Тема 8. Культура и общество
8.1.Перечислите ценности, которые, на ваш взгляд, характерны для молодежной субкультуры.
Ответ: субкультура – это система ценностей и норм, стиль жизни определенной социальной группы, слоя, класса. Например, молодежь имеет свой специфический язык, стиль поведения, выражающийся в одежде, разделяет ценности, не соответствующие ценностям старшего поколения. Таким образом создается молодежная субкультура. И она тоже неоднородна. Среди
молодежных субкультур выделяются готы, фанаты футбольных команд, эмо, фашисты и др. со своими непересекающимися поведенческими рисунками и философией жизни.
8.2.Завершите фразу:Субкультурные различия могут определяться.
Ответ: национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, классовыми и другими различиями между людьми.
8.3.Каков характервзаимодействий субкультуры и контркультуры с доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий.
Ответ: субкультурные и контркультурные различия могут наблюдаться на уровне отдельных крупных организаций. Например, сотрудники отдела рекламы, приспосабливаясь к специфике творческой деятельности и условий труда, формируют субкультуру, ориентированную на демократичность в отношениях, большую самостоятельность, ненормированность рабочего графика и др. Контркультура указывает на существование кризиса в развитии организации (общества), с другой стороны, взаимодействуя с доминирующей культурой, она может способствовать изменениям.
8.4.Известно, что культура может рассматриваться как негативное или как позитивное явление в жизни людей. На чем основано каждое из этих противоположных суждений? Приведите примеры или аргументируйте свой ответ.
Ответ: например, говорят о «культуре управления», «культуре власти», «культуре высшего образования» или «армейской культуре». Культурные нормы и ценности этих институтов тесно связаны с доминирующей культурой, но отличаются от нее. Эти отличия также называются субкультурными. Субкультуры могут взаимодействовать и сталкиваться между собой. Субкультурные различия могут определяться национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, классовыми и другими различиями между людьми. Субкультура группы, ценности, нормы поведения которой противостоят доминирующей культуре, называется контркультурой. Признак контркультуры – протест, несогласие, активная позиция. Например, панки («отбросы общества») являются контркультурой: во время возникновения этой группы ее представители были убеждены, что изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет, а значит, можно делать все, что хочется. Свой протест против современного мира панки выражали очень агрессивно, но именно таким образом они пытались отстоять свободу и презрение к фашизму, расизму, консерватизму и другим «измам» деградирующей современности. Другим примером контркультуры можно назвать культуру криминальных групп. Нельзя сказать, что в этих группах отсутствуют нормы поведения, они ярко выражены, но противостоят общепринятым.
8.5.Завершите фразу:Культурными предпосылками социальноэкономического развития в России являются следующие ценности.
Ответ: распространение инновационного типа личности.
8.6.Завершите фразу:Культурными барьерами социально-экономического развития являются следующие ценности.
Ответ: Новые ценности (личная ответственность, дух конкуренции, отношение к труду), привнесенные капитализмом, воспринимаются определенными слоями населения как чуждые. Такие традиции представляют значительные трудно-сти для экономических и политических изменений.
8.7.В Россииво многих сферах жизни происходит внедрение западных институтов. Однако они могут неэффективно регулировать деятельность людей, т.к. не соответствуют принятым в обществе культурным ценностям. Приведите свой примертаких неэффективно действующих нововведений. С сопротивлением каких культурных ценностей они сталкиваются?
Ответ: ценности могут различаться в разных обществах и даже социальных группах. Например, в некоторых культурах материальные ценности являются важными, в других едва признаются; некоторые культуры базируются на значимости традиционных религиозных ценностей, другие выдвигают на первый план ценности совершенствования технологий; есть культуры, поощряющие индивидуализм, и культуры, в которых решающее влияние имеет коллективизм и т.д. Американские или британские студенты, замечая, что кто-то списывает на экзамене, считают это оскорблением, т.к. нарушаются принципы равных возможностей, адекватного вознаграждения за усилия, конкуренции. Российские студенты, напротив, помогая товарищу на экзамене, поступают в соответствии с принципами равенства и совместного решения задач, поставленных вышестоящими структурами.
8.8.Важными барьерамисоциальной мобильности являются различные субкультурные нормы и запреты. Для того чтобы полностью изменить свой социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом и проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Предложите способыпреодоления субкультурного барьера.
Ответ: индивид для того, чтобы достичь более высокого социального статуса, должен преодолеть барьеры между группами и слоями. Эти барьеры в основном представлены субкультурными нормами и запретами. К числу причин, усиливающих социальную мобильность, относится изменение общественного мнения в отношении престижности тех или иных профессий и вследствие этого – изменение профессиональных интересов у различных групп людей.
8.9.Направление общественного развития в большей степени зависит от (выбрать один вариант ответа).
1) Уровня развития культуры (морали, искусства)
2) Специфики взаимодействия субкультур и контркультур в данном обществе
3) Конкретных ценностей, доминирующих
4) Существования элитарной культуры
Ответ: 2
8.10.Среди характеристик социальных норм в данном списке есть одна неправильная. Отметьте ее.
1) Общественные ожидания правильного поведения
2) Наиболее часто встречающийся образец
3) Служат ориентирами в конкретных действиях
4) Идеальные представления, не имеющие отношения к реальному поведению человека в обществе
Ответ: 4