Переселение из деревни в город
Миграция из сельской местности в города в X—XIV вв. была одним из важнейших фактов развития христианского мира. Окружавшие город деревни служили продовольственным складом и аграрным цехом европейского города. Селяне поначалу возили свою продукцию на телегах, а затем, познав все прелести и вольности городской жизни, переселялись сюда на постоянное житье. Здесь они обучались грамоте, получали религиозное просвещение, поскольку не до каждой деревни мог добраться священник. Но крестьянин, вырванный из своего контекста и привычной среды, перебирался в христиански просвещенный город и впитывал христианскую культуру. Таким образом, города и сельская миграция сыграли важную роль в христианизации Европы. Позже они сыграли немаловажную роль в расколе христианского движения на множество сект и еретических течений. Город всегда слыл рассадником революционеров и бунтарей, недовольных старым строем и призывающих людей к новому будущему. Именно нарождающийся капиталистический город породил в Германии протестное течение, которое вскоре, охватив весь мир, стало известно под именем протестантизма.
Из села в город мигрировали не только малообразованные крестьяне, но и просвещенные монахи. Если в XII в. видные французские монахи, например Петр Достопочтенный из Клюни, св. Бернард из Сито, стремились вырваться из Парижа и увести школяров от городских соблазнов в «пустынь», в монастырскую школу, то в XIII в. духовные предводители — доминиканцы и францисканцы — сами обосновались в городах и стали править душами с церковных и университетских кафедр9.
В середине XIX в., с началом индустриальной революции, в Европе начался процесс массовой миграции сельского населения в города. Мигранты обеспечивали 90% прироста городского населения. Урбанизация обязательно сопровождается переселением людей из сельской местности в города, которое приняло особый размах именно в XX в. Ныне аналогичные процессы происходят в развивающихся странах: сельское население стремится перебраться в города, чтобы спастись от голода и безработицы. К примеру, в Китае в 1960—1990-х гг. рост населения городов на 60% был обеспечен естественным приростом населения и снижением уровня смертности и на 40% — переселением крестьян10.
9 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992. С. 58-105. 111 Человеческая цивилизация становится «цивилизацией городов». — http://www.washprofile.org/ SUBJECTS-%204/megapolis.html.
Еще в первой половине XX в. в большинстве европейских стран и США началось перемещение сельских жителей в большие города. Поток переселяющихся фермеров и крестьян увеличивался, достигнув пика к середине 1960-х гг. В СССР максимум переселений пришелся на конец 1970-х гг. Интенсивный миграционный отток сопровождался почти повсеместным изменением сети сельских поселений, ликвидацией опустевших школ, больниц, магазинов и др. Затем этот процесс стал ослабевать. В европейских странах он затих, а в 1970—1980-е гг. началось переселение горожан на природу — в пригороды и сельскую местность, но не для того, чтобы там работать и жить, а лишь для того, чтобы отдыхать.
В России после отмены крепостного права, а позже после столыпинских реформ, которые нанесли сокрушительный удар по крестьянской общине, массы сельских жителей двинулись в города. Но немногочисленные и недостаточно развитые российские города не могли принять всех желающих. Мигранты сосредоточивались главным образом на городских окраинах, занимались мелким предпринимательством, трудились как разнорабочие, получая мизерную заработную плату, а нередко занимаясь и незаконной деятельностью.
С приходом к власти большевиков процесс миграции сельских жителей в города усилился, особенно в связи с развернувшимися процессами коллективизации (раскулачивания) и индустриализации. В городах возводились промышленные гиганты, куда вчерашние крестьяне внедряли мелкобуржуазную (по выражению В.И. Ленина) культуру. В отличие от традиционной для Европы крестьянской культуры, пережившей фазу распада общинной психологии и зарождения индивидуалистической, русский крестьянин все еще сохранял патриархальные пережитки, прекрасно описанные выдающимся советским нотовцем" А.И. Гастевым. Массовый приток селян в город в 1920—1930-е гг. приводил к депролета-ризации промышленности, вследствие потерь кадрового пролетариата на фронтах Гражданской войны. Поступив на городское предприятие, крестьяне сохраняли деревенское отношение к труду и с неохотой проходили школу индустриализации. Неумение работать — всеобщая народная черта, писал Гастев. Русское предприятие выступает не только школой воспитания новых привычек, но и нередко рассадником старых. Так, в «мастерских и на заводах очень распространен обычай во время работы что-нибудь жевать, пить чай и курить... на рабочем месте появляются кружки, стаканы, хлеб, крошки и нарушается порядок»12. Отсюда неряшливость во всем. У нас еще сохраняется привычка, утверждал Гастев, в работе отрываться для других дел, горячиться, если вещь сделана неправильно, быстро расстраиваться и про-
" От термина НОТ— научная организация труда.
12 Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972. С. 132-133.
должать с испорченным настроением губить работу дальше. Неумение правильно работать, став народной привычкой, передается затем молодежи, неважно, сельской или городской. Другой вредной привычкой является поспешное включение в работу, быстрое утомление в середине и неоправданный штурм в конце. Иногда мы беремся за несколько важных дел одновременно и ни одного не доводим до завершения. Заносчивость в работе, раздувание небольшого успеха характеризуют невоспитанного и культурно отсталого работника. «У нас часто бывает так: работают и, или гонятся, или волынят, а как только гудок, как только пришел час конца работы, так прямо срываются с места, бегут без оглядки и оставляют рабочее место на произвол судьбы, а на завтра — одно украли, другое потеряно, третье — завалено к стенке, четвертое — испорчено за ночь»13. Причем черты деиндустриализации стали проявляться еще в дореволюционный период, а после трагических событий 1917 г. они лишь усугубились.
Первое поколение сельских мигрантов — всегда маргиналы. С одной стороны, они воспитываются в семье, где родители, представители старшего поколения, все еще остаются носителями патриархального уклада, а с другой —
Врезка
А. Быстрицкий