Личность как объект изучения социологии

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. При этом индивидуально-личностные коллизии, переживаемые личностью, предстают как социальные. Признавая ведущую роль социальных факторов (культуры и социальных институтов, влияния других людей) в формировании личности, социологи переводят проблему личности в плоскость социологического анализа.

Такая постановка вопроса вытекает из необходимости найти постоянную величину, определяющую процессы, происходящие в обществе. Объясняя эти процессы взаимодействиями индивидов, объединяющихся в социальные общности для достижения своих целей, мы получаем ключ к пониманию сущности общества.

Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

«Индивид» – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и других исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. «Личность» – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни.

Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Таким образом, для социологии в человеке интересна его социальная составляющая. При таком подходе ничто человеческое, в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем в личности они представлены в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.

Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с ней) и вместе с тем к проявлению творческой индивидуальности делает личность продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности.

Не всякий человек личность. Человеком рождаются, а личностью становятся. В то же время неправильно думать, что личность это только выдающийся человек. Личность – это человек обладающий самосознанием и ценностными ориентирами, включенностью в социальные отношения и чувством ответственности за поступки, осознанием своей индивидуальности и автономностью по отношению к государству и обществу. Поэтому, можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника или алкоголика, бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.

Наши рекомендации