Средневековые славянские города
Раньше славяне, сложившиеся в самостоятельную историческую общность на территории нынешней России не ранее VI в. н.э., считались населением не городским, т.е. все более древние города, открытые археологами, не являлись славянскими.
Поскольку славяне народ не кочевой, а оседлый, то им приходилось строить дома. Но их оседлость была особого рода: истощив пашню на одном месте, славяне легко покидали свое жилище. Таким образом, поселки славян имели поначалу очень мобильный характер. Об этом свидетельствуют и греческие писатели, и древнерусский летописец, из слов которого о древлянах и вятичах можно понять, что они только что принялись за обработку земли. Области, в которых жили славяне, были лесные, поэтому наряду с земледелием развивались лесные промыслы, бортничество и охота.
Большинство поселений славян в VIII—IX вв., а частично даже в X в. принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам. Они не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены. Ограждения из бревен были не очень крепкими; их задачей было задержать врага, не дать ему внезапно ворваться в поселение. Выдерживать многомесячную осаду хорошо вооруженного войска, как замки в Ан-
глии или Франции, славянские грады не могли и в этом не было необходимости. Государство как таковое еще не сложилось, славяне жили вольными общинами, князя выбирали, несметных богатств в городах еще не накопилось, памятников древней культуры, как в Италии или Византии, еще не было. При наступлении врага надо лишь было собрать несложный скарб и покинуть селение, укрывшись в лесах. Свои укрепления славяне строили так, чтобы максимально использовать естественные преграды. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота.
Рис. 31. Древнее «гнездовое» поселение (VI-VIII вв.)
Славяне не были городской нацией. Но уже в Киевской Руси было очень много городов. Изобилие богатых градов отмечали византийские и арабские купцы. Ибрахим ибн Якуб свидетельствовал: «Славяне строят большую часть своих городов таким образом: они направляются к лугам, изобилующим водой и зарослями, и намечают там круглое или четырехугольное пространство в зависимости от величины и формы, которую желают придать городу. Затем они выкапывают вокруг ров и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши его досками и сваями, наподобие шанцев, пока вал не дойдет до желаемой высоты. Тогда отмеряются в нем ворота, с какой стороны им угодно, а к воротам можно подойти по деревянному мосту». Улицы городов часто оборудовались деревянными мостовыми, как в Новгороде.
В дошедших до нас письменных источниках IX—X вв. упоминают, по крайней мере, 24 русских города, но ученые считают, что их было значительно больше. При этом их данные серьезно разнятся: одни насчитывают к концу XII в. 238 городских поселений, другие, в частности В. Махнач, пишут о том, что в начале XII в. на Руси насчитывалось около 400 городов. Согласно данным А.В. Кузы, на Руси в X—XIII вв. имелось 1395 укрупненных поселений, из которых 414 поименованы в летописях9.
Подлинно «городская революция», когда город выступает вполне сформировавшимся социальным институтом, начинается на Руси, как и в Запад-
'' Куза А.В. Малые города Древней Руси. М., 1989. С. 12.
ной Европе, не ранее середины XI в. По подсчетам М.Н. Тихомирова, если летописи IX—X вв. свидетельствуют о существовании 24 городов, то в XI в. упомянуто 64 новых города, а в источниках XII в. появились еще 134 города. Но эти данные явно неполны, так как основаны только на письменных источниках без привлечения археологии. Тихомиров считает, что ко времени монгольского нашествия количество русских городов приближалось к 300ю.
Крупнейший русский домонгольский город — Киев — насчитывал в период расцвета не меньше 50 тыс. жителей. Здесь было более 40 церквей и несколько торговых площадей. Были и «30-тысячники»: Новгород, Смоленск, Чернигов; во многих городах проживали по 15—20 тысяч. Крупных городов на Руси было ненамного меньше, чем во всей католической Европе, на деревенском Западе. Если согласиться с мнением демографов, оценивающих население домонгольской Руси в 6,5—7,5 млн человек, нетрудно видеть, что горожане составляли тогда 20—25% русичей. Примерно, как в конце существования Римской империи, и намного больше, чем в любой стране средневековой Западной Европы". По подсчетам В. Чивилихина, в Северной земле было больше городов, чем во всех других русских княжествах. Высокой культуры достигли вятичи. Известны такие города вятичей, какДевягорск, Дедославль, Домогощ, Карачев, Козельск, Коломна, Колтеск, Кремы, Лю-быньск, Москва, Трубеч и др.
У иностранцев и русских складывалось двойственное впечатление о России как в XIII, так и в XIX в.: с одной стороны, она представлялась отсталой и по преимуществу аграрной державой, с другой — краем многочисленных городов и развитой торговли.
Центром древнерусского города был детинец (кром; отсюда его более современное название — «кремль») — резиденция князя или его представителя с дружиной («детские» — члены дружины, рядовые воины, отсюда — «детинец»). Поскольку для города выбиралось самое безопасное место, то центр пространственно возвышался над окраинами и господствовал над ними. Детинец окружали посады, а на окраинах находились слободы. Посад — торго-во-ремесленное поселение. На посаде находился торг — торговая площадь. Посад обносился крепостной стеной, а снаружи обрастал неукрепленным поселением.
Укрепленная часть поселения (кремль) располагалась на холме в некотором отдалении от реки. Но развитие ремесел и торговли как бы само собой тянуло людей в подол, т.е. на низменность, к реке. Так и повелось: древний русский город состоял из более богатого и защищенного детинца (центральной части) и торгово-ремесленного посада — части менее безопасной, но зато более удобной. Городские посады (предгорья) возникали на Руси в конце X — начале XI в. Именно тогда родились слова, обозначающие городское население: горожанин, гражданин.
Центром общественной жизни города был торг, торговая площадь. Здесь не только торговали, но и выслушивали княжеские распоряжения, решения суда; здесь объявлялось об украденном имуществе и бежавших холопах. То, что торговая площадь была центром общественной жизни, свидетельствовало об относительно высоком уровне развития торговли.
10 Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М. 1956. С. 15.
" Махнач В.Л., Марочкин С.Н. Русский город и русский дом. — http://olmerl.newmail.ru/21_23.htm.
Как на Западе, так и на Востоке Европы город представлял собой, по наблюдениям В.П. Даркевича, сложную модель, своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра. Первый круг — садовые и огородные культуры (огороды вплотную примыкают к городскому пространству и проникают в свободные его промежутки), а также молочное хозяйство; во втором и третьем кругах — зерновые культуры и пастбища. При раскопках на территории городских дворов-усадеб находят огромное количество костей домашних животных. Места для содержания скота обнаружены как в пределах укреплений, так и вне их12.
Почти все города Киевской Руси в отличие от западноевропейских имели не каменные, а деревянные укрепления (поэтому наши предки говорили не «построить город», а «срубить»). Городские укрепления представляли собой деревянные срубы, наполненные землей, которые приставлялись один к другому, образуя заградительное кольцо. От этого и слово «город» имело в те времена несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населенный пункт. Чтобы попасть в такое поселение, нужно было пройти через ворота. Количество ворот зависело от размеров города. Так, в Киеве было пять ворот. Главные, самые красивые, — Золотые. Над ними даже была сооружена так называемая надвратная церковь. В детинце находились все крупные городские сооружения, главным среди которых был собор, воздвигавшийся посреди площади. Здесь хранилась городская казна, принимали послов, располагалась библиотека, работали переписчики. Наконец, храм всегда был последним рубежом городской обороны. Не менее важной частью города являлся торг. Обычно торговые ряды окружали кремлевские стены и были как бы связующим звеном между властью и простым народом, живущим в посаде. Торговая площадь была местом не только оживленным, но и неспокойным, поэтому здесь строили церковь, само присутствие которой сдерживало страсти. Кроме того, церкви принадлежал контроль за правильностью мер и весов — в таких храмах хранились торговые мерила13.
Русские города — это политические центры, где сидели «великие князья», выполнявшие функцию предводителя союза племен. Так, Киев формировался как политический центр полян, Новгород — славян, Ростов — мери и, ве-
12 Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X—XIII вв.) // Вопросы истории.1994. № 10. С. 44.
13 Страна Гардарика: Популярная энциклопедия. — http://www.edu.nsu.ru.
роятно, кривичей, Любечь — северов (северян), Полоцк — кривичей, Иско-ростень — древлян. Город являлся самостоятельным политическим и культурным целым, который «сажал» своего князя, т.е. выбирал его, нанимал, а мог и прогнать. Князья подчинялись центральной власти, но могли проводить и самостоятельную политику, их города были самостоятельными городами-государствами, что и дало И.Я. Фроянову основание говорить о наличии полисной системы в Древней Руси. Во время похода князя Олега на Царь-град князь потребовал «дати уклады» на русские грады: первое на Киев, также на Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Л юбечь и на прочие города, потому что «по тем бо городам седяху велиции князи под Олгом сущи», свидетельствует «Повесть временных лет». Русское градостроительство имеет за собой тысячелетнюю историю, но у нее не было античности, она как бы сразу началась с феодализма и Средневековья. Большинство русских городов Средневековья были деревянными и располагались, как правило, в устьях слияния рек или на озерах — местах, удобных для строительства крепостей и обороны от врага. Живописная планировка, повторяя и используя естественный рельеф, гармонично в него вписывалась. Деревянные жилые постройки оттеняли белизну церквей и монастырей. Но дерево недолговечно — многочисленные пожары, войны да и само время уничтожили эти города, сохранив для нас лишь каменные церкви и развалины древних крепостей.
Нередко, особенно на севере Руси, города возникали как «своеземские». т.е. расположенные на своей земле и независимые от феодалов. Они управлялись народными вечевыми собраниями, т.е. были городами-республиками. К концу феодальной раздробленности такие города остались только в Новгородской земле — сам Новгород, Псков, Хлынов (Вятка). Большинство же своеземских городов было разрушено во время монгольского нашествия.
Затем появились «княжеские» города, которые возникали как военно-административные центры. Преимущественно на границах княжеств князь строил крепость, ставил туда военный отряд, и под защиту крепостных стен стекался торгово-промышленный люд. Так возникли, например, Нижний Новгород и Ярославль.
Позднее появились «боярские» города — на базе феодальной вотчины. Двор крупного феодала обрастал торгово-ремесленным поселением, которое обносилось затем крепостной стеной. Такими по происхождению были преимущественно небольшие города — Скопин, Одоев, Алексин. Впрочем, и Москва первоначально была центром вотчины боярина Кучки14.
14 Конотопов MB., Сметании СИ. История экономики: Учебник для вузов. М., 1999. С. 42-66.
Новгород— один из древнейших городов России, расположенный на северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства.
Как постоянное место жизни людей он возник в середине X в. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.
Единый город первоначально состоял из трех обособленных поселков, заселенных одновременно и положивших начало трем древнейшим городским концам — Словенскому, Людину, Неревскому. Жители поселков переселились в них не из других городов, а из сельской местности.
Рис. 32. Находки берестяных грамот XI—XV вв. в Новгороде свидетельствуют о высоком уровне
грамотности разных слоев горожан
Все население древнего города жило на приблизительно одинаковых по площади усадьбах и делилось на владельцев усадеб и зависимых от них людей. Богатые новгородские аристократы владели несколькими усадьбами.
Новгород возник не как центр племенного союза славян, а как столица огромной разноэтничной федерации славянских и финно-угорских племен, проживавших в бассейне озера Ильмень. Внешнее укрепление Новгорода — большой окольный город — возникло не ранее XIV в.
Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XIIв. возведением их в сан архиепископов: новгородская владычная кафедра стала наиболее важной в Русской православной церкви.
С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского Средневековья — Ярослава Мудрого. С помощью новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.
Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение самоуправления новгородской аристократией. Главным органом власти здесь было вечевое собрание, в котором принимало участие все население города, а исполнительные органы (Совет господ, посадник и тысяцкий) состояли из представителей городской верхушки. Известно также, что в Новгороде были князья, например Александр Невский, но город приглашал их с дружинами на службу лишь в качестве военачальников для защиты своих владений. Здесь князь оставался в той роли, какую князья играли на Руси до образования государства, — роли предводителя военной дружины. За военную службу князю и его дружине Новгород обеспечивал «корм» — определенный доход с выделенных земель.
Присоединение Новгорода к Москве в XV в. положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам. Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.
В 1570 г. Иван Грозный подверг новгородскую землю жестокому опричному разгрому. По всей новгородской земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение. Тем не менее еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. В 1727 г. Новгород стал губернским центром и оставался им на протяжении 200 лет. Строительство Петербурга в начале XVIII в. и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате Новгородом своих функций духовного центра Руси.
За тысячу лет своего существования Новгород потерял гораздо больше памятников культуры, чем их сохранилось и дошло до нас. Новгород действительно избежал монголо-татарского разорения, но, как и любой другой город, построенный в основном из дерева, его постоянно опустошали пожары, уничтожавшие иногда весь город. В XVI в. он один из немногих пережил опричный разгром, а в начале XVII в. был полностью разорен шведами. В XVIII в. в мирное время огосударствление церкви, изменение моды повлекли за собой гибель многих храмов, фресок, иконостасов. В годы Великой Отечественной войны в течение двух с половиной лет Новгород был фронтовым городом. Превращенный в руины, он был восстановлен реставраторами, вернувшими древней архитектуре ее первозданность. Однако и сегодня Новгород располагает и уникальным комплексом архитектурных памятников XIII—XVIII вв. Наряду с ними мировую известность городу придали раскопки берестяных грамот, начавшиеся в 1951 г. С тех пор обнаружено около 1000 древних памятников письменности. Большинство из них написано на древнерусском разговорном языке и только небольшая часть — на книжном церковнославянском. По мнению нынешнего руководителя Новгородской археологической экспедиции академика В.Л. Янина, культурные слои Великого Новгорода еще хранят примерно 20 тыс. образцов. Древнейшие из них относятся к середине XI в., самые поздние — к середине XV в. Эти находки свидетельствуют о высоком уровне грамотности различных слоев населения новгородской земли.
Судьба берестяных грамот, как и всех писем, удручающая: все они были утеряны или выброшены адресатами, а обнаружены археологами в слоях, сохраняющих растительные остатки. Значительная часть грамот либо адресована женщинам, либо написана ими самими, либо содержит упоминание о них. Большинство из них — частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты. Найдены грамоты, адресованные известным новгородским посадникам и даже составленные ими. Среди археологических находок письма-распоряжения феодалов, крестьянские жалобы, доносы на соседей и донесения сельских старост, черновики завещаний и тексты магических заговоров, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, школярская шутка, переписка бытового содержания, завещания, любовные письма, ученические упражнения, судебные документы. Разнообразие почерков берестяных грамот, частная переписка, эмоциональный характер многих писем, надписи на различных предметах, сделанные с целью их узнавания, многочисленные писала, дощечки (церы) для обучения письму свидетельствуют, что кроме профессиональных книжников и писцов грамоте обучались почти все слои населения не только знатные и духовенство, но и низшие слои общества.
Берестяные грамоты — уникальный источник по истории древнерусского языка, социально-экономических и политических отношений, бесценный источник сведений по истории древнерусского быта. Бытовое содержание писем на бересте отразилось на особенностях их языка — он близок к живой разговорной речи. Благодаря этому ученые открыли новые слова, выражения, мысли и способы их высказывать.
Врезка