Определение понятия семьи и брака. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции их развития
Основоположник социологииО. Конт считал, что при изучении общества необходимо уделять внимание прежде всего семье. Он называл семью маленьким обществом, где индивид учится повиноваться и управлять. Семья - это школа социальной жизни, основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество. Семья, по мнению Конта, - это продолжатель рода человеческого, без нее не может развиваться общество на антропологическом уровне. Сохранение человечества есть итог действия социальной организации, успешный результат социальной системы. Конт утверждал, что без изучения семьи невозможно понять производственную деятельность человека. Его концепция семьи содержала осуждение разводов.
Социология семьи - одно из направлений в социологии, которое изучает семью как социальный институт. Главными проблемами являются исследование характера выполнения семьями своих функций, образа жизни семей различных типов, причин и последствий разводов и др.
Успешное функционирование такого социального института как семья можно отнести к движущим силам истории. Неизвестен момент возникновения семьи (ученые считают, что этот социальный институт возник 500 тыс. лет назад); появление семьи обусловлено многообразными функциями, укрепляющих роль семьи на основе семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи.
Учитывая разнообразие, присутствующее в определении понятия семьи, можно согласиться со следующей дефиницией: ”Семья - это социальная группа, характеризующаяся общим местом жительства, экономической кооперацией, воспроизводством”. Есть различие и в определении типологии семьи. Например, по форме власти - семьи бывают патриархальные (муж во главе семьи), матриархальные (жена во главе), эгалитарные (равенство супругов), по составу - семьи различают нуклеарные (родители и их дети) и расширенные (включают нуклеарную семью плюс родственников из нескольких поколений); а также - неполная семья (где нет одного из родителей), бездетная семья, многодетная и др.
Как правило, для возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношение власти и подчинения, т.е. в семье, как и в обществе в целом, есть порядок распределения власти, где решения принимает тот, кто в большей степени владеет материальными средствами. В семье на распределение власти оказывает влияние любовь между супругами, когда любящий супруг имеет меньшую власть, т.к. находится в психологической зависимости. Если супруги в одинаковой мере любят друг друга, то обычно имеют одинаковую власть в семье.
Семья, как одна из частей общества, рассматривается социологами в плане выполнения ее функций. Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Можно определить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. В числе основных функций семьи можно назвать следующие: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля(социализация), социально-статусная, досуговая, эмоциональная и др.
Понятие “семья” неразрывно связно с понятием “брак”. В социологии брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, форма отношений между полами, мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своим детям, родителям.
Сущность брака как механизма реализации функции продолжения рода была осознана еще на заре человеческой цивилизации. Например, официальная формула бракосочетания в Древней Греции гласила: “ради порождения законного потомства”, т. е. брак признавался легализованной системой репродуктивных отношений, социальным институтом, жизненно необходимым для любого цивилизованного общества.
Выбор брачных партнеров, как правило, регулировался и регулируется до сих пор традиционными правилами.
Различают следующие формы брака: моногамия (брак между одним мужчиной и одной женщиной, кстати, единственная форма, которая на сегодняшний день представленная в странах СНГ, США, Европе) и полигамия (брак между одним и несколькими индивидами).
Парламентарии РК при обсуждении Закона о браке и семье не избежали дискуссий о многоженстве (полигинии), но, как сообщили СМИ, после того, как женщины-депутаты поставили вопрос о многомужестве (полиандрии), вопрос о многоженстве был снят.
По выбору брачных партнеров различают эндогамию (партнеры внутри одной группы) и экзогамию (браки заключаются вне определенных групп, например, кланов).
Очень значимы брачные нормативы, регулирующие минимальный возраст вступления в брак. Например, согласно римскому и средневековому каноническому праву, минимальный возраст вступления в брак устанавливался для женщин в 12 лет, для мужчин - в 14 лет. Шариатом был установлен возраст соответственно в 9 и 15 лет. В современном мире нормативы минимального брачного возраста колеблются между 12-18 годами для женщин и 14-21 для мужчин. В ряде стран встречаются нормативы предельного возраста вступления в брак. Например, в дореволюционной России вступление в брак лиц старше 60 лет предполагало специальное разрешение церковных властей, лицам старше 80 лет вступление в брак было запрещено.
В нормативных актах определение брака не дается и вопрос о его правовой природе до настоящего времени ни в законодательстве, ни в правовой доктрине окончательно не решен. Высказываются в основном три точки зрения на брак: брак-договор, брак-статус, брак-партнерство.
До последнего времени в странах дальнего зарубежья наиболее распространенной концепцией была договорная, которая основана на ряде требований, предъявляемых законом к порядку заключения брака, условиям его действительности, возможности получения убытков, возникающих у супруга в результате расторжения брака, то есть требований, которые предъявляются законодательством к договорам. В концепцию брака-договора логически вписывается возможность установления договорного режима имущества супругов.
Противники договорной концепции считают, что брак не может быть договором, поскольку у супругов возникают только предусмотренные законом права и обязанности и стороны по своей воле не могут их изменить. То обстоятельство, что супруги могут заключить брачный договор, устанавливающий режим имущества, не является достаточным аргументом в пользу договорной концепции, так как основная цель брака - создание семьи, рождение и воспитание детей. Поэтому брак представляет собой статус, которыйприобретаетсясубъектомврезультатесовершенияпредписанных законом действий. Обладание этим статусом позволяет отнести субъекта к категории женатых людей.
В последние годы получила распространение идея о том, что брак представляет собой партнерство. Концепция брака-партнерства появилась в социологических исследованиях. В этой концепции находят отражение более независимое положение женщины, равенство супругов в браке.
Важнейшей проблемой является судьба традиционной семьи, традиционной формы брака. В некоторых странах Западной Европы отмечается тенденция увеличения количества разводов, снижения числа вступающих в брак, определенное распространение получил так называемый “пробный брак”, гражданский брак или, как иногда его называют исследователи, “двухшаговый брак”, т.е. когда люди решают иметь детей, тогда оформляют брак.
Альтернативные формы брака - это системы брачных отношений, не получившие официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.
К их числу в современных странах могут быть отнесены следующие:
1.Годвин -брак (“визитный брак”, “гостевой брак) - с раздельным проживанием супругов и отсутствием общего хозяйства и быта. Эта внутрисемейная форма моногамного брака впервые была описана в 18 веке У. Годвином. В последние десятилетия получает популярность у двухкарьерных пар на территории СНГ.
2.Конкубинат - стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины (конкубины), имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. Эта форма брака известна со средневековья, а в современных странах получила распространение в силу растущего феминизма, феминизации полового состава общества (вариант полигинии).
3.Свингинг - относительно стабильный брак двух единобрачных пар. Сегодня наиболее распространен в США, так люди пытаются продлить жизнь своего брака, но свингинг не спасает от развода.
Но общий вывод такой: семья является самым древним и самым важным социальным институтом человечества, в обществе сохранилась высокая ценность семьи и семейных отношений, и большинство в обществе негативно относится к названным веяниям в формах брака.
В нашей стране с 2010 года намечены изменения в семейной политике: стимулирование рождение четырех и более детей путем увеличения единовременного пособия на детей в 4 и более раз. С 2008 года в РК введено обязательное социальное страхование по беременности и родам, выплачиваемое из государственного фонда социального страхования. Кроме того, продолжаются пенсионные накопления женщин, находящихся в декретном отпуске.