Влияние образования на развитие общества
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.
Исследования затрагивают такие вопросы, как:
· соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
· пропорциональность морфологического строения структуры образования;
· влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:
· внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования,
· внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, Социология образования может быть представлена в виде двух структур
1) теоретико-концептуальное содержание:
· основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
· социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;
2) технологическая последовательность познавательной деятельности:
· теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
· методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
· фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
· проекты и модели социокультурной деятельности.
Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.
Вопросы по самоконтролю:
1) Основные функции образования
2) Научные исследования и разработки
3) Образования в современном Казахстане?
Литература:
1. Харчева В. Основы социологии.: Учебник. – М.: Логос, 1999.- 302 с.
2. Экономическая социология.: Курс лекций. – Алматы: Экономика, 2002.- 254 с.
3.Тощенко Ж.Т. Социология.Общий курс .-2-е изд., доп. и перераб.- М., Прометей, Юрайт,1999- 511 с.
Тема лекции № 9 Политическая социология
Цель: изучение значения политики в развитии социологии.
План:
Функции политической социологии.
Политическая наука
Политическая социология (социология политики) — отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение:
· взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;
· взаимодействия личности, общества и государства;
· функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений свойственных различным социальным группам.
Выделяются также четыре уровня исследований социологии политики:
· на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс);
· на уровне государства (характер и роль государства в обществе);
· на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий);
· на личностном уровне (участие индивидов в политике).
Возникновение социологии политики обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе, а также с именем М. Я. Острогорского — основоположника социологии политических партий.
Одним из самых известных политических социологов двадцатого века был Сеймур Липсет.
2 Политическая наука изучает, как люди приходят к власти и используют ее, а также распределение власти в обществе. Политологи занимаются главным образом деятельностью правительств, политических партий, групп, связанных общими интересами, а также спецификой поведения избирателей. Например, они могли бы попытаться выяснить, почему члены тех или иных первичных групп, как правило, голосуют за одних и тех же кандидатов.
Вопросы для самоконтроля:
1) Что изучает политическая социология?
2) Взаимодействие политологии и социологии
3) Политические процессы в ЦА
Литература:
1. Бурдье П. Социология политики. М.,1993.
2. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология. М., 2002.
3. История социологии. Минск, 1997.