обесценивались в силу того обстоятельства, что их необходимо было подводить под расхожие идеологические клише типа “расцвета наций при социализме”, “сближения города и деревни”, “преимущества социалистического образования” и др. В угоду этим идеологическим стереотипам социологи были вынуждены игнорировать изучение негативных аспектов жизни - преступности, пьянства, наркомании и т. д. В то же время большая часть проводимых исследований имела сугубо прикладную ориентацию. Вопросами теории и методологии занимались главным образом представители научного коммунизма, так как господствовавшая идеологическая догма отождествляла социологическую теорию с историческим материализмом и научным коммунизмом.
Наконец, третий этап развития социологии в СССР начинается во второй половине 80-х годов в эпоху перестройки. Политическая и экономическая реформа, осуществляемая сейчас в нашей стране, создает благоприятные условия для развертывания социологических исследований. Свидетельством этому служит отсутствие идеологических запретов, широкое изучение общественного мнения, формирование системы социологического образования, подготовка к выпуску нового поколения учебной литературы. Однако процесс институационализации социологии как самостоятельной науки об обществе находится только на самом начале по причине отсутствия теоретических разработок, недостатка высокопрофессиональных кадров, дают о себе знать старые тенденции приверженности марксистской теории. Предстоит большая работа по усвоению достижений западной социологической мысли, так как в годы тоталитарного режима образовался значительный разрыв между мировой социологией и отечественной, оказавшейся в духовной изоляции.