Основные проблемы современного западного общества
После того как надежды построить коммунизм рухнули, отечественные реформаторы, назвавшись "демократами", провозгласили новую программу построения светлого будущего для России - возвращение в лоно западной цивилизации. Средства массовой информации принялись наперебой вещать о прелестях либерализма, рыночной экономики и гражданского общества, которые ожидают нас очень скоро, быть может, всего через 500 дней. В жизни, однако, все сложилось по-иному. Но стоит ли сожалеть, что наше возвращение в европейский дом по меньшей мере сильно затянулось?
Вот несколько характерных высказываний о современном состоянии западного общества. Профессор Йельского университета П. Кеннеди утверждает, что наиболее острые тенденции, "которые едва проявлялись тремя поколениями ранее, сейчас угрожают до предела обострить социальные отношения и даже поставить под угрозу само существование человечества" [5, с. 386]. Ректор Международной академии системных исследований в Вене Э. Ласло полагает: «Проблемы современных обществ не случайны и не обратимы, современность переживает заключительную фазу "одряхления"» [6,с. 85].
По мнению живущего на Западе русского ученого А. Зиновьева, "превращение западного общества в постиндустриальное означает фактически превращение его в ожиревший социальный организм с высочайшей степенью паразитарности. Со временем это неизбежно скажется на его способности самосохранения самым негативным образом" [7,с.144].
И наконец, хорошо знающий Запад академик Б. Раушенбах пишет: "Только жрут, только потребляют - растительная жизнь, причем растительная жизнь, не опорно идущая вверх, а ползучая, этакая плесень: сверху что-то есть, а внизу нет ничего" [8, с. 424]. (Справедливости ради следует отметить, что и о нашем обществе он думает не лучше.)
В чем же состоят причины, в силу которых столь близки высказывания, принадлежащие знающим, но очень разным людям? Проблемы, стоящие сегодня перед миром Запада, и в самом деле очень серьезны. Признание того факта, что самому существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, обусловленный главным образом техногенной деятельностью развитых стран, стало общим местом практически всех работ, в которых рассматриваются перспективы мировой цивилизации. Разброс мнений присутствует лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой не удастся избежать, если не произойдет радикальной перестройки хозяйственной деятельности человечества.
В. Горшков, проведя обстоятельные исследования физических и биологических основ устойчивости жизни, пришел к выводу: современная цивилизация не обеспечивает ни нормальных условий жизни человека, ни устойчивого существования жизни на Земле [9]. В. Голубев и его соавторы указали на некоторые методологические погрешности работы Горшкова и пришли к более осторожным оценкам [10]. А вот группа членов Российской академии наук, возглавляемая министром Госкомприроды РФ В. Даниловым-Данильяном, полностью поддержала выводы Горшкова [II]. Коллектив же сотрудников МЭИ во главе с В. Клименко, построив математически совершенную аналитическую модель климата Земли, показал, что при сохранении существующих тенденций нет оснований ожидать до конца XXI века катастрофической перестройки климатических условий на планете [12].
Несмотря на расхождения в теоретических оценках, мировая общественность уделяет большое внимание нарастающей экологической угрозе. Экологические проблемы обсуждались в 1997 году на встрече "большой восьмерки" в Денвере, на
Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и на Международной конференции по глобальному изменению климата в Киото [13]. Участники этих международных форумов отметили, что выполнение программ перехода к регулируемому, или устойчивому, глобальному развитию, принятых в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, осуществляется неудовлетворительно.
В Киото обсуждалась, в частности, проблема установления квот и снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Около 60% углекислого газа, поступающего в атмосферу и создающего опасность парникового эффекта, - следствие хозяйственной деятельности США и Западной Европы. Здесь наметилось жесткое противостояние между США и развивающимися странами, которые требуют, чтобы в первую очередь именно США снизили уровень загрязнения атмосферы. Без этого развивающиеся страны лишены возможности нужными темпами создавать национальную промышленность.
Наряду с противоречиями между техносферой и окружающей средой, между Западом и миром развивающихся стран западная цивилизация имеет дело с комплексом острых внутренних противоречий. Эти противоречия носят многоплановый характер. Иногда высказывается мнение, будто современное западное общество перестало быть капиталистическим и эволюционным путем трансформировалось в некую другую общественную формацию. На мой взгляд, точнее было бы говорить, что сам капитализм способен к радикальным структурным переменам, и сегодня он уже не тот, каким был в XIX веке, и даже не тот, что 30 лет назад.
Если начальный этап индустриализации означал для трудящихся "ярмо почти рабское" [14, с. 277], то теперь материальное благосостояние стало почти общим достоянием населения развитых стран. Вот некоторые цифры, относящиеся к современному положению в США: 80% населения в той или иной форме являются соучастниками коллективного капитала [7, с. 124]. Порядка 70% работников создают прибавочной стоимости меньше, чем получают из общественных фондов, и, таким образом, являются частичными иждивенцами наиболее квалифицированной части общества [15, с. 123].
Еще более значительные перемены произошли в экономической структуре капиталистического хозяйства Запада: ведущая роль перешла к ТНК, транснациональным корпорациям. По данным Н. Моисеева, ТНК владеют 30% всех производственных фондов планеты, осуществляют 80% торговли высшими технологиями, контролируют более 90% вывоза капитала [16, с. 12]. Рыночное хозяйство, оказавшееся под контролем ТНК, приобрело общепланетный характер-
Эти перемены в производственной системе Запада привели к отделению капитала-функции от капитала-собственности, к появлению слоя менеджеров и технократов как новой элиты капиталистического общества. На этом фоне неизбежно возникновение модернизаторской идеологии, проникнутой административным восторгом и убежденностью в абсолютной силе тотального знания и тотальной .управляемости [17]. Эта монистическая идеология общепланетарной вестернизации недавно с большой помпой была провозглашена Ф. Фукуямий [18]. Однако опыт истории учит:
гегемонистские претензии на право управлять миром - не что иное, как первая фаза грядущей социокультурной катастрофы. Западная цивилизация достигла окрестности бифуркации и оказалась перед лицом глубокого системного кризиса.
Научно-техническая революция привела к тому, что в последние десятилетия XX века западный мир осуществил переход к пятому, информационному технологическому укладу. Согласно Ю. Яковцу, в настоящее время до 40% валового внутреннего продукта США относится к информационной производственной сфере [19], а по данным С. Глазьева, скорость роста пятого уклада в США составляет 2-2,5% в год [20]. Идеологи информационного общества вроде самого богатого человека планеты президента корпорации "Майкрософт" Б. Гейтса обещают резкое повышение уровня жизни людей, так как управление хозяйственной деятельностью станет более разумным [21].
Таблица I
Мировые цивилизации в XXI веке
Типы цивилизаций Доля населения, % Доля ВМП. %
1995 г 2010 г 2025 г 1995 г 2010 г 2025 г
Западная 13 11 10 47 46 43
Китайская 25 24 23 11 14 17
Исламская 14 18 21 11 12 15
Индуистская 15 16 17 2 1,5 3
Латиноамериканская 9 10 9 8 8 9
Африканская 9 11 14 1 1 1
Православная 8 7 6 5 4 5
Японская 2 1.5 1 8 8 8
Но райское информационное общество - это скорее всего очередная социальная утопия. Всеобщая информатизация порождает новые проблемы. Искусственный интеллект усиливает не только человеческий ум, но и глупость. Чрезмерная информативность может привести к тому, что люди почти перестанут общаться друг с другом [7, с. 393]. Предсказывают также возможность поставить под тотальный контроль поголовно все население западных стран.
Продолжающийся рост численности населения отсталых стран и реализация ими программ промышленного развития еще более усугубят проблемы, стоящие перед западной цивилизацией. "Вспышка цивилизаций и перестройка мирового порядка" - так назвал С. Хантингтон свою монографию, посвященную этим проблемам [23]. В табл. 1 приведен составленный им прогноз роста доли населения и валового мирового продукта (ВМП) для основных цивилизационных центров на период времени до 2025 года. Судя по этим данным. Запад ждут в XXI веке непростые испытания.
Если западной цивилизации удастся избежать социально-политической и экологической катастрофы, то достичь этого она сможет лишь на пути радикальной системной трансформации. Нельзя исключить и возможность утраты ею социокультурного единства, достигнутого в результате тысячелетнего развития, скатывания к безвременью нового средневековья, о чем предупреждал еще Н. Бердяев.
Не исключено и другое. Завершение эволюционной программы капитализма не равнозначно исчерпанию эволюционного потенциала западной цивилизации. Новый исторический субъект может выковаться в процессе очередного витка научно-технической революции. В соответствии с закономерностями цикличной динамики и социогенетики можно ожидать, что в первых десятилетиях XXI века будет происходить переход к шестому, "постинформационному", технологическому укладу. Традиционные аспекты технологического ядра этого уклада рассмотрены в книгах Яковца и Глазьева .
Предстоящие изменения будут носить намного более революционный характер, если развитие пойдет на основе принципиально новых открытий мировоззренческого характера. Эти наиболее перспективные возможности, связанные в первую очередь с исследованием проблем квантового вакуума, проанализированы в монографиях . В подобном случае эволюционные процессы мировой цивилизации в наибольшей степени будут соответствовать концепции ноосферы В. Вернадского