Почему социология как наука возникает в середине XIX века?
Геннадий Иванович Козырев
Социология: 100 вопросов – 100 ответов
Геннадий Иванович Козырев
Социология: 100 вопросов – 100 ответов
Предисловие
Учебное пособие представляет собой курс социологии в вопросах и ответах, рассчитанный на студентов всех специальностей. Широкий диапазон тем, общая доступность, простота и компактность изложения могут оказать существенную помощь в процессе самостоятельного изучения курса социологии, а также в подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Структура пособия, количество представленных тем и последовательность их изложения соответствуют рекомендуемым Министерством образования и науки учебно‑методическим программам и отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Социология».
Однако при использовании данного пособия необходимо учитывать следующие обстоятельства: если для студентов технических и иных вызов, в которых социология является не профильным предметом и изучается в ограниченных объемах, предлагаемое пособие можно использовать в качестве основного теоретического материала, то для студентов гуманитарных и иных вузов, где социология изучается как один из профилирующих предметов, пособие может быть использовано как дополнительный информационно‑справочных материал.
Особую помощь учебное пособие может оказать студентам при подготовке к экзаменам, зачетам и семинарским занятиям в условиях ограниченного времени. Специфика пособия состоит в том, что его структура представляет собой своего рода «справочник». в котором легко найти необходимый (заданный) вопрос и краткий, изложенный в доступный форме ответ.
При составлении пособия учитывались также интересы студентов, которые проявляют особый интерес к определенным темам курса социологии. Поэтому значительное внимание уделяется таким актуальным темам, как «Социальное действие и взаимодействие», «Социальные процессы и изменения», «Социальное управление», «Социальные конфликты», «Социология культуры», «Социология семьи и брака» и др.
Все представленные темы (ответы на вопросы) опираются на необходимую теоретическую базу и многолетнюю практику преподавания социологии в различных московских вузах, а четкие, лаконичные формулировки определения основных терминов, понятий и явлений, значительно упрощают процесс усвоения материала. Каждая глава пособия заканчивается списком рекомендуемой литературы, предназначенной для более углубленного изучения темы. В конце пособия приводятся тесты для проверки знаний по всему курсу.
В настоящее время в нашем обществе происходят сложные социально‑политические процессы и изменения. В эти процессы активно вовлекается молодежь, которая не всегда в полной мере понимает суть происходящих социальных явлений и становится объектом манипуляции недобросовестных политиков и общественных деятелей. Поэтому данное учебное пособие может быть рекомендовано не только студентам, изучающим социологию, но и всем интересующимся социальными проблемами общества.
Тема I
История развития социологической мысли
Почему социология как наука возникает в середине XIX века?
Именно в XIX в. в обществе (имеются в виду наиболее развитые страны Европы и США) начинает ощущаться насущная потребность в новой социальной науке с ее особыми методами исследования. Причина такой «востребованности» заключается в том, что в первой половине XIX в. процесс становления и развития гражданского общества получает значительное ускорение. В обществе возникают новые социальные общности, новые социальные институты, новые социальные отношения и способы социального взаимодействия. Для объяснения всех этих новых явлений и потребовалась новая социальная наука.
Если на вопрос отвечать более подробно, то необходимо выделить наиболее важные причины (факторы) возникновения социологии: экономические, политические, гносеологические (научно‑познавательные), социальные.
Экономические причины. В результате промышленной революции (XVII–XVIII вв.) к началу XIX в. в экономической сфере развитых европейских стран и США утвердились буржуазные (рыночные) отношения. Рынок и свободная конкуренция по сути представляют собой институты демократии в экономической сфере. Если в условиях феодализма экономические отношения между различными классами и сословиями строились на основе внеэкономической зависимости (например, помещик – крепостной), то рыночные отношения предполагают равенство всех участников экономического процесса.
Политические причины. В первой половине XIX в. в странах Западной Европы и США происходит становление демократических форм политического правления, основанных на Конституции. В 30‑е годы в Англии и США (а позже и в некоторых других странах) начинают проводить всеобщие политические выборы в парламент; появляются современные массовые политические партии и общественные движения; все члены общества получают формально равные права, т. е. становятся гражданами.
Гносеологические факторы (причины). Возникновение социологической науки было подготовлено всей многовековой историей развития социальной мысли. Уже в Античные времена и в эпоху Средневековья высказывались и обосновывались многие значимые социальные идеи и понятия. Социально‑философские концепции Нового времени и эпохи Просвещения позволили освободить социальные идеи от религиозных догм, разграничить такие понятия как индивид, общество, государство и выделить общество и личность в качестве самостоятельных объектов исследования. Непосредственные предшественники возникновения социологии – Ф. Бекон, Ж. – Ж. Руссо, Сен‑Симон, А. Кетле и др. – подготовили значительный теоретический и эмпирический базис для создания социологии, который сумел обобщить О. Конт.
Социальные причины. Все многообразие экономических, политических, гносеологических и иных факторов способствовало тому, что к середине XIX в. во многих странах Западной Европы и США в общих чертах сформировалось гражданское общество. С возникновением и развитием гражданского общества значительно возрастает географическая и социальная мобильность людей, появляются новые социальные институты, изменяется социальная структура общества, накапливаются социальные факты, которые уже не укладываются в объяснения, предлагаемые существовавшими теориями. Чтобы объяснить сущность происходящих перемен, требовались новые теоретические и методологические подходы.