Социологические принципы и идеи Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (Durkheim) (1858-1917гг.) – французский социолог, обосновавший теоретические, методические и методологические принципы структурно-функционалистской парадигмы, внесший особый вклад в институализацию социологии как науки, в превращению её в учебную дисциплину и профессию.
Структурный функционализм — направление социологической мысли, социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в социальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций.
Определенные идеи такой возможности исследования общества были высказаны ещё О. Контом и Г. Спенсером. Г. Спенсер, например, считал, что каждая система, чтобы нормально развиваться и функционировать, должна иметь свои конкретные функции и каждая часть структуры, выполняя свои, строго определенные функции, может существовать только в рамках целостности. Однако именно Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей.
Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале (Франция) в семье потомственного раввина. Образование будущий ученый получил в различных учебных заведениях Франции и Германии. В 1887 году он становится преподавателем Бордоского университета, где им были предложены курсы социальной науки и морали. С 1902 г. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет социологическую кафедру.
Дюркгейм не избежал влияния социалистических идей, весьма популярных в то время. Однако, по его мнению, социализм имеет не столько экономическое, сколько моральное основание. В социализме ученый видел движение, нацеленное на моральное возрождение общества посредством научной морали. Дюркгейм имел в виду, прежде всего, моральные принципы выявленные и обоснованные учеными-социологами.
Дюркгейм был очень плодотворен. Среди его работ: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство. Социологический этюд», «Социология образования», «Ценностные и “реальные” суждения», «Материалистическое понимание истории», «Представления индивидуальные и коллективные», «Педагогика и социология», «Социология и социальные науки» и др.
Э. Дюркгейм считается классиком социологии. Его произведения стали всемирно известными. Они издавались в России, в европейских странах и в Америке, но влияние их оказалось разным. В нашей стране многие из его работ были изданы до революций 1917 года. Теоретические конструкции целого ряда российских социологов того времени Мечникова, Л. Петражицкого, Н. Михайловского, М. Ковалевского и др. – строились на основных положениях социологии Э. Дюркгейма. Однако его своеобразные идеи социализма, либерализма, эволюционного развития, решающей роли общественного разделения труда в прогрессе общества в нашей стране не были востребованы. Политические теории, согласно которым можно скачком обрести счастье и свободы взяли верх, и на долгое время труды Дюркгейма были забыты и находились в спецхранах. Лишь в 90-е годы они в новых редакциях и переводах стали доступны массовому читателю.
В Америке, напротив, наряду с теорией и методологией структурного функционализма были востребованы и идеи либерализма. По существу на плечах Дюркгейма стоит современный структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Практически все исследования современных социологов, посвященные проблемам социального согласия, порядка, основываются на дюркгеймовских традициях. Э.Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии – «социальная сфера». Им разработаны методология и методы социологических исследований («Правила социологического метода»- 1895г.). Он считал, что общество – это надиндивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». А соединение общего, но связанного с индивидуальным, он назвал «социальным фактом».
Как считал Дюркгейм, любое общество в зависимости от состояния функционирования своих структур может находиться в нормальном или патологическом состоянии. Основная причина патологии – анормальное разделение труда, которая, в свою очередь, ведет к аномии. Аномия – рассогласованность ценностного мира, расшатывание базовых ценностей, нравственных норм и идеалов, смешению законного и незаконного. Аномия проявляет себя в функциональной рассогласованности элементов социальной структуры, в конфликтах между поколениями и социальными группами, в девиантном поведении, утрате воли к жизни, стремлении убежать от реальности. В политике аномия проявляет себя в смуте, политиканстве, диффузии власти, появлении множества “спасителей” Отечества. Дюркгейм прямо указывает на прямую связь аномии и анархии.
Говоря о предназначении социологии, Дюркгейм отмечал, что “наука может помочь нам отыскать направление, в котором мы должны ориентировать наше поведение, определить идеал” Тогда, может быть, новый всплеск созидательной пассионарности россиян будет обращен к обществу с органической солидарностью, в котором структуры позволяют человеку функционально быть классным специалистом в своей профессии. По большому счету, стать личностью, иметь возможность, опираясь на закон, пользоваться реальными правами и свободами.
Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Психологизм в социологии - попытка определения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений. Представители этого направления, с разных сторон рассматривая суть психических явлений, старались с их помощью объяснить социальные явления и процессы. В развитии психологической социологии выделяют следующие самостоятельные направления: "психологию народов", тесно связанную с этнографией; групповую психологию и интеракционизм.