Структура и уровни социологического знания
Во-первых, социологическую науку делят на два уровня: макро и микроуровень. Макросоциология изучает социальную реальность на уровне общих и специфических закономерностей ее функционирования. Микросоциология исследует небольшие социальные группы и протекающие в них социальные процессы, носящие локальный характер.
Во-вторых, социологию делят на теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология объясняет социальную реальность на уровне общих и специфических закономерностей ее функционирования. Эмпирическая направлена на получение конкретной информации об явлениях и процессах, протекающих в той или иной социальной общности людей.
В – третьих, выделяют фундаментальный и прикладной уровни социологии. В основе такого деления лежит результат социологического исследования и то, какие задачи решаются. Если научные, то фундаментальный уровень, если практические задачи – прикладной уровень.
Кроме того в последнее время принято выделять три уровня социологии. 1й уровень – общесоциологическая теория. 2й уровень – теории среднего уровня (ранга). 3й уровень – рабочие теории эмпирического уровня. Американский социолог Р. Мертон предложил второй уровень называть специальными социологическими теориями. Это отрасли социологической науки. Их более 50: социология труда, образования, науки, техники, культуры, семьи и т.д.
4. Функции социологии. из них является теоретико-познавательная, т.к. она обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом проявляется прикладная (практическая) функция социологии. Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем – это прогностическаяфункция. Социология также выполняет идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологи.
Образовательная (обучающая) функция, вытекает из того, что социология способна через систему учебных заведений, широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки, помогая людям, в первую очередь, обучающимся и активно действующим в тех или иных сферах общественной жизни, лучше узнать, понять и оценить то общество, в котором они живут, чтобы изменить его к лучшему.
Кроме того, некоторые авторы выделяют воспитательную, мировоззренческую, оценочную информационную, критическую и др. функции социологии.
5. Социология в системе социально-гуманитарных наук.
Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. 1.С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. 2.С историей. Социология изучает современное общество. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. Там, где кончается история, начинается социология.
3.Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.
6.Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе.
Социально-экономические предпосылки возникновения социологии как науки:
а) развитие капитализма и образование мирового рынка, который потребовал конкретного и целостного подхода к анализу социальной действительности;
б) обострение противоречий индустриального (капиталистического) общества, что нашло отражение в движении луддитов, в стачечном движении, чартистском движении в Англии, в восстаниях лионских ткачей во Франции (1831, 1834 г.), силезских ткачей в Германии (1844 г.)
Идейно-теоретические предпосылки зарождения социологии уходят своими корнями в концепции утопического социализма. Взгляды первых социалистов-утопистов (Т. Мор, Т.Кампанелла) на переустройство общества отличались еще абстрактностью, оторванностью от реальной действительности. Однако уже представители критического утопического социализма (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) стремились связать свои теории с практическими возможностями обновления общества.
Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.