Анкетирование как инструмент социологического исследования

На сегодняшний день анкетный опрос остается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной информации. Если к тому же учесть еще весьма живучие представления о «легкости» составления анкеты, то становятся понятными истоки популярности этого вида опроса.

Что же представляет собой анкета? Пользуясь наиболее общим определением, можно сказать, что анкета – опросный лист для получения каких-то сведений. Чтобы анкета могла успешно выполнить свое предназначение – дать в руки исследователя достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования и, прежде всего, особенности различных вопросов, из которых она состоит.

Анкета выполняет следующие функции [2]:

· переводит цели исследования в вопросы;

· стандартизирует вопросы и форму от­вета на них;

· текстом и последовательностью вопросов способ­ствует кооперации интервьюера с респондентами, стимулирует получение ответов на все вопросы;

· при автоматическом введе­нии данных вопросника в компьютер ускоряет анализ результатов исследования;

· служит целям проверки надежности и достовер­ности оценок.

Составлять анкету рекомендуется в следующем порядке:

· определение целей опроса;

· выбор методов сбора данных;

· разработка вопросов;

· оценка вопросов;

· одобрение со сто­роны клиента;

· тестирование;

· уточнение анкет;

· копирова­ние анкет;

· сбор данных;

· табулирование и составление за­ключительного отчета.

До начала широкого использования анкеты необходимы ее тщатель­ная проверка, апробация и устранение выявленных недостатков.

Разрабатывая анкету, необходимо уделить достаточно внимания содер­жанию самих вопросов, их формулировке, терминологии и последовательности представления.

Анкета должна отвечать требованиям простоты и удобства работы для респондента. Для этого важно соблюдать следующие правила:

а) Формулировка вопросов и варианты предлагаемых ответов должны быть напечатаны разными шрифтами. Как правило, сам вопрос набирается крупным шрифтом, варианты ответов более мелким. Различные вводные замечания, инструкции и пояснения к вопросу также должны отличаться от основного текста анкеты.

б) Каждый смысловой раздел должен предваряться вводным пояснением (например, «А теперь поговорим о Вашей домашней библиотеке»).

в) Каждый вопрос должен быть снабжен четкой инструкцией, как именно на него следует отвечать; наиболее удобен способ оформления анкеты, когда каждый вариант ответа имеет свой цифровой код и именно этот код респонденту предлагается обвести кружком в случае согласия с предложенным вариантом ответа. Не следует просить подчеркнуть или зачеркнуть тот вариант ответа, с которым согласен опрашиваемый, поскольку в этом случае возникают сложности при обработке анкет.

г) При использовании «открытых вопросов» респонденту должно быть оставлено достаточное количество пустых строк для подробного ответа на поставленный вопрос. Если, например, задан вопрос «Какие меры по улучшению работы библиотеки Вы можете предложить?» и оставлены только одна-две свободных строки, то у респондента возникнет ощущение, что в действительности исследователей его ответ не интересует, и вопрос задан «проформы ради». Соответственно, он либо вообще не станет отвечать на этот вопрос, либо ответ его будет формальным.

д) При использовании «закрытых вопросов» недопустимо разрывать текст вопроса, то есть часть вариантов ответа давать на одной странице, а часть на другой. Возможно, что респондент выберет и отметит вариант ответа на первой странице и даже сели он позднее обнаружит, что на следующей странице есть другой ответ, более соответствующий его мнению, он может не захотеть (по разным соображениям) вносить исправления.

е) Определенное значение имеют и интервалы между различными частями вопроса. При подготовке машинописного варианта анкеты на практике принят следующий порядок: обычно между строчками в вопросе устанавливается 1–1,5 интервала; если после вопроса идет пояснительная фраза (например, «Вы можете выбрать любое количе­ство ответов»), то она располагается через 2–2,5 интервала. Первый вариант ответа приводится через 2,5–3 интервала от вопроса или поя­снительной фразы. Расстояние между вариантами обычно делают в 1,5 интервала, а межстрочное расстояние в тексте возможного ответа – 1 интервал. Расстояние между последним вариантом ответа и следую­щим вопросом устанавливается в 2,5–3 интервала.

Любая анкета начинается с краткого введения, в котором указывает­ся, кто проводит опрос, каковы цели исследования. Респондентов обыч­но интересует, каково практическое значение работы, что изменится в результате исследования. Поэтому, если возможно, следует указать на практическую значимость работы.

Далее во введе­нии дается краткая инструкция по заполнению анкеты, указывается на анонимность анкетирования. Если задачи исследования требуют зна­ния того, кто именно заполнил ту или иную анкету, то следует гаранти­ровать соблюдение условий конфиденциальности.

Начинать анкету следует с простых вопросов, которые не затрагива­ют каких-либо деликатных тем, скажем, уровня образования. Вступи­тельные вопросы анкеты предназначены для установления контакта с респондентом и призваны облегчить ему вступление в работу. Обычно начало анкеты содержит вопросы событийного характера, не вызываю­щие затруднений в ответе.

Если анкета начинается с трудных вопросов, то это может вызвать беспокойство респондента, что приведет к увеличению отказов от заполнения анкеты. Если же эти вопросы появляются тогда, когда че­ловек уже включился в работу, то он будет скорее склонен ее завершить, чем бросить на полпути.

Нельзя начинать анкету с «паспортички» – сведений о респонденте, поскольку мы только что гарантировали респонденту анонимность ан­кеты, и если сразу же после этого начать с выяснения фактов его биогра­фии, то это, естественно, его встревожит и насторожит. «Паспортичка» должна завершать работу, она не должна быть чересчур подробной, что­бы у респондента не возникло ощущение подвоха, беспокойства по по­воду того, правильно ли он ответил на поставленные вопросы, посколь­ку, как уже говорилось, выяснение деталей его биографии не может не вызвать сомнений в соблюдении анонимности.

Заключительные вопросы анкеты также должны быть несложными, поскольку необходимо учитывать, что заполнение анкеты достаточно утомительно, особенно для людей пожилого возраста с относительно невысоким уровнем образования.

Динамика развития анкетного опроса должна быть примерно следу­ющей: первая половина анкеты – постепенное усложнение вопросов, по­том небольшой спад, респонденту дают возможность немного отдо­хнуть, когда задают относительно простые вопросы, затем следуют са­мые сложные вопросы, после чего идет резкое уменьшение сложности и завершение работы.

По времени заполнения анкеты бывают как очень маленькими (так называемые «экспресс-анкеты»), заполнение которых требует всего лишь нескольких минут, так и очень большими, требую­щими до двух часов работы. Оптимальным считается вопросник, зани­мающий у респондентов тридцать-сорок минут, поскольку очень ма­ленькая анкета создает впечатление чего-то несерьезного, а очень боль­шая вызывает утомление, что не может не сказываться на качестве получаемой информации.

Для повышения качества анкет и успешного проведения с их помощью сбора данных сформулирован ряд рекомендаций, ко­торые могут быть весьма полезными при получении первичной маркетинговой информации.

1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопросов:

· вопросы должны быть простыми и понятными;

· вопросы должны быть однозначными;

· вопросы должны быть нейтральными (не направлять ответ в определенную сторону);

· каждый вопрос должен быть настолько конкретен, насколько это возможно;

· использование общепринятой терминологии.

2. Соблюдение принципов построения анкет:

· инструкции и указания должны быть расположены до соответствующих вопросов;

· порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от не обязывающих – к деликатным;

· не должно применяться слишком много различных инструментов (например, сначала пяти-, а затем семиступенчатая шкала);

· сначала размещаются вопросы, устанавливающие доверие, затем вопросы по существу, затем, возможно, контрольные и, наконец, вопросы о личности;

· самые сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, помещаются в середине анкеты. К концу анкеты сложность вопросов должна снижаться.

3.Выбор оптимального объема анкет:

· громоздкие анкеты вызывают большое число отказов от ответа;

· короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкретного человека;

· максимальное время, необходимое для заполнения анкеты, при почтовом опросе не должно превышать 20 – 30 минут.

4.Предварительная оценка качества анкет:

· разработанные анкеты подвергаются логическому контролю, проверяются все вопросы и варианты ответов, а также композиция анкеты в целом;

· проводится пробный опрос небольшой (10–15 человек) группы людей, на основе которого осуществляется доработка и уточнение анкеты.

5.Обеспечение привлекательности анкет:

· внешний вид анкеты оказывает влияние на склонность респондента к сотрудничеству (особенно при проведении почтовых опросов);

· использование отчетливого и четкого шрифта, наличие расстояний между отдельными вопросами;

· наличие свободного места для ответов на открытые вопросы.

6.Повышение процента возврата анкет при почтовых опросах.

· поощрение (но нужно учитывать затраты, а также возможное приукрашивание ответов из чувства благодарности);

· сопроводительное письмо (пробуждение интереса, гарантии анонимности);

· телефонное предупреждение о посылке анкет;

· приложение маркированного и подписанного конверта для ответа;

· интересная тема, привлекательное оформление анкеты.

Изложение итогов

Результаты теоретико-прикладного исследования излагаются в ви­де отчета или публикации, в которых:

· излагаются цели и задачи исследования, формулируется пробле­ма;

· излагаются основные идеи программы, концептуальная схема, основные понятия;

· описываются основные процедуры сбора первичной информации;

· излагаются и анализируются полученные данные в связи с гипотезами исследования;

· излагаются теоретические и прикладные выводы, сопоставляются с имеющимися в литературе;

· ставятся новые вопросы, требующие дальнейшего изучения;

· прилагаются методики сбора первичных данных, статистические показатели и таблицы;

· указываются все участники исследования, консультанты от руководителя и специалистов до научно-вспомогательного персонала.

Структура отчета о прикладном исследовании может быть следую­щей:

· четкая формулировка цели исследования и наименование заказчика;

· указание сроков проведения исследования, на каких объектах оно проводилось и какие источники информации использовались;

· основные результаты и главные выводы, т. е. указания проблем, которые решались в исследовании и краткие, но убедительные аргументы, подкрепленные минимальным количеством статистических данных, не требующих дополнительных пояснений. В изложении результатов следует избегать специальной социологической терминологии;

· предлагаемые решения и ожидаемые результаты, а также способы контроля за использованием результатов;

· полный отчет полезно снабдить краткой аннотацией и приложениями сводных таблиц и статистических материалов.

Приложение 1

Наши рекомендации