Вопрос 17. Личность как активный субъект жизнедеятельности
Функциональные соотношения понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность» наглядно представлены в пента базисе В. А. Ганзена. Аналогичную структуру и функциональные отношения составляющих человека дает В. А. Петровский, оперируя понятием «личность» как центральным феноменом. Динамику содержательного развития всех понятий можно анализировать, сравнивая научные концепции 1930-1960-х гг. (3. Фрейд, Э. Берн, А. Маслоу) и концепции конца столетия (например, Д. А. Леонтьев) .
Хронологически одним из первых устоявшихся в современной науке понятий, отражающих активность человека как субъекта своей жизнедеятельности, можно считать «самоактуализацию» в гуманистической психологии А. Маслоу. В русле когнитивного бихевиоризма такая активность получила наименование «интернальности» и «самоэффективности». В психоанализе близким по смыслу является понятие «идентичность» по Э. Эриксону, в акмеологии — «са-
Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности
мореализация», «самодетермпнацпя», «зрелость», «профессионализм» . Понятие «человек как активный субъект своей жизнедеятельности» было сформулировано и развито ближайшими учениками С. Л. Рубинштейна — К. А. Абульхановой-Славской и А. В. Брушлипским . Содержание данного феномена-давно и последовательно разрабатывается отечественными учеными. Одной из его предпосылок является категория «активности» (И. А. Джпдарьян, С. Л. Рубинштейн), связанная с фундаментальным методологическим принципом нашей психологии — принципом активности субъекта.
Основной смысл понятия «человек как активный субъект своей жизнедеятельности»заключается в следующем. Это высшее психологическое и духовное состояние человека, качественно определенный способ его самоорганизации, самокоординации и саморегуляции. Это состояние зависит от степени интеграции неоднозначных, динамичных внешних и противоречивых внутренних условий человека. Это — особое отношение человека к миру, к деятельности, к себе. Это — принятие роли активного субъекта своей жизнедеятельности в целом.
Личность изначально не является субъектом своей жизнедеятельности, но может обрести это особое качество в процессе своего развития. Чтобы личность смогла стать активным субъектом, должны быть выполнены следующие условия: успешное разрешение внутренних и внешних противоречий, обеспечение соответствия между личностью и деятельностью; оптимальная организация всех пространств своей жизненной активности (от эмоциональной саморегуляции до умения получать практические результаты в практической деятельности).
Разрабатывая рубинштейновскую концепцию личности как субъекта жизнедеятельности, К. А. Абульханова выделяет три взаимосвязанные пространственно-временные и ценностно-смысловые модальности: «жизненная позиция», «линия жизни» и «жизненная перспектива» [1]. Жизненная позицияесть результирующая достижений личности, аккумулирующая ее прошлый опыт. Жизненная перспектива— достигнутый уровень и качество жизни (ценностное, духовное, материальное), открывающее личности новые возможности для самореализации.
1 3.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности
Линия жизниесть траектория жизненного движения личности (имеющая ту или иную «геометрическую форму»).
Совокупность этих понятий позволяет более детально описывать логику жизненного движения личности, его темпы, уровни, масштабы, взаимосвязи с факторами среды. Жизненный пространственно-временной континуум личности есть характеристика ее ценностного, личностного времени, а не только биологическая или социологическая периодизация жизненного пути .
Активность личности — это ее способность соединять самоорганизацию с организацией жизни. Последняя проявляется в трех более частных способностях: 1) ускорении (интенсивность, наполненность, потенцирование времени); 2) установлении связей и изменении заданно]! временной последовательности пли одновременности деятельности, общения, событий жизни; 3) своевременности — способности согласовывать решающий момент своей активности со временем внешней ситуации, задачи, события.
Сама личность рассматривается как интегратор, организатор, координатор различных времен. Выделяют три экзистенциальных пространства, в которых личность по-разному выполняет свои темпоральные функции. Первое — это пространство организма, тела, второе — пространство человеческой деятельности, а третье — пространство всей жизни.
Идейными истоками этой концепции выступают достижения российской физиологической науки — идея А. А. Ухтомского о «хронотопе» как системном единстве времени и пространства, положения учений И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и^других.
Развивая концепцию личности как субъекта жизнедеятельности, А. В. Брушлинскип [24] утверждает, что субъект — это прежде всего свободный человек, находящийся на высшем для себя уровне деятельности, общения, целостности, автономности. Субъект — это «всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность, напротив, менее широкое определение человеческого индивида. Оно прежде всего раскрывает глубокую взаимосвязь лишь некоторых, хотя и очень существенных черт человека: экстраверсия-интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность и т. д.»
Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности