Понятие социализации личности
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация, в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой системы социальных ролей. В конечном счете, не случайно принятое в русском языке слово "личность" имеет корни в понятии "личина", а аналогичное понятие в романских культурах (например, personality в английском языке) - от греческого слова "персона", означавшего маску в древнегреческом театре [9].
В философской, психологической и социологической литературе понятие "Социализация" рассматривается как процесс социального становления индивида, формирование и развитие его социальной сущности.
Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности [15].
В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация личности - сложный процесс, включающий приобщение индивида к культуре, систематическое обучение и воспитание, выработку у индивида мировоззренческих установок, усвоение образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе.
Исторический и социальный характер процесса социализации обусловлен переходом индивида от инстинктивно-трудовой к социально-трудовой деятельности. При этом социализация осуществляется в процессе деятельности, общения индивидов, их включенности в одно или несколько социальных образований в целях самовыражение личности.
Человек в процессе социализации выступает в качестве объекта и субъекта, она складывается как из формирования индивидуального, так и усвоения социального опыта.
Исходными методологическими принципами анализа сущности, структуры механизма социализации служат социальные условия, общественные отношения, идеалы, взгляды, воспитание, поступки и уровень правовой культуры людей [8].
Выделяют три понятия: индивид, индивидуальность, личность. Индивид - любой человек по праву рождения, как представитель биологического вида Homo sapiens. Индивидуальность- это индивид, показавший свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически равных индивидов. Наконец, личность - это индивидуальность, поставившая себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую культуру, и как бы награжденная этим званием. Говоря философским языком, сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие "личность" отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности (все тех же ценностей, норм, образцов поведения) "впитает" в себя человек, тем для большего числа людей станет личностью [15].
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.
Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.
На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.
На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека. Иногда в процессе социализации выделяют три стадии: дотрудовую, включающую раннюю социализацию (период детства) и стадию обучения (период юности), трудовую и послетрудовую. Важным средством социализации личности являются социальные идеалы. Противоположным социализации процессом является индивидуализация. В социологии этим термином обозначаются:
1. процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений;
2. процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов;
3. процесс дифференциации общих для данной социальной группы (класса, социального слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими;
4. разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими [8].
Процесс индивидуализации всегда начинается с обособления индивида, выделения его из общего, в результате чего он приобретает свою определенность, свое собственное бытие. Определяющее влияние на этот процесс оказывает общественное разделение труда. В процессе индивидуализации личности на определенном этапе общественного развития возникает и формируется индивидуализм – мировоззренческая позиция и принцип повышения, утверждающие индивида в качестве абсолютной ценности. Он характеризуется преобладанием индивидуальных интересов над коллективными и утверждает, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов.