Биологические предпосылки детства
У животных размножение — важнейшее средство выжить и приспособиться к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода. Треска мечет до 4 миллионов икринок и потомство не охраняет. Колюшка откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отношение. Устрица откладывает до 500 миллионов яиц в год, из них выживает менее десятка. Горилла рождает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника,
нехватки пищи или болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать: укрывать свое чадо в безопасном месте, переселяться туда, где больше пищи, ухаживать за его шерстью и кожей, призывать сородичей на помощь.
У высших животных формируется особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт.
Появление биологического материнства и техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторных функций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной энергии. Следствием явилось укрепление скелета и увеличение мозга 13].
Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и "приручение" огня. Вынашивание потомства — самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.
Задание
Попробуйте дальше развить эту мысль: почему уход за детьми больше повлиял на взрослых, в чем конкретно это выразилось? Вам не потребуются специальные знания — только историческая логика и воображение.
Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась продолжительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось им от природы: какие травы и плоды можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку — их никто не обучал разбираться в травах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их
место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большее количество знаний приходилось передавать потомкам в процессе их обучения, тем большее время для этого требовалось.
В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.
Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка — вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в точном смысле слова. Ее нижняя граница — возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, началась история институтов.
Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.
Задание
Пользуясь только собственным жизненным опытом, наблюдательностью и умением логически рассуждать, проведите историческую реконструкцию первой формы разделения общественного труда: в чем заключались воспитательные функции отца и матери, какие методы воспитания они использовали, что такое социальные функции отца, за какую сферу — чувств или разума — отвечала мать, как влияла забота о потомстве на укрепление первобытной семьи?
С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства — периода
первичного обучения и социализации, 2) старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.
Итак, биологические предпосылки детства вызревали очень медленно на протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, тем необходимее становится потребность в специальном периоде обучения и социализации. У человека она наибольшая. Но и в рамках человеческой истории детство продолжает удлиняться и функции его становятся все более значимыми. Выделим ключевые понятия:
Потомство Уход за детьми
Выживание Усложнение мозга
Инстинкт материнства Институт материнства
Отцовство Родительство
Удлинение детства Моногамия
ДВА МИРА
Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?
Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить (что я вас и попрошу сделать — не поленитесь, это крайне занимательно!).
Тем не менее главного мы с, вами не назвали — выполнение социальных ролей. Дети — единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов "ребенок", "мужской/женский пол", "сын/дочь", "племянник" и т.п., которые они еще не осмысляют. Поскольку дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических, политических и даже религиозных статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть этих ролей — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженеров, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная
ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.
Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки — в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.
Задание
Вспомните свое детство или понаблюдайте за поведением младших родственников и ответьте:
1. Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что появляется нового в 7 или 10 лет?
2. Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстановки, скажем, когда мама посылает в магазин купить продукты? Какие в этом и подобных случаях осваиваются роли взрослых?
Итак, два мира — детский и взрослый — различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных концах этого процесса. Главное различие — степень овладения социальными ролями.