Определение обществоведческого термина по его характеристике
· Закончите определение:
1) Переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для его жизни и развития, называют ……………………………………..
2) Слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности, носит название ………………………………………
3) Устойчивая совокупность негосударственных организаций, групп, институтов, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм и правил, называется ……………………………………………….
4) Общественное явление, связанное с существованием в обществе множества политических партий, общественно-политическим движений, выражающих разные политические взгляды и программы, называют политическим ………………………………….
Ответ: 1) потребность; 2) интеллигенция; 3) гражданское общество; 4) плюрализм
Критерий оценивания: максимально – 8 баллов (по 2 балла за каждое правильно указанное определение)
Определение обществоведческого термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний («лингвистический конструктор»)
· Из приведенных и словосочетаний составьте определение и запишите определение понятия. Запишите само понятие, о котором идет речь.
окружающего мира, форма, преобразование, специфическая, целесообразное, для человека, активности, направленная на, мира
Ответ: Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.
Критерий оценивания: максимально – 4 балла (2 балла – за правильно составленное предложение, 2 балла – за правильно названный термин).
Решение познавательных задач
· Проанализируйте данное высказывание и ответьте на поставленные вопросы:
«Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно» (Л. Туроу, американский журналист)
1) Иллюстрацией какого мирового процесса служат слова экономиста?
2) Что сделало возможным развитие этого процесса?
Ответ:
1) глобализация (интернационализация); 2) критерии точности и полноты ответа устанавливаются жюри (могут быть указаны установление господства принципов рыночной экономики; развитие средств транспорта и связи; развитие международного сотрудничества в области экономики и подписание соответствующих соглашений; создание транснациональных корпораций и т.д.)
Критерий оценивания: максимально – 6 баллов (2 балла – за ответ на первый вопрос, до 4 баллов – за ответ на второй вопрос в зависимости от полноты, и точности).
· Итальянский гуманист Пико делла Мирандола называл человека незаконченным творением Божьим, который сам, «подобно искусному ваятелю, завершает свою собственную форму». какой смысл вкладывал автор в эти слова?
Критерий оценивания: максимально – 6 баллов, в зависимости от точности, логики, аргументированности ответа.
Анализ юридических ситуаций
· Проанализируйте ситуацию с точки зрения соблюдения трудового законодательства:
14-летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодорожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.
Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно?
Ответ: 1) 14-летние подростки могут устроиться на работу только с согласия родителей, усыновителей или попечителей; 2) запрещается применение труда несовершеннолетних в ночное время; 3) запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах (грузчики)
Критерий оценивания: максимально – 6 баллов (по 2 балла за каждое верно указанное нарушение трудового законодательства).
Работа со схемами
Заполнение пропусков в схеме:
· Запишите слово, пропущенное в схеме:
Ответ: дифференциации
Критерий оценивания: 2 балла
Составление схемы соотношений общественных понятий:
· Составьте две схемы, отражающие соотношения между приведенными в перечне понятиями.
Человек, объекты, общество, познание, природа, гуманитарное, виды, естественнонаучное, знания, социальное.
Ответ: | виды знания | ||||||
естественнонаучное | гуманитарное | социальное | |||||
объекты познания | |||||||
природа | человек | общество | |||||
Критерий оценивания: максимально – 6 баллов (по 3 балла за каждую веонло составленную схему
Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации