Пенология - наука о наказании
Особое внимание социология преступности уделяет феномену наказания за преступление и выяснению его социально-значимой роли в факторе искоренения преступности.
Проблемы преступления и наказания такие же древние, как само человечество; поэтому рефлексия в отношении этого феномена длится издревле и многие столетия.
В рамках социологии преступности развивается специальная наука: пенология - наука о наказании (от лат. poena -наказание), автор термина американский юрист Ф. Либер (1838 г). Особенно результативна в этом плане оказалась эпоха Просвещения, давшей миру Ш. Монтескье, Б. Бентама, Дж. Говарда, Ч. Беккариа, Ж. Брисо де Варвиля, Л. Лепелетье де Сан- Фаржо, А Фейербаха и др., чьи научные исследования особенно успешно способствовали развитию науки пенологии.
Систематизированная разработка проблем науки о наказании получила наиболее яркое выражение в книге Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях” (1764), направленной против жестокости и произвола феодальной юстиции, щедрой на колесование, четвертование, сожжение и др. Здесь автор, как и его единомышленники в этом вопросе, пытался убедить общественность в том, что должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями. Ученый подчеркивал, что цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от подобных деяний.
Эти идеи разделяли многие ученые и в более позднее время. Так, Л. Лепелетье де Сан-Фаржо (1791), К. Цехарие (1801) и др. доказывали, что наказаниедолжно предусматриваться и назначатьсяза строго определённые преступления, в строгом соответствии с причиняемым преступлением вредом и винойсовершившего его лица. Были предприняты шаги для того, чтобы теоретические идеи стали практической реальностью. Например, в 18 веке американские квакеры добились создания системы одиночного заключения, где преступник, наедине с собой и Богом, должен был осознать свою вину и раскаяться.
Жизненные реалии (например, рост преступности) очень часто демонстрировали и до сих пор демонстрируют слабую эффективность и низкую результативность идеи: “наказание - это исправление”. Поэтому вполне логичными выглядят систематические поиски более успешных мер в этом направлении. Эти поиски сформировали убеждение, что воздаяние по заслугам (“око за око”) - единственно обоснованная реакция социума на преступление с учетом его тяжести; а реформы уголовного права шли в направлении осуществления наказания в соответствии с господствующими обычаями, нормами и ценностями данного общества.
Немецкий ученый Ф. Ницше полагал, что в жизни преобладают нарушения и насилия, деликты и деструкции поэтому право само по себе не способно справиться с задачей искоренения преступности. Наказание, считал он, никогда не исправляло преступника. Наказание, считал ученый, лишь заставляло его быть более осторожным и тем самым преступник становится еще хуже.
Изучение уголовного права Франции, Германии, Австрии, Италии и России почти за тысячу лет, проведенное в свое время американским ученым-социологом российского происхождения Сорокиным совместно с Тимашевым, позволило ученым сделать вывод: интенсивность кар находится в прямой зависимости от уровня развития общества и степени антагонизма в психике и поведении его членов.
Этот вывод нашел свое подтверждение позднее и у Л. Ленке по результатам его сравнительного исследования 19 стран, включая США, Англию, Францию, ФРГ, Канаду, Швецию, Японию, которое выявило положительную корреляцию (связь) между уровнем преступности и экономическими проблемами социума.
Таким образом, в обществе, где происходит деформация норм и дисфункция социальных институтов, где интенсивно происходит распространение паттернов (образцов) делинквентной субкультуры, где активно реанимируется и культивируется, особенно СМИ, прагматическо-скептическое отношение к морали, наблюдается интенсивный рост преступности, активизация криминогенного мира.
Что же касается суровости и тяжести наказания за преступление, то суровость и тяжесть, как показывает практика, воспринимаются осужденными не наказанием как таковым, а его восприятием, т. е. величина суровость, тяжесть наказания находится в прямой зависимости от того, что потеряно осужденным в связи с понесенным наказанием, каких благ лишает наказание осужденного.
Следовательно, общество, реагируя на преступное поведение граждан, создает нормы, ограничивающие делинквенцию, создает также и принуждение (наказание). В действующем Уголовном Кодексе РК даются понятие и цели наказания (ст.38); здесь указывается: наказание есть мера государственного принуждения,назначаемая по приговору суда лицам, виновным в совершении преступлений.
Практика показывает, что страх перед законом, перед наказанием, является сдерживающим фактором у определенной части людей. Но многие граждане неправильно себе представляют характер наказаний, в том числе уголовного.
Неправильные представления о характере наказания особенно часто имеют несовершеннолетние деликты и это бывает одной из главных причин совершения ими противоправных поступков.
При изучении эффективности применения наказания, ученые обратили внимание на соблюдение меры наказания (излишняя строгость, излишняя мягкость). Так, было изучено около 1 тыс. условно осужденных. Наблюдения показали, что среди совершивших тяжкие преступления и условно за это осужденные, рецидив весьма высок (53%). В то же время рецидив среди лиц, условно осужденных за менее опасные преступления, не превышает 10%. Кроме того, если лица, осужденные впервые, рассматривали условное осуждение как заслуженное ими наказание, то рецидивисты обычно относились к условному осуждению просто как к освобождению от наказания, к своего рода прощению.
Таблица. Распределение осужденных по основным мерам наказания, назначенным судами в РК (Статистический ежегодник Казахстана. Агентство РК по статистике.- А. 2006. С.120)
годы | |||||
осужденных всего в % | |||||
В том числе: | |||||
К лишению свободы | 47,9 | 41,7 | 44,0 | 45,9 | 47,9 |
К испр. раб. без лиш.свободы | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,6 | 0,5 |
К услов. лишен. свободы | 37,0 | 40,5 | 41,4 | 38,5 | 38,0 |
К штрафу | 4,5 | 4,2 | 5,4 | 4,7 | 3,7 |
К другим мерам наказания | 9,7 | 12,8 | 8,3 | 10,3 | 0,5 |
Как видно из приведенных данных таблицы, основные меры наказания, которые назначаются судами в РК – лишение свободы (преобладает) и условное лишение свободы.
В результате многолетних исследований специалистов юридической социологии выяснилось, что между преступниками и непреступниками нет личностных различий и рецидивы не снижаются от количества лет, проведенных в тюрьме или от количества некарательного воздействия (психологическая коррекция, воспитательные и образовательные и др. меры).
Установлено также, что наиболее негативное воздействие на криминализацию индивида оказывает такая форма наказания, как пребывание в условиях изоляции от общества, именно такая изоляция (содержание в учреждения в пенитенциарной системы, тюрьмах) становится криминальным фоном, приводит к активному обучению преступному поведению, а не исправлению, как того требует примененное наказание.
Это одна из причин роста преступности, т. к. в местах лишения свободы созданы “идеальные” условия для воспитания и обучения многочисленных рецидивистов. Закоренелые преступники-рецидивисты, сами годами совершенствуя криминальные навыки, успешно обучают этому “ремеслу” молодежь, сидящую с ними.
Проведя несколько лет за решеткой и выйдя на свободу, человек, как правило, оказывается перед выбором: пополнить армию бомжей, либо выйти снова на большую дорогу. Видимо, поэтому, чтобы не готовить себе армии рецидивистов, некоторые страны широко используют такие виды наказания, как штрафы. К числу таких стран относят Германию, где штрафы составляют 80 процентов от количества всех наказаний за преступные деяния, 90 процентов всех осужденных в Японии также штрафуют.
Вообще тюрьмы и колонии во всем мире - очень дорогое дело. Строительство и содержание их обходится в миллиарды. Каждого заключенного нужно кормить, одевать, перевоспитывать и охранять. Гораздо экономичнее, считают специалисты, потратиться на организацию альтернативных видов наказаний. А в зонах должны остаться лишь закоренелые преступники, не поддающиеся исправлению и их надо изолировать от социума.
Таблица. Состав лиц, осужденных за преступления в РК
годы | |||||
осужд. всего в % | |||||
из них: | |||||
несовершеннолетние | 8,1 | 9,1 | 6,5 | 7,1 | 7,3 |
из общей числ. осужденных | |||||
женщины | 13,2 | 11,8 | 12,0 | 11,3 | 11,0 |
ранее осужденные | 35,1 | 35,0 | 37,4 | 38,1 | 36,7 |
В 2003 году в 91-й тюрьме Казахстана отбывали свой срок наказания 85 тысяч заключенных: этим количеством наша пенитенциарная система “обеспечила” стране 3-е место в мире по количеству охваченных наказанием лишения свободы.
Каким образом набиралось столько “жителей-сидельцев” в пенитенциарной системе страны: 1 заключенный на 200 человек (в то же время в Европе: 1 заключенный на 1 тысячу человек)?! Аналитики объясняют это тем, что Фемида в эти годы в нашей стране отмеряла срок в 8 лет, например, за драку в общежитии, столько же - за убийство.
В Казахстане принимаются последовательные меры по совершенствованию уголовно-исправительной системы, пенитенциарной системы, направленные на сокращение числа рецидивов преступности, расширение применения альтернативных видов наказания, профилактику правонарушений. В этом формате правительство Казахстана утвердило Программу право-разъяснительной работы, повышения уровня правовой культуры населения; этот проект действовал 2 года: 2005-2007гг. Для реализации проекта из государственного бюджета было направлено до 70 млн. тенге ежегодно.
В результате правовых реформ, в процессе гуманизации пенитенциарной системы, уголовно-исправительных учреждений и в целом уголовного законодательства, к 2006 году в Казахстане заключенных, охваченных наказанием в тюрьмах, уменьшилось до 41 тысячи, и почти 7 тысяч находились в следственных изоляторах предварительного заключения.
Все эти меры привели к тому, что в 2004 году Казахстан стал занимать 19-е место по количеству охваченных тюремным наказанием, а к июлю 2006 г. (после амнистии более чем 30 тыс. заключенных) - 35-е место в мире по числу заключенных в тюрьмах. Статистика на начало 2008 г. констатировала, что количество заключенных в РК достигло 57 тысяч: 49 198 осужденных и 8 803 следственно- арестованных.
В республике были приняты новые нормативно-правовые акты, определяющие порядок и условия получения заключенными образования. Например, в исправительных учреждениях сегодня действуют 45 общеобразовательных школ и 32 профессиональных, в которых учатся 6518 и 3500 заключенных соответственно. С 1 января 2006 года вступили в действие нормы, в соответствии с которыми в органах юстиции создаются центры социальной реабилитации и адаптации людей, вернувшихся из мест лишения свободы.
На международном уровне сегодня распространена идея о том, что если страна отказалась от смертной казни - это страна цивилизованная, т. е. отмена смертной казни выступает как необходимый элемент цивилизованности.
Мировая статистика отмечает, что отмена смертной казни заметно не повлияла на статистику (в том числе, на рост) преступности. Например, в Японии, странах Африки и Ближнего Востока и 38 штатах США сохранена смертная казнь, а преступность там, как утверждает мировая статистика, в 2 раза выше, чем, например, в России.
Смертная казнь в Казахстане сегодня фактически отменена: на эту исключительную меру наказания с декабря 2003 года указом Президента РК был объявлен мораторий. До объявления моратория, ежегодно в РК выносились смертные приговоры от 40 до 60 преступникам, по этому показателю страна занимала 4-е место в мире, вслед за Китаем, США и Россией.
В мае 2007 года депутаты Парламента РК поддержали предложение Главы государства по поводу исключительной меры наказания. Президент страны Н. Назарбаев предложил следующее: “Установив на конституционном уровне возможность применения смертной казни только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, Казахстан тем самым становится страной, в которой смертная казнь фактически не будет применяться”(курсив наш).
Политическая воля в отношении смертной казни опиралась на изучение проблемы в ходе объявленного моратория в стране, официальную статистику, которая констатировала, что резкого взлета преступности не произошло. Но мониторинг ситуации также показал, что одновременно с сокращением числа наказаний за преступления средней тяжести, стало больше осужденных по тяжким видам преступлений.
Аналитики считают, что, в конечном счете, смысл системы правового контроля за поведением индивида заключается в том, чтобы нейтрализовать или исключить преступность. Многое зависит от правосознания граждан в данном обществе, от существующих в нем традиций, обычаев, установок. Наказание должно осуществляться как порицание деяния и личности виновного и применяться в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления (но не как месть) осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другим лицам.
По-прежнему непреложной остается истина: “Современные общества могут сохранять устойчивость, лишь уважая правосудие” (Э. Дюркгейм).
Работники правосудия, служители Фемиды, профессиональные судьи, призваны действовать в строгих рамках закона. Различают три уровня изучения причин, влияющих на эффективность правосудия:
1)первый уровень - состояние (качество) законодательства и правоприменительной деятельности;
2)второй уровень - личность судей;
3)третий уровень - социально-экономические, организационные и другие уровни деятельности судей.
Следовательно, эффективность правосудия зависит от судейских кадров и условий, в которых они работают.
Эксперты отмечают в Казахстане возрастание роли судов, в стране за последнее время более чем на треть увеличена численность судейского корпуса. Увеличение числа судей, в совокупности с другими принятыми мерами, позволило обеспечить качество и оперативность рассмотрения судебных дел. Кроме того, сформировалась устойчивая тенденция сокращения числа судебных ошибок, нарушений сроков рассмотренных дел. По статистике, в республике обжалуется лишь десятая часть от рассмотренных гражданских дел. В два раза уменьшилось число отмененных решений по уголовным делам.
С 1 января 2007 г. граждане РК получили реальную возможность исполнять свое конституционное право непосредственного участия в управлении делами государства, работая в жюри присяжных заседателей. Закон РК “О присяжных заседателях” утвердил казахстанскую модель суда присяжных заседателей, функционирование которой предполагает деятельность 9 присяжных заседателей и 2 профессиональных судей.
Общественность надеется, что новый институт в юридической сфере будет способствовать укреплению социального порядка, демократизации судебной реформы, исключению трагических ошибок в судебных приговорах по уголовным делам (коллективное сознание мудрее профессионального, которое часто склоняется в обвинительную позицию), уменьшению масштабов и уровня коррупции в стране.
Таким образом, социология права, ее отрасль - социология преступности рассматривают актуальные вопросы социума: феномены социального действия права, преступления и наказания, анализируются поведенческие модели молодых деликтов, изучаются новые социально-правовые институты и многое другое.
Литература
1.Алферов Ю. А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. - М., 1994.
2.Е. Алауханов Социально-бытовые причины корыстно-насильственных преступлений. // Предупреждение преступности. Юридический журнал, 2005, №3
3..Кондратюк Л. В. Антропология преступления (микрокриминология). -
С- Пб, 2001.
4.Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие. – Ростов н\Д, 2005.
5.Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.
6.Карбонье Ж. Юридическая социология. – М., 1986.
7.Наказание и исправление преступников \\под ред. Ю. М. Антоняна, - М., 1992.
8.Основы ювенального права. Учебное пособие. - Воронеж,2003.
9.Шипунова Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение \\ СОЦИС, 2006, №1.