Основные методы социологического исследования
Содержание учебного курса «Социологические методы в государственном и муниципальном управлении»
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Социологические исследования как источник информации в сфере государственного и муниципального управления.
Социологическое исследование как способ получения социологического знания. Социологические исследования как источник информации о социальных процессах, отношениях и проблемах в сфере государственного и муниципального управления. Критерии выделения видов и типов социологического исследования. Проблема выбора типа и видов социологического исследования в соответствии с его целями и задачами.
1.2. Роль конкретных социологических исследований в сфере государственного и муниципального управления.
Социологические исследования как часть социологической науки. Роль конкретных социологических исследований в социо-инженерной деятельности по регулированию социальных процессов в сфере государственного и муниципального управления.
Раздел 2. Основные методы социологических исследований в сфере государственного и муниципального управления.
2.1. Методы измерения в социологии.
Понятие "измерение" в социологии. Подбор (поиск) индикаторов в качестве элементов социологического измерения. Связь подбора индикаторов с логическим анализом основных понятий. Разделение индикаторов по своему характеру на объективные и субъективные. Понятие "шкала измерения". Основные типы измерительных шкал: номинальные шкалы (шкала наименований, классификационная шкала, порядковые или ранговые шкалы), метрические шкалы (шкалы интервалов, шкалы отношений, шкалы разностей). Шкалы для измерения социальных установок: шкала Р.Лайкерта (Ликерта), семантический дифференциал Ч.Осгуда. Тестовые методики измерения в социологии. Правила построения измерительных шкал. Основные требования к шкалам: валидность, полнота, чувствительность, точность и надежность. Построение измерительных шкал как условие разработки конкретного инструментария для сбора первичной социологической информации и для соответствующей ее обработки.
2.2. Основные инструменты сбора социологической информации.
Социологическая анкета как инструмент опроса. Особенности анкет в различных видах опроса. Вопрос как элементарный инструмент опроса. Логические требования к построению вопроса. Классификация вопросов по содержанию, по форме, по функциям, по графическому оформлению. Особенности вопросов о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента (опрашиваемого). Особенности закрытых, открытых и полузакрытых вопросов. Прямые и косвенные вопросы. Основные и неосновные вопросы. Линейные вербальные и линейные числовые вопросы, табличные вопросы (горизонтальный и вертикальный варианты), семантический дифференциал, перечневые и текстовые вопросы. Правила построения (композиции) и оформления социологической анкеты. Логический контроль и апробация составленной анкеты. Социологические тесты, их особенности. Карточки (и дневники) социологического наблюдения.
Основные методы социологического исследования.
2.3.1. Анкетирование и интервью, их особенности и правила проведения.
Сущность анкетного опроса (анкетирования) и интервью (интервьюирования) как видов организованного общения социолога и респондента. Познавательные возможности и достоинства различных видов опроса. Ограничения и недостатки анкетирования и интервью. Особенности индивидуального и группового анкетного опроса. Особенности формализованного (стандартизированного) и неформализованного (свободного) интервью. Особенности фокусированного (индивидуального и группового) интервью.
2.3.2. Выборочный метод.
Суть ключевых понятий выборочного метода: объект исследования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, единица отбора, единица анализа. Вероятностные (случайные) и целенаправленные виды выборки, основные условия их применения. Методы собственно-случайного отбора: случайно-бесповторный и случайно-повторный. Метод механической выборки. Метод серийной выборки. Метод гнездовой выборки. Метод стихийной выборки. Метод основного массива. Метод квотной выборки. Одноступенчатые и многоступенчатые формы выборки. Суть требования репрезентативности (представительности) выборки и условия её обеспечения.
2.3.3. Метод наблюдения.
Суть социологического наблюдения и основные области его применения. Разновидности метода наблюдения: структурированное и неструктурированное наблюдение, включенное и невключенное наблюдение, полевое и лабораторное наблюдение, систематическое и несистематическое наблюдение. Основные требования к организации наблюдения и к наблюдателям. Достоинства и ограничения метода наблюдения в конкретном социологическом исследовании.
2.3.4. Экспертный опрос.
Суть и область применения метода экспертного опроса (экспертной оценки). Основные виды экспертного опроса: индивидуальный опрос экспертов и «дельфийский» метод, групповая дискуссия и «мозговая атака» («брэйнсторминг»). Подбор экспертов: методы и критерии. Особенности проведения экспертных опросов в отличие от массовых опросов.
2.3.5. Социологический эксперимент.
Сущность и область применения эксперимента как разновидности социологического исследования и как метода сбора социологической информации. Основные условия (требования) проведения социологического эксперимента. Виды эксперимента (полевые и лабораторные, линейные и параллельные) и методы отбора экспериментальных групп (метод попарного отбора, метод структурной идентификации, метод случайного отбора). Планирование и логика осуществления эксперимента.
2.3.6. Метод анализа документов.
Понятие документа в социологии и виды документов. Отбор документов для изучения. Виды анализа документов: качественный (традиционный) и формализованный, количественно-качественный (контент-анализ). Методические приемы анализа документов. Достоинства (преимущества, важность) и ограниченность метода анализа документов в социологическом исследовании.
Методы социометрии
Понятие социометрии и область ее применения. Виды и назначение методов социометрии. Социометрический критерий: суть его, правила выбора и требования к нему. Различие социометрических критериев по степени силы (слабый тип и сильный тип). Основные классы социометрических критериев: коммуникативные критерии ("социометрические тесты") и гностические критерии ("тесты социальной перцепции"). Виды социометрических критериев: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формы социометрического критерия: положительная (на выявление предпочтений, позитивного отношения) и отрицательная, негативная (на выявление отвержений, негативного отношения). Разновидности социометрических критериев: дихотомический критерий, критерий ранжирования. Проблема оптимального числа социометрических критериев. Суть и различие непараметрической и параметрической процедур в социометрии. Социометрическая карточка как инструмент социометрического опроса, ее основные варианты и требования к ней. Основные формы обработки и наглядного представления первичных результатов социометрического опроса: социоматрицы, социограммы и их разновидности. Определение социометрических индексов (коэффициентов) - персональных и групповых. Общий социометрический статус (индекс) индивида. Индекс эмоциональной экспансивности индивида. Индекс объема взаимодействия индивида в группе. Индекс социометрической когерентности (связанности) группы. Индекс взаимности (сплоченности) группы. Индекс референтности (значимости) группы. Способы использования данных социометрического опроса. Этические требования к проведению социометрического опроса и использованию его результатов.
2.4. Формы и методы обработки, анализа и обобщения социологической информации.
Контроль качества заполнения анкет или бланков интервью (полноты и точности их заполнения). Редактирование и кодирование информации для последующей ее обработки. Принципы кодирования закрытых вопросов. Принципы кодирования открытых и полуоткрытых (полузакрытых) вопросов. Возможности и особенности основных программных средств для обработки социологической информации на ЭВМ. Виды табуляграмм, представляющих (отображающих) результаты обработки первичной социологической информации. Описание и интерпретация социологических данных. Анализ и объяснение социологической информации: основные правила и методы. Использование методов количественного анализа социологических данных. Группировки и ряды распределений. Корреляционный и регрессионный анализ. Варианты таблиц, графиков и диаграмм как способов представления и обобщения социологической информации. Конструирование и расчёт индексов. Суть и особенности методов качественного анализа социальных явлений и процессов. Формулирование выводов с учётом основных проблем и гипотез социологического исследования. Оформление результатов исследования. Требования к отчёту по итогам социологического исследования.