Ступени человеческой истории

Несмотря на активную критику идей эволюционизма, практи­чес­ки все исследователи принимают типологию обществ, выработанную со­вре­менными историками и базирующуюся на идее техноло­ги­чес­кого прогресса.

Простейшая типология этапов эволюции общества встречается в ря­де учебных пособий и включает 3 ступени: традиционное, индуст­риаль­ное и постиндустриальное общество.

Такая типология, конечно, имеет право на существование. Обра­тим­ся, однако, к хронологическим границам.

В науке нет единства относительно времени возникновения вида homo sapiens, то есть современного человека. Еще лет 50 назад счита­лось, что это произошло около 40 тыс. лет до нашего времени. На­ход­ки последних лет относят эту дату до 100 тысяч лет.

Если мы используем оценку в 100000 лет и постараемся предста­вить историю человечества в виде протяженной линии в масштабе 1000 лет = 1 метру, то картина получится следующая.

100 метров – это длина прямой беговой дорожки на стадионе. Рань­ше такую дистанцию пробегали в школе на уроке физкультуры. Имен­но 100 метров назад возникло человеческое общество вида хомо са­пиенс. Хороший спринтер преодолевает эту дистанцию за 10 се­кунд, быстро идущий пешеход – за 1 минуту.

Индустриальное общество в полном смысле этого слова сущест­вует не более 200 лет, то есть оно сформировалось 20 сантиметров на­зад. Постиндустриальное общество начало формироваться с массовым развитием информационных технологий, то есть около 30 лет назад, что соответствует 3 см на нашей шкале. И пешеход, и бегун даже не за­мечают расстояния в 3 или 20 см. Сами посудите, справед­ливо ли такое деление шкалы, и не обижаем ли мы предков, переоценивая свое соб­ственное значение? Необходимо учитывать к тому же, что в рам­ках «традиционного общества» были заложены основы совре­мен­ной цивилизации. Открытия и изобретения, появившиеся тогда, гораздо более важны для человечества, чем то, что изобретено за последние 200 лет. Без автомобиля и Интернета жить можно, без земледелия, скотоводства, домостроительства – нет.

Поэтому в серьезной научной литературе используется более подробная периодизация человеческой истории.

В основе этой типологии лежат следующие признаки:

Является ли общество современным (то есть основанным на про­фес­сиональном разделении труда, высокой социальной мобильности и технологиях, выработанных в последние два века) или тради­цион­ным (в котором преобладают занятия, предполагающие невысокий уровень разделении труда – земледелие и ремесленничество – и при­вязанность каждой семьи к своей социальной группе на протяжении многих поколений).

Для «современного» общества важно, доминируют ли в эко­но­мике на­циональные рынки и предприятия, или ведущую роль играют транс­национальные корпорации. С этим фактором тесно связана ин­фор­ма­ционная картина мира. Транснациональная экономика невоз­мож­на без мировой информационной системы, основу которой со­став­ляет Ин­тер­нет. Иногда глобальное общество последних 30 лет называют «ин­формационным», подчеркивая, что основную роль в со­временной экономике играет не материальное производство, а инфор­мационные тех­нологии. С этим, однако, трудно согласиться. Про­извод­ство жизне­обес­печивающих ценностей, и прежде всего продо­воль­ствия, а также использование природных ресурсов – ключевой фактор современной эко­номики в мире. Особенно остро стоит проб­ле­ма таких ресурсов, как нефть, газ, питьевая вода. В Европе в пос­ледние годы в дефиците стал даже песок – важный компонент совре­менного строительства.

Для традиционных обществ важно, базируются ли они на при­сваи­вающем или производящем хозяйстве.

В свою очередь, общества присваивающего хозяйства подраз­де­ляются в зависимости от того, преобладали ли в них скотоводство или земледелие.

К присваивающим типам хозяйства относятся собирательство, рыбная ловля, охота.

Собирательство может приобретать самые разные формы, в зави­си­мости от того, какой именно ресурс наиболее доступен в данной среде – это могут быть морские животные, выброшенные приливом; корни рас­тений; дикорастущие злаки – в степи и полупустыне и пло­ды – в ле­су; мед, грибы, личинки насекомых – в лесах средней по­ло­сы или джунглях.

В науке неизвестны (или почти неизвестны) примеры при­сваи­вающих хозяйств, которые базировались бы только на одном виде про­мысла, только на одном ресурсе. Как правило, присваивающее хо­зяйство носит комплексный характер. Например, лесная или степная охота дополняется сбором дикоросов, охота на морского зверя – сбором «плодов моря» и т.д. Это позволяет не только разнообразить стол, но и обеспечить «подстраховку» в случае дефицита или иссяка­ния какого-либо одного ресурса.

К производящим видам хозяйства доиндустриального общества относятся земледелие и животноводство.

Как и в случае присваивающего хозяйства, деление на скотоводов и земледельцев достаточно условно. Вероятно, в истории почти не бы­ло обществ, которые бы потребляли и производили только живот­ную или только растительную пищу. Даже в рационе степных кочев­ников-монголов присутствовали злаки, хотя выращивали они их не сами, а приобретали у соседних земледельческих народов. Коневоды, а затем скотоводы – якуты – издавна сами занимались растение­вод­ством, хо­тя и в очень ограниченных масштабах.

Хозяйство земледельцев в подавляющем большинстве случаев вообще невозможно без использования волов, коров, лошадей, кото­рые являются и тягловой силой, и источником белковой пищи, и, са­мое главное, источником удобрений (навоз).

Увеличение плотности населения, освоение пригодных для оби­та­ния человеческих сообществ ландшафтов ведут к необходимости пе­ре­хода от присваивающего к производящему хозяйству.

Традиционные общества, опирающиеся на производящее хозяй­ство, могут быть организованы по принципу родоплеменных структур (преполи­тарные общества) или образовывать государство (поли­тар­ные общества).

Наличие государства считается столь существенным фактором пото­му, что условия жизнедеятельности (а соответственно и культу­ра) об­щин в значительной степени зависят от того, входят ли они в сос­тав го­су­дар­ства или автономны. Например, земледельческие об­щи­ны вос­точ­ных славян возникли задолго до появления государ­ства. Однако по­нять за­кономерности функционирования русской пере­дельной об­щи­ны XVII–XIX веков невозможно, если не учитывать того влияния, кото­рое ока­зы­вало на них государство через систему сбора налогов, пере­се­лен­чес­кую политику, юридическое оформление соб­ственности, кредиты и т.д. Важной особенностью политарных обществ является то, что имен­но в них впервые возникают города, которые становятся центра­ми фор­мирования цивилизаций.

Этапы развития всего человечества выделяются в зависимости от того, какой тип общества преобладал на Земле в тот или иной период. Четкие границы между отдельными этапами провести невозможно. Условно выделяют следующие этапы развития истории в зависимости от того, в обществах какого типа проживало большинство населения и какие из них пользовались наибольшим влиянием в мире:

1. Общества присваивающего хозяйства. От возникновения чело­ве­чества до «неолитической революции» (12 тыс. лет до н.э.). Для них характерны примитивные орудия труда, преимущественно не­осед­лый образ жизни, зачатки родоплеменного устройства.

2. Преполитарные (сегментированные) общества производящего хозяйства (с преобладанием земледелия или скотоводства) – от неоли­ти­ческой революции до начала н.э. В это время появляются метал­ли­ческие орудия труда, складывается преимущественно оседлый образ жизни, развитая родовая структура.

3. Традиционные политарные общества, как правило, земледель­чес­кие (аграрные) или со смешанным типом хозяйства. Появление горо­дов (возникновение – 4–6 тыс. лет до н.э., преобладание до XIX в.). В этих обществах широко используются металлы, появ­ляют­ся ремесла и торговля, формируются города. Именно в этот период складываются первые цивилизационные системы.

4. Современное индустриальное общество (возникновение – XVIII в., преобладание – с середины XX в.). Для него характерно ис­поль­зование энергии угля, нефти и электричества как основы силовых ме­ханизмов. Важным энергоносителем становится пар. Возникают элект­ронные средства связи и массовой информации. В основе обще­ст­ва – высокий уровень специализации и профессионализации. Выде­ляются общества «первого мира», в недрах которых родился про­мыш­ленный переворот и капитализм; общества «второго мира» (куда вхо­дит и Россия), пережившие процесс первичной модернизации в XX ве­ке в ходе социальных преобразований (построение социализ­ма);
об­­щества «третьего мира», во многом сохраняющие аграрную ориен­та­­цию, не прошедшие полноценного процесса модернизации.

5. Конец XX в. ознаменовался возникновением общества принци­пиально нового типа – постиндустриального. Его называют «глобаль­ным», так как оно основывается на широком международном разде­лении тру­да и господстве транснациональных корпораций в эконо­ми­ке. Вы­дви­гается предположение, что общества в традиционном пони­ма­нии это­го слова, как относительно изолированные социальные сис­те­мы, обес­пе­чивающие жизнедеятельность своих граждан, пере­стают су­щество­вать, уступая место планетарному сообществу, осно­ван­ному на общей для всех людей Земли культуре. Эта идея имеет множество сто­рон­ни­ков и противников. Проблемам глобализации по­священа следую­щая тема.

По крайней мере в течение последних 4 тысяч лет на Земле од­но­временно сосуществуют общества разных исторических типов, так что границы периодов выделяются достаточно условно.

Наши рекомендации