Теория социальной структуры
Термин «структура» применительно к человеческому обществу начал использоваться в XIX в. Понятие «социальная структура» было введено в теоретическую социологию в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Первая попытка расчленения социальной структуры на позиции, занимаемые отдельными людьми, членами общества, была предпринята американским антропологом Ральфом Л и нтоном (1893—1953). Он назвал каждую из таких позиций (положений) статусом. С тех пор термины «положение», «позиция» и «статус» употребляются как синонимы.
Как мы уже выяснили, в социологии (и не только в ней, а, пожалуй, в любой другой социальной науке) наибольшие споры разгораются вокруг фундаментальных понятий. Не избежала такой участи и категория «социальная структура». При этом выдвигаются разные точки зрения. Для одних социологов, и их немало, социальная структура видится как всякая повторяющаяся модель социального поведения. Любое повторяющееся действие со временем превращается либо в привычку, когда речь идет об отдельном человеке, либо кристаллизуется в институт. Если жители страны привыкли годами ходить по правой стороне улицы, а возвращаться полевой, то постепенно все движение транспорта становится правосторонним, правительство издает законы и инструкции, регулирующие соблюдение подобных правил, а вся инфраструктура общества, его законы, учреждения и институции учитывают данную норму как обязательную в своей деятельности. В таком случае вполне можно рассматривать социальную структуру как результат существования продолжительных, упорядоченных и типичных связей между индивидами и институтами общества. Видимо, отсюда проистекает неоднократно повторяющаяся попытка сравнивать общество с машиной или организмом.
Социальная структура в социологии анализируется в тесной связи с понятиями статусов, социальных институтов и социальных изменений.
В теории структурации Э. Гидденса структура понимается как набор правил, которые являются одновременно и результатом, и условием действия индивида. Субъект в одно и то же время и создает правила, и воспроизводит их, следует им. Институты при этом выступают как социальные практики, протяженные во времени и пространстве. Таким образом, социальная структура — это меха-
низмы поддержания устойчивых форм социального действия, создаваемые в процессе повторения действий. Повторяющиеся действия формируют структуру, которая направляет последующие действия, контролирует их.
Различие взглядов и подходов скорее всего отражает не личные пристрастия или поиск научной истины, а принадлежность специалиста к тому или иному идеологическому лагерю, теоретическому направлению, методологической ориентации или научной школе. В частности, Р. Миллс понимал социальную структуру как комбинацию институциональных порядков, т.е. совокупность институтов в различных сферах общества. Для Дж. Бернарда и Л. Томпсона социальная структура — особый порядок (расположение) институтов, помогающий людям
взаимодействовать и устраивать совместное проживание1. Этим социологам присущ так называемый институционалист-ский подход.
Напротив, П. Бергер и Т. Лукман, приверженцы феноменологической социо логии, уверены, что онтологическим статусом, а потому и объективным бытием социальные институты не обладают. Лишена такого качества и производная от них — социальная структура. И вообще, полагают известные социологи, окружающий мир человек конструирует сам — из своих ожиданий, стереотипов, правил, традиций. Так паук плетет свою паутину. Поскольку социальные структуры конструируются самим человеком, только для него одного они и существуют. Их не способны увидеть слоны или носороги. В этом смысле социальные структуры, социальные системы и институты не только относительны нашего бытия, но они и нематериальны. Скажем, огромный валун на дороге объективен и материален, поскольку его обходит не только человек, но и слон с носорогом.
Обобщение всех точек зрения дает два основных варианта истолкования социальной структуры. Первый можно условно назвать структуралистским,а второй — интеракционистским.Во многом они противоположны друг другу. Для структуралистов социальная структура существует независимо от воли, сознания и поведения людей, для вторых структура неразрывно связана с сознанием и поведением, более того, выступает результатом субъективных намерений и действия людей.
Условное обозначение первого подхода как структуралистского объясняется тем, что к нему можно отнести представителей самых разных идеологических и методологических ориентации, сходных между собой лишь тем, что они в целом одинаково понимают социальную структуру. В рамках структуралистского подхода выделяют две крупнейшие социологические школы (направления): структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Пар-сонс, Р. Мертон и др.) и марксистский (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.)
Для представителей марксистского подхода,в том числе и его советской разновидности, социальная структура общества создается совокупностью больших социальных групп людей, прежде всего социальных классов. Отсюда второе название — «классовая структура общества». Таким образом, исходными кирпичиками построения социальной структуры общества здесь выступают реальные группы населения.
Bernard J., Thompson L.F. Sociology. Nurses and their Patients in a Modern Society. Saint Louis, 1970.
Марксистский взгляд на общество прочно утвердился в отечественной науке. В справочной литературе конца 1980-х и начала 1990-х гг. приводится определение социальной структуры, в котором соединяются принципы группового и институционального подходов: социальная структура — «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними»2.
Для представителей структурного функционализмаисходными кирпичиками, напротив, служат позиции — клеточки-ячейки в социальной структуре, которые впоследствии занимают люди. Структурой скрепляются позиции, но не сами индивиды. Структуры не связаны однозначно с конкретными индивидами, а образуют совокупность позиций участия индивидов в системе. Заполнение тех или иных позиций означает для участвующих индивидов приобретение некоторого социального статуса3.
Структура здесь — жесткий каркас, скрепляющий между собой неподвижные ячейки, функцию которых могут выполнять социальные статусы, учреждения, институты. Позиции, чаще их именуют статусами, являются основными структурными элементами, а то, что ими исполняется, именуется функцией. В соответствии с этим само разделение на структуры и функции становится весьма условным: то, что с одной точки зрения выступает как структура, с другой является функцией, и наоборот.
Оба подхода в рамках структуралистского варианта исходят из того, что структура первична, а люди вторичны. В менеджменте структурализму соответствует классический подход, согласно которому вначале нужно создать хорошо спланированную структуру организации, выраженную в ее должностной схеме, а затем подбирать исполнителей. Не человек красит место, а наоборот.
Правда, между этими подходами наблюдаются известные расхождения. Для К. Маркса источником трансформации социальной структуры общества служит характер господствующего способа производства, т.е. экономика и техника. Для Т. Парсонса структура связана с нормами и социальными отношениями: нормы связывают социальные отношения в жесткую конструкцию, которую следует называть социальной структурой.
«Структура — это совокупность относительно устойчивых стандартизованных отношений элементов. А поскольку элементом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собою стандартизованную систему социальных отношений акторов друг с другом»4. Действующие люди предъявляют друг к другу ожидания, эти ожидания составляют непременное условие действия каждого актора, часть его ситуации, а «системы стандартизованных ожиданий, рассматриваемые относительно их места в общей системе и достаточно глубоко пронизывающие действие, чтобы их можно было принять без доказательств как законные, условно называются институтами»5.
Это стабилизирующая часть социальной структуры. Институты наиболее четко воплощают в себе типы общей ценностной интеграции системы действия. Парсонс связывал с социальной структурой два процесса — социали-
2 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 392.
! Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 115.
4 Парсонс Т. О структуре социального действия. 2-е изд. М., 2002. С. 320.
5 Там же. С. 319.
зацию и социальный контроль и понимал ее как «институционализованные образцы нормативной культуры». В 1964 г. появился его фундаментальный труд «Социальная структура и личность», где он утверждал, что источником изменений социальной структуры выступает культура, в которую включаются ценности, значения, верования, символы.
Структурализм носит антипсихологический, объективистский характер, поскольку стремится объяснить поведение индивида или группы с точки зрения их места в социальной структуре. С этим же связана другая его особенность — признание детерминирующей роли социальной структуры по отношению к составляющим ее элементам6. Один из ведущих представителей структурного функционализма Р. Мертон считал, что в формировании социальной структуры решающую роль играет неравенство власти и богатства. Неравенство формирует иерархию социальных страт, которые создают классовую структуру. Поэтому социальная структура может рассматриваться как структура власти, где решающие позиции занимает класс собственников, которому удалось институционализировать в законы, управляющие поведением всех членов общества, свои собственные интересы.
В противоположность этому для символического интеракционизмасоциальная структура формируется в повседневном общении и взаимодействии людей7. Как только люди прекращают взаимодействовать, исчезает и структура. Она не является чем-то прочным и независимым от сознания людей, а достаточно подвижна и аморфна.
Таким образом, две социологические перспективы — структуралистская и интеракционистская — рассматривают социальную структуру общества неодинаково.
Для структурного функционализма социальная структура общества существует независимо от воли и сознания людей как нечто устойчивое, застывшее. Она, подобно огромной империи, простирающейся надо всеми подданными, независима от личностей, субъективных эмоций и поступков людей. Нельзя сказать, что структуралисты игнорируют, а интеракционисты выдвигают на первый план роль социального взаимодействия людей. Оба подхода исходят именно из него, но видят объект под разными углами. Структуралисты пытаются обнаружить в быстро меняющейся ткани человеческих поступков и действий какие-то устойчивые элементы, своего рода инварианты социального действия, и, сгруппировав их, называют социальной структурой. Интеракционисты полагают, что социальное взаимодействие ничем и никак неразложимо, оно — творимо. Взаимодействие — творческий акт лю дей, проекция их ценностей, верований, привычек, эмоций, значений. Ткань социального взаимодействия как раз пересоздается заново, и то, что существует сейчас, не будет существовать завтра. Если в ней и есть нечто устойчивое, так это скорее способы создания этой ткани, процедуры и алгоритмы взаимодействия или, выражаясь иначе, социальные практики.
^ Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 335.
См.: Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под Ред. Г.С. Батыгина. М., 1996.
Итак, структурный функционализм не отказывается рассматривать социальные взаимодействия людей. Они важны для него в той же мере, в какой они важны для символического интеракционизма.
Иными словами, в первом случае люди вступают в отношения и взаимодействуют только после того, как займут предписанные им ячейки в социальной структуре. Учитель выказывает определенное отношение к ученику только после того, как он занял пост учителя, но не ранее.
Напротив, во втором случае социальная структура является следствием взаимодействия людей, а не его причиной. Некто может наставлять, учить жизни (выступать в роли гуру), советовать и передавать мудрость независимо оттого, занимает он пост учителя или нет, поскольку учительство или наставничество для него — неотъемлемая черта его образа жизни. В обыденной жизни отношения учитель—ученик встречаются гораздо чаще, нежели это предписано школьным уставом: родители поучают детей, старшие — младших, жена — мужа (и наоборот), офицер — солдата, полицейский — провинившегося и т.д.
Следуя такой логике рассуждения, в человеческом обществе в глубокой древности должны были сложиться устойчивые типы поучающего взаимодействия (в племени старики поучали молодежь) и лишь по прошествии многих тысячелетий они приобрели институциональную форму (формирование школы как института) и организовали жесткий каркас социальной структуры общества.
Трудно сказать, какая из двух точек зрения более правильная. Они обе отражают объективную реальность с верных позиций, но освещают ее под разными углами. Сциентистская и гуманистическая перспективы социологии не противоречат и не отвергают друг друга, хотя их методологические принципы противоречивы. Их надо рассматривать по принципу дополнительности. Оба подхода необходимы для составления полной картины социальной реальности.
Не умаляя достоинств ни одного из них, тем не менее в данной главе за основу в понимании социальной структуры общества мы возьмем структурно-функциональный подход. Его преимущество в том, что он имеет дело с нынешним обществом, имеющим уже готовые структуры и сложившиеся институты, которые превратились в столь властные факторы социальной жизни, что буквально подавили волю отдельных индивидов. В современном обществе структуры не создаются из повседневной практики общения и отношений людей.
С позиций сциентистской перспективы социальная структура — это анатомический скелет общества. Под структурой понимается совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Однако в социологии нет единства мнений относительно того, что именно или кого конкретно считать «элементом» общества. Например, А. Р. Радклифф-Браун понимал социальную структуру как общие закономерные отношения между элементами в виде отдельных людей, а для С.Ф. Нейдла элементами являлись роли. Значительная часть социологов, в частности функционалисты, в качестве элементов социальной структуры предлагает рассматривать социальные институты как организованные образцы социального поведения. Функциональные отношения между социальными институтами, представляющие огромную и незримую для глаза социальную паутину, собственно говоря, и создают ту социальную структуру, о которую сломано немало полемических копий.
На наш взгляд, элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли.Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальные структуры древнего и современного обществ различаются очень сильно.
Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.
Многоаспектностъ социальной структуры проявляется и в том, что она может рассматриваться в трех планах (рис. 25) — функциональном (как упорядоченная совокупность сфер общественной деятельности, социальных институтов и других форм общественной жизни), организационном (как совокупность связей, образующих различные типы социальных групп; единицами анализа при этом являются коллективы, организации и их структурные элементы) и, наконец, как система ориентации социальных действий (единицы анализа здесь — цели и средства, мотивы, стимулы, нормы, образцы, программы и подпрограммы социального действия)8.
Рис. 25. Три теоретические модели социальной структуры:
а — марксизм: социальная структура — совокупность реальных групп:
6 — структурный функционализм: социальная структура — совокупность позиций:
в символический интеракционизм: социальная структура — результат взаимодействия людей
Основываясь на изложенных выше теоретических подходах к социальной структуре, сформировавшихся за многие годы в мировой социологии, авторы представляют собственное видение этой темы.
В широком смысле социальная структура — это форма или модель социальных отношений в группах, причем не уточняют, что это за группы —людей, гоминид или муравьев. Предполагается, что социальная структура характеризует взаимоотношения в группах не только социальных животных и людей (которых можно считать высшим типом социальных животных), но и вообще живых существ, например стаи птиц или колонии вирусов.
Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 142-144.
В узком значении социальная структура относится только к людям, но также характеризует форму отношений в группах и сообществах — от малых групп и социальных организаций до общества в целом.
Каждый вид живых существ, разумеется, и человек тоже, обладает не одной, а множеством моделей социальных (внутригрупповых) отношений. К примеру, социальная структура шимпанзе зависит от места обитания: популяции, населяющие границу саванны, в отличие от лесных сородичей, образуют сплоченные и многочисленные сообщества, реже разбиваются на мелкие группки в поисках добычи. Вариабельность социальных структур обусловлена многим: экологическими условиями, временем года и реальными погодными условиями (например, небывалой засухой или обилием дождей), наличием соседних сообществ (т.е. плотностью популяции) или второй близкородственной группы, претендующей на сходные ресурсы питания. Так, в периоды сильной засухи стада павианов анубисов формируют необычные для себя группы, которые напоминают гаремы павианов гамадрилов9.
Обобщив все, что создано в зарубежной и отечественной науке в области теории социальной структуры, попытаемся это понятие связать с другим, о котором говорилось выше, — понятием социального пространства. С его помощью мы изобразили все позиции, которые человек или группа могут занимать в обществе. И называются они социальными статусами.
На пересечении осей OYw (Асоциального пространства (рис. 26) формируется новое понятие — «социальная структура общества».
Рис. 26'. Социальная структура общества в двухмерном измерении как единство социальной стратификации и социального состава населения
Социальную структурунужно понимать по меньшей мере в двух значениях. В широком значении социальная структура — совокупность всех социальных групп и слоев, включая классы, а в узком — совокупность функционально взаимосвязанных статусов, существующих у данного общества в данный исторический момент. Иными словами, в первом случае это сумма осей OYw OX, а во втором —сумма точек (называемых в социологии статусами) в социальном пространстве.
4 Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. 1998. № 9.
В социальную структуру общества входят не только страты, группы, но также институты.Разместить социальные институты на двух осях декартовой системы координат негде — они обе уже заполнены. Нельзя располагать социальные институты на одной оси с социальным составом или социальной стратификацией, поскольку это — совершенно особенное явление.
Социальный институт представляет собой совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций — от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений.
Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Таким образом, институт не то же самое, что социальный класс, например класс богатых, или социальная группа, скажем, все пенсионеры. Те и другие — совокупности людей. Социальный институт — механизм или совокупность учреждений, но не механическая совокупность элементов. Стоит приглядеться к любому учреждению, или лучше — социальной организации, как мы увидим четко налаженные контроль, планирование, учет, штат работников, здания и оборудование, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в классах, ни в демографических или профессиональных группах.
Поскольку у них разная сущность, следует ввести третью ось OZb схему социального пространства (рис. 27).
Вместо двухмерного социального пространства мы получаем трехмерное. Третьей осью (^выступает все множество социальных институтов. Вкратце охарактеризуем их.
Социальная структурапредставляет собой одну из трех предметных областей — структура, организация, личность, — которые в совокупности образуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами (социопрофес-сиональной, социостатусной, социорегиональной, социоэтнической) изображает статику общества, его «социальный скелет». Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Речь идет о «социальной физиологии» общества, его исторической динамике.
На пересечении структуры и организации находится личность. Она рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых черт
(это задача психологии), а в терминах социально-типических. Иными словами, в социологии личность — не столько частичка малой контактной группы, сколько типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.
Рис. 27. Трехмерная система изображения социальной структуры общества
Социальная структура— совокупность статусов и ролей, функционально связанных между собой. Статус — социальное положение индивида в обществе. Роль — модель поведения, соответствующая данному статусу, его динамическая характеристика. Содержание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей. Педагог — статус в системе образования. Он обязан передавать новые знания учащимся, оценивать и проверять уровень их знаний, следить за их дисциплиной. В свою очередь, обязанность учащихся — регулярно посещать школу, усваивать новые знания, выполнять домашние задания и т.п. Как у педагога, так и у учащегося есть свои права. Совокупность прав и обязанностей педагога — содержание статуса «педагог», совокупность прав и обязанностей учащегося — содержание статуса «учащийся». Статус педагога имеет смысл только по отношению кстатусу учащегося. Они связаны между собой функционально (функция педагога — передавать знания, учащегося — усваивать их). Для своих коллег педагог просто товарищ. Статус «солдат» имеет смысл только по отношению к статусу «командир» и т.д. Статусы занимают определенное место в статусной иерархии. Она создается общественным мнением. В обществе статус банкира ценится выше статуса сантехника и т.д. Место в иерархии называется рангом. Ранги статуса могут быть высокими, средними и низкими.
Чем выше ранг, чем больше общество ценит статус, тем большими привилегиями, благами, почестями, символами, наградами и престижем он наделен. Ранг статуса может приобрести формальное закрепление, или легитимацию. В этом случае он называется титулом, званием. Барон, лорд, князь, граф — титулы высших статусов в феодальном обществе, получившие формальное закрепление. Офицер — родовой титул (звание), разновидностями которого выступают полковник, майор, лейтенант и т.д. Большинство рангов статусов в обществе не имеет формального закрепления, они существуют только в массовом сознании как некоторые оценки. У каждого человека
G
несколько статусов и социальных ролей: отец (мать), мужчина (женщина), инженер, член профсоюза, человек среднего возраста, русский, православный, республиканец и т.д. Человек ведет себя соответственно своему статусу, т.е. выполняет роль, которая определяется социальными нормами со стороны общества и ожиданиями (экспектациями) со стороны окружающих людей. Нет статуса без роли и роли без статуса. Каждый статус — пустая ячейка подобно ячейке в пчелиных сотах. Все ячейки скреплены между собой функционально — взаимными правами и обязанностями.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА — это еще и совокупность всех функционально связанных статусов, существующих в данное историческое время в данном обществе.
Если расположить все множество пустых ячеек, скрепленных друг с другом, на плоскости, получим социальную структуру общества.
В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, воин, собиратель, ребенок, взрослый, старик. В принципе их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 000, семейно-брач-но-родственных отношений более 200 (деверь, сноха, кузина... продолжите перечень сами), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа — нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.
Таким образом, социальная структура строится по принципу «один статус — одна ячейка». Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном обществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, десятки тысяч профессоров, врачей и т.д.
Совокупность больших социальных групп (заполненных статусов) дает новое понятие — социальный состав населения. Если большие социальные группы расположить по вертикали и выстроить их по степени неравенства доходов, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие — «социальная стратификация». Таким образом, стратификация — это те же статусы, но сгруппированные по иным критериям и расположенные по «полочкам» (стратам) сверху вниз. Образец стратификации — классовое расслоение общества.
Социальный статус — понятие родовое. Его разновидностями выступают демографические (национальность, раса, пол, возраст), семейно-род-ственные (муж, жена, сын, дочь, отец, племянник, тесть, свекровь, кузина, сводный брат, вдова, холостяк, незамужняя, невеста и т.д.), экономические (предприниматель, собственник, наемный работник, капиталист, бизнесмен и т.д.), профессиональные (инженер, шофер, шахтер, банкир и т.д.), религиозные (священник, прихожанин, верующий и т.д.), политические (либерал, демократ, избиратель и т.д.), территориально-поселенческие (горожанин, селянин, временно прописанный и т.д.). Указанные группы статусов образуют подструктуры социальной структуры общества. В итоге мы имеем экономическую, политическую, религиозную, демографическую, профессиональную, семейно-родственную, территориально-поселенческую структуры общества. Каждую из этих подструктур можно рас-
смотреть под иным углом — как институциональные сферы. Семейно-род-ственная структура описывает институт семьи и брака, профессиональная и экономическая — самые многочисленные и разнородные — образуют сразу несколько социальных институтов — государство и право, производство, образование. Религиозная структура относится к институту религии. Только демографическая и территориально-поселенческая структуры не создают социальных институтов.
Итак, три фундаментальных понятия социологии — «социальная структура», «социальная стратификация» и «социальные институты» — тесно связаны между собой благодаря статусам и ролям. Историческим механизмом, общим для всех них, является общественное разделение труда. Углубление разделения труда и специализация создали все многообразие статусов и ролей.
Социальную структуру с полным основанием можно именовать коллективным статусным портретом (по аналогии с индивидуальным), или статусным портретом общества.
Можно изобразить социальную структуру как плотно пригнанные друг к другу статусные ячейки, где одна ячейка — одно название статуса (мать, русский, шахтер, ученик и т.д.). Все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) мы оставили пустыми — наподобие незаполненных медом ячеек улья (рис. 28). Людей нет, есть только пустые статусы: одно название — один статус. Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Но лишь в узком понимании этого слова.
Рис. 28. Социальная структура — совокупность всех статусов, существующих в данный исторический момент в данном обществе
Итак, сделаем вывод:первокирпичики предмета социологии и социальной структуры — статусы. Они дают статическую картину общества. Но это и не удивительно, ведь термин «структура» как раз и подразумевает ограни-
ценное число элементов, жестко связанных между собой наподобие кристаллической решетки.
Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет — совокупность всех статусов, существующих в нем. У первобытного общества их не более двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли у нее после революции 1917 г., например император, полицмейстер, дворянин.
Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор), очень индивидуальны. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII в., или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.