Раскройте на двух примерах связь социальных статусов и ролей
В2.
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».
Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальная норма».
Ответ:_____ ,
2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».
Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «национальная политика».
Ответ:
ВЗ.
1. Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫМ СТАТУСОМ ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУС0В
A) русский 1) достигаемый (приобретаемый)
Б) люмпен
B) командир полка 2) предписанный
Г) мужчина
Д) профессор вуза
2. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
A) закреплены в принимаемых
государственными органами актах - 1) мораль
Б) обеспечиваются общественным мнением
B) основаны на понимании добра и зла 2) право
Г) обеспечены государственным принуждением
Д) обязательно имеют формальную определенность
В4
1. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) уровень доходов
2) место в системе общественного производства
3) отношение к средствам производства
4) основные черты образа жизни
5) роль в общественной организации труда
6) социальный престиж
2. Найдите в приведенном ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) социальное происхождение
2) социальная революция
3) смена политического режима
4) уровень образования
5) гражданская война
6) социальный статус семьи
В5.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Брак - это регулируемая обществом семейная связь между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу. (4) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (5) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
В) характер теоретических утверждений
В 6
1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — это основанная на_______________________(1) и/или кровном родстве малая _____________________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _______________________ (3) по отношению
друг к другу. Также семьей называется социальный _________________ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная
______________________ (5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных норм и_______________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) ценность
Б) брак
В) социализация
Г) коллектив
Д) обязанность
Е) институт
Ж) родитель
3) группа
И) любовь
C5.
1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».
2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».
С6.1.Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Раскройте на двух примерах связь социальных статусов и ролей.
С 7. 1. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
2. Проанализируйте ситуацию. В своде законов Киевской Руси «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.
С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная стратификация и ее типы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.