Познание чувственное и рациональное

Первая проблема, с которой сталкиваются представители утверждающих познаваемость мира философских течений - проблема соотношения чувственного, т.е. базирующегося на ощущениях познания и познания рационального, возникающего в ходе мыслительной деятельности человека. Соответственно, в философии были строго выделены и описаны основные элементы чувственного и рационального этапов познания.

14.2.1.Еще Аристотель выделил пять основных чувств человека – зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Исходным элементов чувственного познания является ощущение, возникающее в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств. Однако ощущение само по себе показывает нам лишь одну стороны предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря объединению данных различных органов чувств (бифштекс вкусный, коричневый, ароматный, шипящий, горячий) соответствует стадии восприятия. Однако еще в платоновских диалогах было показано, что подобный целостный образ принципиально не может возникнуть входе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной мышлением деятельности человека. Позднее (кантианская философия) была обоснована фундаментальная роль в этом процессе воображения. Следовательно, уже на этапе восприятия разграничение чувственного и рационального познания оказывается весьма условным. После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в памяти, что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой представлением. Все этапы чувственного познания неразрывно связаны с субъективностью конкретного человека. Статус надындивидуального феномена оно приобретает только на уровне рационального познания.

14.2.2.Основными элементами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – мысль, выражающая существенные признаки (сущность) предмета. Суждение представляет собой определенную связь понятий, в которой утверждается или отрицается что-либо. Умозаключения – высшая форма мыслительной деятельности, логически связывающая в ряд посылок и следствий понятия суждения. Благодаря умозаключениям разрозненные знания человека складываются в систему.

Особенности социологического подхода

Изучением социальных аспектов познавательного процесса занимается социология познания. Ее родоначальниками считаются К. Маркс (1818 – 1883) и К. Манхейм (1893 – 1947). Задачами социологии познания является исследование связи, существующей, с одной стороны, между социальной структурой общества и процессами, в нем протекающими, с другой – между направленностью познавательных процессов, формой и содержанием их результатов. Так, например, Маркс связывал возникновение различных социально-экономических теорий (теория «трех факторов производства», земельной ренты и т.д.) с интересами определенных социально-экономических классов, а, соответственно, с социальной структурой буржуазного общества. Манхейм развил этот подход, показав, что не только классовая принадлежность индивида, но и другие разновидности групповой принадлежности и социального положения, обусловливают формирование и результаты познания. Дюркгейм показывал связь, существующую между социальной структурой общества и нашими представлениями о пространстве, времени, основными принципами классификаций явлений и т.д.

Социология науки

Наиболее обширным разделом социологии познанияявляется социология науки. В отличие от обыденных представлений, для которых характерно отношение к науке как к беспристрастному источнику знаний, социология изучает социальную обусловленность науки, т.е. рассматривает ее как феномен (элемент) культуры. Поэтому, важнейшими для социологии является понимание науки как социального института, выполняющего весьма разнообразные функции и многопланово связанного обществом, как социального процесса целенаправленного производства знаний и как систему профессиональных групп, обладающих своими определенными ценностями и интересами.

Однозначно строгое определение науки дать еще сложнее, чем религии, тем не менее, можно выделить ее важнейшие признаки (атрибуты).

- Доказуемость.Хотя практически все геометрические соотношения Евклида были хорошо известны еще египтянам, геометрия как наука возникает лишь в Древней Греции, где эти положения были не просто описаны, а строго доказаны (теоремы Фалеса, Пифагора и т.д.). Таким образом, в Греции впервые осознается различие между достоверным и недостоверным знанием.

- Наличие общепризнанных правилдоказательства истинности знания. Если, например, для мифологического сознания важнейшим критерием является апелляция к авторитету, то наука предполагает опору на обезличенные критерии истинности, как, например, признаваемые всеми учеными правила формальной логики.

- Запрет на использование теологических объяснений, объяснение любых явлений только естественными причинами.

- Современная наука предполагает существованиепрофессиональных организаций (сообществ) ученых,с определенными правилами поведения их членов. Подобные сообщества возникают лишь в эпоху Нового времени (Лондонское Королевское общество), поэтому некоторые исследователи даже датируют возникновение науки именно этим периодом.

-В эпоху Нового времени возникает еще один важнейший признак современной науки – эксперимент, суть которого состоит в исследовании явлений, протекающих в искусственно созданных и контролируемых условиях, благодаря которым возникает возможность математически строгого описания полученных результатов.

Наши рекомендации