Социальная роль - студент
Вуз является одним из основных агентов социализации личности. Администрация и преподаватели разрабатывают планы и реализуют их в своей повседневной деятельности. Самым важным в этом процессе является определение его эффективности. Именно для этого нам необходима обратная связь, т.е. мнения самих студентов.
В ходе преподавания учебной дисциплины «Социология», я попросил студентов 2 курса факультета «Экономики и менеджмента» написать эссе на тему: «Моя социальная роль - студент».
Эта непривычная для большинства студентов работа поначалу вызвала противоречивую реакцию. «Лично у меня, - пишет Марина Р.,- данная работа оставляет грустный и неприятный осадок. Копаться в себе всегда не очень радостно. Очень много накопилось негатива, а капли позитива столь малы, что их просто не замечаешь. Жутко хочется что-то изменить…»
«Получив задание написать эссе, - отмечает Екатерина С.- я немного растерялась т.к. мне показалось, что для полного раскрытия этой темы надо рассказать немало личного. Поэтому, честно говоря, я долго не сдавала работу. Сомневалась, разговаривала с ребятами-одногруппниками на эту тему и в конце концов поняла, что будет даже интересно написать про свою жизнь, а потом все перечесть и посмотреть на себя объективно. Мне показалось это неплохим способом самоанализа».
Действительно, очень много откровенных, я бы даже сказал, исповедальных эссе, и за это доверие огромное спасибо. Ну а объективный анализ данного этапа своей жизни – это основа выстраивания стратегии и тактики дальнейшего развития.
Далее мне хочется привести высказывания студентов, которые будут Вам полезны (орфография и стилистика авторская).
«К поступлению в институт я относилась с восторженностью и значительной долей боязни. Мне кажется, что подобные чувства испытывают люди, вступающие в брак: вроде бы очень хочется, но и что ждет впереди не известно.
Для меня это было маленькое чудо, ожидание, новых знакомств, знаний, эмоций, мыслей, ощущений, переход в другое качество, в другую, взрослую жизнь.
Просто в мою голову прочно засел образ студента, как человека деятельного, активного, направленного на достижение поставленной цели, жизнерадостного, общительного и абсолютно счастливого. И мне всем своим существом хотелось стать таким человеком и окунуться в бурлящую, динамичную студенческую жизнь.
И вот я студентка Технологического института… Очень хотелось бы, но я не могу сказать, что хотя бы часть моих ожиданий оправдалась. Опять все очень похоже на семейную жизнь – первое время страсть и интерес, потом бытовуха и обязаловка. Конечно, многое зависит от меня лично, но один в поле не воин. Даже если у меня рождается какая-то креативная идея, очень тяжело заразить ею других людей. Поэтому как робот ходишь на занятия, кое-как выполняешь задания, в последний момент сдаешь «хвосты».
Еще я поняла, что нам дано слишком много свободы, особенно если сравнивать со школой. Мы не можем разумно ею распорядиться, в следствие чего распущенность, неорганизованность, лень, безответственность и апатия к учебе.
Так же за время обучения я столкнулась с тем, что я называю синдромом «моя хата с краю». Студенты думают только о себе, нет взаимовыручки, взаимопомощи, нет коллектива. Каждому дорог только свой зад. Это не значит, что я привыкла сидеть у кого-то на шее, ведь за свои поступки всегда отвечать проще, чем за поступки других людей, но я вообще не понимаю, как можно сидеть с человеком за одной партой и не помочь ему в трудную минуту. Вот и задумаешься о своих жизненных ценностях… Может стоит стать заразой, стервой, хамкой и лицемеркой, может тогда будет проще? Но, к сожалению, я не такой человек…» (Марина Р.)
«Я уже второй год обучаюсь в Технологическом институте и могу сказать о жизни студента несколько ценных слов.
Студент – это особый социальный класс общества. Он не может быть отнесен ни к школьникам, пока что очень зависящим от родителей, но и ни к взрослым людям т.е. к самим родителям. Студенты живут особой, полной жизнью. В них (не во всех, конечно) так много жизненной силы, оптимизма, веры в светлое будущее. Большинство студентов беспечны по своей натуре. Сказывается и надежда на русский «авось». Учиться начинают за месяц, иногда за неделю до сессии, но каким-то непостижимым образом умудряются сдавать все экзамены. А этим очень радуют родителей.
Различают студентов – ботаников, студентов – баловней и самых умных. Легче всего, конечно, знания даются первым, но их жизнь так затруднена учебой и постоянной зубрежкой, что может от этого потерять многие яркие краски. В отличие от них студенты – баловни наслаждаются жизнью, черпают из нее по-максимуму удовольствие, наслаждение, всяческие приключения, но часто от этого страдает успеваемость. А третий вид студентов включает людей, которые успевают и учиться, и развлекаться. Вот кому действительно везет!
Саму себя я отношу, скорее, к студентам – баловням, и это немного настораживает. Учеба дается с трудом, особенно, высшая математика. Хотя мне-то понятно, что все дело в лени. Ну не могу я понять, как можно хорошо исполнять роль студента, когда есть роли и по-интереснее? Вообще, я думаю, достичь определенных успехов можно только в сфере, которая тебе нравится. Отсюда напрашивается вывод: мне не всегда нравится быть студенткой». (Екатерина А.)
Конечно, каждый человек обладает ролевым набором и мы преподаватели должны понимать, что роль студента далеко не единственная, даже у второкурсников.
«Я хочу написать только о самых главных моих социальных ролях. Среди них я выделяю 3. Сразу скажу, что мне очень трудно совмещать эти роли в своей жизни т.к. мне не удается отдать предпочтение какой-то одной, выбрать главную.
Начну с более известной, знакомой мне роли – роли студентки. Я помню то бешеное лето, лето поступления. Те километровые очереди, те толпы у списков поступивших. Тогда всем казалось, что самое трудное – поступить. И в тот счастливый момент, когда нам вручали студенческие билеты, мало кто из нас задумывался, что с той небольшой частью прав мы получим гору обязанностей. Весь I-й курс я очень хорошо училась и посещала все занятия. Но время неумолимо бежит вперед и вместе с ним приходят новые социальные роли, новые обязанности… Пришло время рассказать о моей 2-й социальной роли. Я работаю официанткой. Я начала работать летом, сразу после сессии и мне очень понравилось. Прежде всего понравилась возможность не зависеть от родителей. Ведь они и так платят за мое обучение большие деньги. В этом есть доля моей вины, ведь я не поступила на бюджет. И поэтому совесть не позволяет мне брать деньги у родителей. В то же время я горжусь тем, что в свои 18 лет я могу полностью себя содержать. Итак, вернемся к работе. Я работаю в ночь, с 17.00 до 6.00 по графику «2 через 2», я нахожусь на ногах по 13 часов и помимо всего прочего в мои обязанности входят улыбка и хорошее настроение. Иногда это бывает очень непросто. Но еще труднее бывает приехать с работы домой и сразу отправиться на учебу. Вот здесь и начинается ролевой конфликт. Что важнее? Что выбрать: учебу или работу? Но и это не все, ведь я еще не упомянула о своей 3-й роли, возможно самой важной для меня. Я живу в гражданском браке пол года, а официальная регистрация состоится через пару месяцев. Из всех своих социальных ролей я выделяю эту как самую любимую. Хотя она не так уж и проста, когда приходится совмещать домашние обязанности с учебой и работой…
Вот я и перечислила свои социальные роли. Как и в жизни любого другого человека, они сталкиваются друг с другом; происходит пересечение обязанностей. Конечно, я не волшебница, и не робот, я всего лишь человек. И у меня при всем желании (чисто из-за физической усталости) не получается все совмещать». (Екатерина С.)
У подавляющего большинства студентов основной проблемой является необходимость совмещать учебу с работой. Именно необходимость, т.к. без работы им не прожить. Но когда приходится выбирать между учебой и работой, то чаще всего страдает успеваемость.
Что же приобрели студенты за 1,5 года обучения в Технологическом институте, что поняли, от чего отказались?
«Поступление в институт – это бесспорно новый виток в моей жизни. Во-первых, я переехала в другой город, во-вторых, я стала жить одна (теперь уже практически, независя от родителей), в-третьих, я стала студенткой. Десоциализация проявилась в том, что я стала сама отвечать за все свои поступки, знаю, что никто мне не поможет, моя судьба в моих руках, это, наверное, и есть процесс превращения во «взрослого». Первое время очень тяжело становиться из любименькой дочери, ученицы «11» класса – в никому ненужную «1»-курсницу. Это было по-началу, но затем произошел процесс ресоциализации: появились питерские друзья, я почувствовала все прелести самостоятельной жизни (делать все что хочешь и когда хочешь, естественно в пределах разумного, все-таки голова на плечах имеется), чувствуешь себя более полноценной, даже немного взрослой личностью». (Анжелика К.)
«Проучившись в университете 1,5 года непроизвольно понимаешь, что в нашей жизни много зависти, лести, предательства, отношения людей строятся по каким-то непонятным правилам, принципам. Главное я поняла, что нельзя всем нравится, нельзя всем угодить, нужно просто быть самим собой.
На мой взгляд, мои одногруппники относятся ко мне достаточно доброжелательно, конечно не обходиться и без безразличия. Складывается какая-то небольшая компания по общим интересам, которая более или менее знает тебя, уважает.
А отношение с остальными чисто формальные, от случая к случаю, как придется. Ведь все равно мы воспринимаем друг друга субъективно! «Люди большей частью судят по виду, т.к. увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим» (Так устроен наш мир). К сожалению, в институте, в частности в моем потоке, мы видим лишь «оболочку» человека, а узнать на самом деле каков он не всегда удается возможным. Также и с преподавателями: большей частью они судят о нас лишь по знаниям, а не по человеческим качествам. Но а как им нас узнать??
Эта проблема, восприятия тебя другими, на мой взгляд, очень важная и болезненная. Лично мне, до сих пор бывает тяжело и одиноко в институте, не из-за учебы, а именно из-за отношений к тебе людей». (Ирина П.)
«B последнее время приходится всё чаще задумываться о пусть небольшом, но всё же пройденном жизненном пути, анализировать свои действия, делать из них какие-то выводы. Если в моём возрасте можно так выразиться, то я испытываю процесс переосмысления ценностей в жизни. Мой социальный статус обязывает строже относиться как к учебным делам, так и в простом общении. Даже по сравнению с первым курсом, произошли значительные изменения моего взгляда на происходящее. Приехав в большой город из деревни совсем ещё ребёнком, в котором жили детские мечты о своей «всевозможности», которого «вырвали» из родительского дома, я превратился во вполне адекватного современного человека, который научился жить по законам большого города. Янаучился быть серьёзным, где-то перестал проявлять свой скверный характер, где-то приходилось терпеть, и действительно важен так называемый холодный расчёт, и не следует давать волю чувствам. И самое главное - когда-то я спросил своего отчима, о том, что же такое жизнь, он был не совсем в адекватном состоянии, но ответил, что жизнь - это борьба. Яему тогда не поверил, но теперь убедился, что эти простые слова являются правдой». (Сергей С.)
«Я могу честно сказать, что здесь я приобрела настоящих друзей, людей, которые мне близки во всех смыслах. С этими людьми я могу не только отдыхать и веселиться, но и разговаривать на серьезные жизненные темы, учиться чему-то новому, открывать в себе неизвестные качества и свойства.
Вообще быть студентом не так и плохо. Ты человек, который как бы завис в пространстве и времени – уже не ребенок, но еще и не совсем взрослый. Это возможность разобраться в себе, определить свое место в жизни, запланировать возможные цели и способы их достижения. Я рада что настал момент осознания себя, пока итоги не очень радужные, но есть время понять свои ошибки и исправить их, ведь мы в самом начале пути, и конец его еще очень далеко!» (Марина Р.)
«В детстве я мечтала, что встречу принца на белом коне и лет в 20 выйду замуж… Но потом я поняла, что в жизни можно надеяться только на себя и добиваться всего самостоятельно. А единственный помощник в этом – наши знания.
Сейчас мне 19 лет. И я каждый день узнаю все новые и новые факты из нашей жизни: на чем строится общество; о взаимоотношении внутри него; о том, чем руководствуются политические деятели, вступая в союзы с одними странами и выступая коалициями против других; о том насколько меркантилен человеческий разум…
И при ресоциализации (переосмысление жизненного опыта) я понимаю, что у меня в руках находится лишь кусочек огромной мозаики, которая поможет найти правильное решение и добиться успеха в жизни». (Наталья К.)
«Я благодарна нашему институту, моим подружкам в группе, за то что под их бдительным оком я повзрослела, остепенилась, что называется. И самое главное научилась работать в группе (раньше я могла только индивидуально), появилась толерантность к чужому мнению, а так же я научилась расставлять приоритеты в своей жизни, что не так-то просто делать в 18 лет (а я уже могу!)» (Анна Н.)
«В процессе обучения в Техноложке я наконец отучилась смотреть телевизор. И пришло осознание таких ценностей, как сон, еда, свободное время». (Екатерина Ж.)
«Я стала понимать, что все на свете на самом деле не так то просто как казалось раньше. Я вошла во взрослую жизнь, где надо отвечать за свои поступки. Я стала лучше разбираться в людях». (Ксения Г.)
«Конечно, учась в институте я совсем по-другому стала смотреть на мир. Ты как «губка» впитываешь всю информацию полезную для тебя.
На самом деле, проблемы, которые мы обсуждаем, всевозможные примеры из реальной жизни заставляют задуматься о жизни, о своем будущем и по-другому смотреть на настоящее. К примеру, для себя я решила, что хочу быть «разносторонним человеком», ведь столько интересного можно узнать. Раньше об этом даже и не задумывалась. Не маленькую роль, естественно, играют и преподаватели в этом плане, которые от части и формируют наше мировоззрение.
Мне кажется после окончания университета (если все сложится хорошо), мне будет кому просто, искренне, от чистого сердца сказать: «Спасибо Вам…» (Ирина П.)
Контрольная работа «Ответы на тесты по ключевым темам учебного курса»