Простое предложение. Понятие предикативности. Категории, оформляющие предикативность (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо)

Синтаксис

Синтаксис как самостоятельный уровень языковой системы. Вопрос о количестве и качестве синтаксических единиц. Основная синтаксическая единица. Аспекты изучения синтаксических единиц

Один из разделов грамматики языка – изучения строя предложения (Виноградов), которое представляет собой высшую единицу в составе русского языка (в традиционном понятии). «Синтаксис» - с греч. «син» - «со» + «таксис» - «порядок» т.е. «составление, построение, соотношение». Синтаксис – «сложение знаменательных слов» (несовременное понимание). На современном этапе происходит переход от изучения слова к изучению предложения в целом. СИНТАКСИС – НАУКА О КОММУНИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦАХ (совр. Поним). Синтаксис — высший уровень языковой системы. Предмет С-са: способы соединения слов + изучение типов предложения. С-с изучает правила образования и функционирования ед-ц, непосредственно служащих для человеч-го общения (коммуник. функция) следовательно С-с – высший уровень языка. Виноградов: С-с – «организованный центр грамматики». Язык – система систем, С-с – сложная подсистема языка.

Выделяют разное количество синтаксических единиц.( Кустова выделяет 3 лекс. ед.: словосочетание, простое предложение, сложное предложение). Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако в большинстве вузовских учебников (Грамматика русского языка, Синтаксис современного русского языка — Валгина, Современный русский язык — Попов) рассматриваются как основные синтаксические единицы — это словосочетание, простое предложение, сложное предложение. В 20-м веке в традиционным синтаксическим единицам присоединились еще две: синтаксема — словоформа (иногда со служебным словом), обладающая более/менее определенной синт. Семантикой. Этот термин введен Галиной Золотовой: сложное синтаксическое целое — группа предложений синтаксически объединенная различными средствами и способами. ССЦ объединено одной микротемой, ее важно отличать от абзаца.

Основная синтаксическая единица — предложение. Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения и сообщения мысли" ( Виноградов).

Аспекты изучения синтаксических единиц:

1. Логический аспект правила построения мысли (внешний экстралингвистический взгляд на ед-цу языка), простое предложение соотносится с особой формой мысли – суждением, которое обязательно двучленно: субъект (предмет) речи + признак в широком смысле (предикат), т.е. то, что сообщается о предмете. «+»: логический подход проявляет основную функцию предложения (коммуникативная, но когнитивная – средство познания мира, мысль как процесс познания). «-»: логическая структура мысли может не в прямую отражаться в грамматической структуре. Логический аспект важен прежде всего потому, что степень членимости мысли определяет степень членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных, односоставных, нечленимых ( Буслаев, Потебня, Шахматов)

2. Структурный аспект ( формально-грамматичекмй) - основан на морфологическом подходе. Специфика этого лингвистического направления в том, что ученые при изучении синтаксических единиц особое внимание уделяют их моделям, структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы. В структурные схемы простого предложения входят лишь те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющей синтаксические позиции членов предложения. В результате в центре внимания оказались лишь подлежащее и сказуемое, а второстепенные члены перешли в синтаксис словосочетания.

3. Семантический аспект, активно развивается в 70-е г.г. 20 века. изучение значения предложения (грамм.знач.) и его компонентов. Новый аспект. Место, причина, цель компонентов, противопоставление, сопоставление – для сложн. П, и т. д. (Ломтев, Богданов, Кокорина)

4. Коммуникативный аспект связан прежде всего со способностью предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяется данное (тема, основа высказывания) и новое (рема). Коммуникативный аспект оказывает влияние и на решение вопроса об объеме члена предложения. Способы актуализации информативного центра высказывания - логическое ударение, порядок слов, лексический повтор, частицы и т.п ( Распопов, Сиротинина).

5. Функциональный аспект - для чего существует эта единица – цель, а не только состав. Подаспекты: 1) актуальное членение текста (зависит от того, насколько речевое, а не языковое образование текст); 2) когнитивно-функциональный аспект – изучение содержания предложения в сочетании с внеязыковой действительностью (их соотношение). (Бондарко, Золотова, Гак, Ширяев)

Простое предложение. Понятие предикативности. Категории, оформляющие предикативность (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо)

Различаются предложения простые и сложные.

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу. Например: Утро было свежее и прекрасное (Л.)

Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н. С. Поспелова.

Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение — единица монопредикативная, сложное — полипредикативная.

Предикативность– основное грамматическое значение простого предложения, складывающееся из трех синтаксических категорий (модальности, темпоральности, персональности). В АГ-50, 80 предикативности - свойство двусоставных предложений (По Пешковскому)

1. Модальность– отношение высказываемого к действительности в плане реальности / ирреальности, т.е. это категория представляет сообщаемое как реально существовавшее, существующее или мыслимое как совершенное в будущем в действительности/воображении или как ирреальное, т.е. желаемое, возможное, предполагаемое. Модальность бывает реальной и ирреальной.

Средства выражения реальной модальности:

1. Глаголы в изъявительном наклонении (наступила осень);

2. Утверждающая интонация в безглагольных предложениях (Зима. Морозит. Стемнело. Москва – столица; Курить – здоровью вредить).

Средства выражения ирреальной модальности:

1. Глаголы в сослагательном и повелительном наклонении. (Не пугайся козел. Не мотай головой; Поехала бы она в Турцию, но…)

2. Интонация, кроме утвердительной (Побудительная, восклицательная, вопросительная и т.д.). Догнать, сказать последнее «Прости!», пожать руку. Молчать! Ко мне! Сюда! Дети вернулись из школы?

3. Союзная частица ли (вряд ли)

4. Союз чтобы в придаточной части (Я хочу, чтоб к … приравняли перо)

5. Вводное слово со значением сомнения, неуверенности.

2. Темпоральность / синтаксическое время– отношение высказывания к моменту речи.

Категория синтаксического времени шире, чем морфологического, которое во многом на неё опирается. В большинстве случаев синтаксическое время выражается глагольными формами времени. Например, отсутствуют формальные показатели времени в предложении, соответствующие настоящему времени (Москва – столица РФ. Ночь. Улица. Фонарь. И т.д.)

Время может выражаться лексически, то есть наречиями со значением времени (Скоро конкурс. Завтра среда).

Морфологическое время может входить в противоречия с лексическим (Иду вчера и вижу…). Наречие «вчера» определяет время. (Темпоральность прошедшего времени выражает наречие со значением времени)

В грамматике существует понятие вневременности. Чаще всего оно выражается в обобщенно-личных односоставных предложениях, а также в двусоставных предложениях с обобщённо-личной семантикой. (пословицы, цыплят по осени считают).

NB!!! Категория темпоральности определяется только в предложениях с реальной модальностью.

3. Персональность/категория синтаксического лица:отношение высказываемого к говорящему, собеседнику / третьему лицу или предмету.

Способы выражения:

1. личные местоимения 1,2 лица

2. личные формы глагола;

3. лицо может мыслиться:

o определенно / в определённо-личных односоставных предложениях (люблю грозу в начале мая)

o неопределенно (в неопределенно-личных односоставных предложениях) Лицо есть, но оно неважно для говорящего (лицо действенное, но не существенное для говорящего) Тебя вчера искали, звонили.

o обобщённо (в обобщенно-личных односоставных предложениях) (что посеешь, то и пожнешь)

4. Синтаксическое лицо может отсутствовать (=безличность) (в безличных и инфинитивных односоставных предложениях: Смеркается. Похолодало. Намусорено. Синтаксическое лицо 1,2,3. Третье синтаксическое лицо соответствует понятию предмета речи (подлежащего).

Предикативность – конституирующий, констатирующий и дифференцирующий признак простого предложения. Его уникальное грамматическое значение. Помимо предикативности простое предложение обладает следующими признаками:

1. Синтаксическая организация компонентов предложения (главное, второстепенные члены, выделительные словосочетания).

2. Относительно законченное содержание

3. Интонация завершенности.

3. Понятие о члене предложения. Способы выражения члена предложения. Синтаксически целые словосочетания.
Члены предложения — структурно-семантические компоненты предложения, связанные друг с другом синтаксическими связями и отношениями. Термин «член предложения» появился в Русских грамматиках в 18 веке. Наиболее полную систему членов предложения, которая в основных чертах сохранилась в наше время дал академик Николай Иван Греч. Система членов предложения, по Н.И. Гречу, включает три основные части: подлежащее, связку и сказуемое, в составе которых выделяются определения и дополнения, намечаются обстоятельства. Н.И. Греч различает простые и сложные подлежащие и сказуемые, он указывает также, чем могут быть выражены выделенные им члены предложения. Ф.И. Буслаев в «Опыте исторической грамматики русского языка» (1858 г. – со второго издания «Историческая грамматика русского языка») соотносит главные члены предложения с членами суждения, а второстепенные члены предложения описывает по их синтаксическому употреблению и по значению. Описание второстепенных членов предложения по их синтаксическому употреблению опирается на формальные признаки: определительными Ф.И. Буслаев называет слова, присоединяемые к главным членам согласованием; дополнительными – слова, присоединяемые к главным членам управлением; обстоятельственными – слова, которые «не согласуются и не управляются». Описание второстепенных членов по значению дает другие группировки. А.А. Потебня в работе «Из записок по русской грамматике» выступил против двух оснований классификации второстепенных членов предложения, предложенных Ф.И. Буслаевым. По мнению А.А. Потебни, «значение слов как членов предложения, формально и, как таковое, сказывается в синтаксическом употреблении, есть само это употребление» . Противопоставляя имя и глагол, А.А. Потебня идет к описанию членов предложения от частей речи: он сближает (но не отождествляет!) члены предложения и части речи. Д.Н. Овсянико-Куликовский, ученик А.А. Потебни, в работе «Синтаксис русского языка» (1902 г.) определяет члены предложения главным образом на формальных основаниях. Так, дополнения для него – это существительные в косвенных падежах, которые могут быть приглагольными и приименными (при существительных, прилагательных и наречиях). Заслуживает внимания деление обстоятельств на два класса: 1) обстоятельства в собственном смысле и 2) обстоятельственные слова и сочетания слов, колеблющиеся между дополнением и обстоятельством , которые Д.Н. Овсянико-Куликовский называет «фиктивными». А.М. Пешковский в знаменитой монографии «Русский синтаксис в научном освещении» (1914 г.) дает глубокий анализ некоторых синтаксических явлений. Рассматривая синтаксис как учение о формах словосочетаний, больше внимания он уделяет анализу предложений. При описании членов предложения А.М. Пешковский обращает внимание на способ выражения и характер связи. «…Члены предложения – это пришедшие в движение части речи» . К традиционной уже системе членов предложения А.М. Пешковский добавляет «второстепенное сказуемое», выраженное инфинитивом: «…инфинитив как самый глагольный член предложения наиболее приближается к сказуемому» . А.М. Пешковский в знаменитой монографии «Русский синтаксис в научном освещении» (1914 г.) дает глубокий анализ некоторых синтаксических явлений. Рассматривая синтаксис как учение о формах словосочетаний, больше внимания он уделяет анализу предложений. При описании членов предложения А.М. Пешковский обращает внимание на способ выражения и характер связи. «…Члены предложения – это пришедшие в движение части речи». В 1952–1954 гг. была опубликована «Грамматика русского языка» АН СССР под ред. акад. В.В.Виноградова. Здесь представлено наиболее полное описание членов предложения. «Грамматику русского языка» 1952–1954 гг. можно считать завершением периода традиционного языкознания, в который была создана система членов предложения, выделены их основные признаки (формальный и смысловой), выявлен характер их связей и отношений друг с другом. В РГ-70 рассматривались только главные члены предложения. В РГ-80 второстепенные члены рассматриваются под названием распространенные члены предложения. В «Грамматике – 80» выделяются главные члены (подлежащее и сказуемое), «распространители» и «детерминанты», которые различаются тем, что «распространители» являются присловными членами («сильными» и «слабыми»), а детерминанты распространяют все предложение.
Любой ЧП может быть осложнен в модально-экспрессивном плане. Существует 2 основных способа:

1) Повторы разного типа:

1.1) прямой повтор (И музыка, музыка…)

1.2) словообразовательный повтор (Смехом смеялись)

2) Частицы

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧП:

1) одним знаменательным словом

2) синтаксически неделимым словосочетанием
СИНТАКСИЧЕСКИ НЕДЕЛИМЫЕ / СПАЯННЫЕ / ЦЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

Это словосочетания, которые целиком выполняют роль одного члена предложения. Основной признак – недостаточность главного слова.

Разновидности главных слов в синтаксически неделимом сл/сочетании:

• количества, меры (литр молока, метр ткани)

• слова с предельно широкой семантикой (человек, женщина)

• термин родства (в определенном контексте)

• слова, обознач. части тела человека / части предметов, которые являются неотъемлимыми (девушка с большими глазами)

• слов/сочетания со значением последовательности (листик за листиком)

• слов/сочетания со значением совместного действия (Мы с Сережей пошли гулять)

• слово в метафорическом значении + конкретизирующее слово с прямым значением (полоска зари)
МОРФОЛОГИЗОВАННЫЙ СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ЧП: члены предложения, способ выражения которых соответствует их синтаксической функции, называются морфологизованным.

Пример: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени» (определения «мягкие», «трогательные», «русскими» - морфологизованные, так как выражены прилагательными; субъектные дополнения «поэтами», «писателями», «художниками» и объектное дополнение «об осени» - тоже морфологизованные, так как выражены формами имен существительных).
НЕМОРФОЛОГИЗОВАННЫЙ СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ЧП: члены предложения, способ выражения которых не соответствует их синтаксической функции, называются неморфологизованными.

Пример: «Я с трепетом ждал ответа» (обстоятельство с трепетом - неморфологизованное, так как выражено не наречием «трепетно», а словоформой «с трепетом».

НЕЧЛЕНИМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Нечленимые предложения состоят или из одного слова, отсюда традиционное название "слова-предложения", или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий.

Среди нечленимых предложений различают:

• утвердительные (Да; Конечно);

• отрицательные (Нет; Еще чего);

• вопросительные (Неужели?; Разве?);

• побудительные (Давай, Вон!; Ну!; Тш-ш!);

• эмоционально-оценочные (Ура!; Увы!; Э-э-эх!)

Нечленимость упомянутых единиц заключается в том, что в них не обнаруживаются синтаксические отношения и, следовательно, не выделяются члены предложения; они не могут быть распространены другими словами.

Эти предложения обладают свойством воспроизводимости готовых единиц.

Лекант называет такие предложения «эквивалентами предложения», т.к.:

• они не имеют самостоятельного конкретного содержания, а только указывают на него в определенном контексте.

• они не имеют четкой грамматической формы.

• не содержат показателей модальности, времени, лица.

• представлены в языке определенным количеством лексико-грамматических единиц (модальных слов, частиц, междометий), которые могут быть перечислены полностью.

Нечленимые предложения активно используются в речевой деятельности. Преимущественно – в диалоге.

Наиболее важной и существенной чертой современного синтаксиса является многоаспектный подход к изучению синтаксических единиц, как и других единиц языка. СИНТАКСЕМА - минимальная структурно-семнатическая единица синтаксиса, образующая как предложения, так и словосочетания. По Золотовой: Синтаксема – это первичная синтаксическая единица, выделяемая на основе категориально-лексического значения и морфологической формы и характеризующаяся определенной синтаксической функцией.
4. Двусоставное предложение. Характеристика подлежащего. Способы его выражения.

Двусоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа образована двумя главными членами предложения — подлежащее и сказуемое. Подлежащее с зависимыми от него второстепенными членами образует состав(группу) подлежащего, сказуемое с зависимыми членами группу сказуемого. Сказуемое согласуется с подлежащим в формах лица и числа. Связь между подлежащим и сказуемым называется координация. По отношению к частям речи (морфологии) члены предложения делятся наморфологизированные и неморфологизированные.

МорфологизированныеЧП — это выраженные частями речи, для которых данная синтаксическая функция является первичной, основной, вытекающей из значения и формы части речи. Так, первичная синтаксическая функция имен существительных – подлежащее и дополнение. Морфологизированное подлежащее — это существительное в форме именительного падежа. Морфологизированное дополнение — это существительное в форме одного из косвенных падежей.

Неморфологчизированные члены предложения – такие члены предложения, для которых данная синтаксическая функция является вторичной, неосновной.
Подлежащее — это главный член двусоставного предложения, который обозначает носителя предикативного признакого, выраженного сказуемым.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО:

При описании подлежащего выделяют 2 наиб. частые формы = 2 основных типа:

1)номинативное – подлежащее, выраженное сущ., местоим., числит. в форме Им. падежа;

2)инфинитивное – подлежащее выраженное инфинитивом (Курить – здоровью вредить).

Основные способы выражения подлежащего:

1) существит. в форме И. п. (Мама мыла раму);

2) местоимение в форме И.п.

2.1) личные (Я встретил ее у своего приятеля )

2.2) неопределенные (Все кто-то ходит, не спит)

2.3) отрицательные (Ничто не сблизит больше нас)

2.4) вопросительно-относительные (Кто не проклинал станционных смотрителей)

3) субстантивированные слова, обозначающие предмет или лицо по признаку, - прилаг., порядковые числительные, некотор. местоимения (каждый ит.п.), причастия (Умный в гору не пойдет: Вам любой дорогу покажет). В данных случаях легко восстанавливается сущ-е.

4) синтакс. неделимым словосочетанием (Кто-нибудь из нас останется дежурить);

5) инфинитив (Ученого учить – только портить)

6) Значительно реже - используются неизменяемые части речи, которые в таком случае функционально замещают существительные, - союзы, частицы, наречия, междометия, например: Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, сбылось; ...И опять слышится «бу-бу-бу»; А это «так» для меня нож острый

ВОПРОС О ВЫДЕЛЕНИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО В КОСВЕННО-ПАДЕЖНОЙ ФОРМЕ:

Данный тип стал выделяться в последнее время. Это предложения типа:

- Коров две;

- Нас двое;

-Денег в обрез.

Виноградов рассматривал эти предложения как безличные.

Но:

• В ряде случаев форму Р.п. нельзя рассматривать как зависимую

• Сказуемое в таких примерах может употребляться в форме единств. и множ. числа (Сидели по два человека) => нельзя отнести к безличным. Эта вариативность возможна только в двусоставном П. с формально присутствующим подлежащим.

• На месте таких сл./сочет. в косвенной форме можно употребить подлежащее в И.п.

• В коммуникативном плане: начинаются с темы. Тема выраж. подлежащим (Коров две). Обязательно интонационно расчлененная конструкция – пауза, выражающая предикацию (приписывание).

• В семантич. плане эти предложения нельзя считать безличными, т.к. в них используются личные по значению глаголы.

Т.о., уступка в сторону семантического и коммуникативного подхода, но только при наличии грамматических оснований.

Наши рекомендации