Гендер и гендерное неравенство
Гендер – это социальное деление людей, основанное на половых различиях. Нередко гендер расшифровывают как «социально определенный пол». Таким образом, если пол – понятие сугубо биологическое, то гендер выражает собой социальные ожидания и социальные стереотипы в отношении людей определенного пола. Соответственно, эти отношения и стереотипы оказываются разными в различных обществах и отчасти в разных стратах одного общества.
Гендерные стереотипы – господствующие в данном обществе или социальной группе представления о личностных качествах, поведенческих моделях, адекватном образе жизни, правах людей определенного пола, их социальных ролях.
В современном обществе гендерные стереотипы наиболее ярко проявляются в области профессиональной деятельности, а также распределения обязанностей внутри семьи. И по сей день достаточно редко можно встретить женщину, работающую таксистом, а женщина, пришедшая к вам в дом в качестве слесаря-сантехника, может попросту вызвать подозрение. В не меньшей степени удивимся мы, обнаружив в должности «нянечки» в младшей группе детского сада бородатого мужчину лет сорока.
Во всех перечисленных случаях мы, оценивая адекватность той или иной профессии для индивида определенного пола, будем опираться на существующие в обществе гендерные стереотипы и основанные на них представления о «мужских» и «женских» профессиях. За последнее столетие эти стереотипы претерпели значительные изменения и многие специальности, ранее однозначно ассоциировавшиеся только с представителями определенного пола, в общественном мнении были лишены подобных ограничений, и все же о полном исчезновении таковых сегодня говорить не приходится.
Нечто подобное можно сказать и о гендерных стереотипах, существующих по отношению к распределению семейных ролей. С доисторических времен и до начала ХХ века женщина воспринималась как хранительница семейного очага, мужчина же обеспечивал те условия жизни семьи, которые, в первую очередь, были связаны с отношениями с внешним миром (добывание пищи, заработок денег и т.д.). Однако за последнее столетие данные представления претерпели серьезные изменения, что было вызвано несколькими причинами. Во-первых, благодаря развитию индустриального и становлению постиндустриального обществ женщины в значительной степени высвободилась из-под экономической власти мужчин; во-вторых, развитие технических средств домашнего хозяйства и формирование целой «индустрии быта» позволило значительно сократить время, необходимое на его ведение, также уменьшить требуемый уровень умения, подготовки. В этой связи последние два десятилетия нередко именуются даже «кухонной революцией», поскольку появление новой холодильной техники, микроволновых печей, автоматических стиральных машин и т.д., с одной стороны, и развитие системы производства не только полуфабрикатов, но и готовых блюд, с другой – в разы сократили время, необходимое для ведения домашнего хозяйства. Наконец, третий фактор связан с общим изменением мировоззрения жителей основных развитых стран, распространением либеральных ценностей, превращением их в ценности господствующие.
С гендерными стереотипами неразрывно связана и проблема гендерного неравенства, т.е. неравного положения в обществе людей, основанного на половом признаке. Такое неравенство может быть официально закрепленным в правовых документах, например, к началу ХХ в. в подавляющем большинстве стран (в России, США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии, Испании и т.д.) женщины не имели равного с мужчинами права голоса [8,33]. Такое неравенство может также носить неформальный характер (дискриминация женщин при приеме на работу, в вузы и т.д.).
Борьба за равноправие женщин сформировала феминистское движение. Одной из его основательниц считается активный деятель Великой французской революции Олимпия де Гуж, в 1791 г. написавшая «Декларацию прав женщин и гражданки». Как и большинство своих соратников, всего два года спустя она была казнена по приговору революционного трибунала, однако в то же самое время феминистские идеи стали развиваться в Англии, других странах, и к середине ХIХ века движение достигло своего организационного оформления. На первом этапе феминистки в основном выступали с требованиями наделения женщин общими либеральными правами, поэтому данное направление получило название либерального феминизма.
К 70-м годам ХХ в. начало набирать силу противоположное направление, получившее название радикального феминизма. Новое феминистское движение базировалось на идеях, разработанных в книге Симоны де Бовуар «Второй пол». Сторонники этого направления утверждали, что благодаря тысячелетнему патриархату все базовые принципы, ценности, идеалы современного общества носят вовсе не общечеловеческий характер, а выражают ценности и идеалы мужской (маскулинной) культуры. Женское же (феминное) начало в современной культуре является подавленным, а его проявления воспринимаются как отклонения от нормы. Либеральный феминизм, призывая наделить женщин равными с мужчинами правами и предоставить им возможность добиваться тех же целей, на самом деле, с точки зрения данной концепции, способствует окончательному подавлению женского начала в современной культуре.
Сегодня формальное равноправие женщин достигнуто в подавляющем большинстве стран, что тем не менее не привело к полному исчезновению гендерного неравенства. Многочисленные социологические исследования, проведенные как у нас в стране, так и за рубежом, показывают, например, что при прочих равных условиях карьерный рост женщин в большинстве профессий происходит, как правило, медленнее, чем рост мужчин, а руководящие должности как в государственных органах, так и в частных компаниях и по сей день преимущественно занимаются мужчинами. Поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос о переходе от формального равенства полов к равенству реальному. Конечно, подобная дискриминация касается отнюдь не всех профессий, и, завершая данную тему, хотелось бы отметить, что в сферах, где традиционно трудятся выпускники социологических факультетов (маркетинг, реклама, связь с общественностью и т.д.), карьерные перспективы женщин и мужчин почти одинаковы.