Концепции социальной структуры
Лекция 6.
Раздел 5. Структура общества и ее элементы.
Тема 5.1. Социальная структура, роль, статус. Понятие социальной структуры. Концепции социальной структуры. Понятие социальной роли. Ролевые конфликты и их типы. Понятие и виды социального статуса. Статусная иерархия.
Тема 5.2. Социальные группы. Понятие и типы социальных групп. Динамические характеристики социальных групп.
Структура общества и ее элементы.
Социальная структура.
Понятие социальной структуры.
В статьях социологов и учебных пособиях по социологии, пожалуй, чаще всего используется понятие «социальная структура» Что имеется в виду, когда речь идет о социальной структуре?
Прежде всего, то, что общество — это сложное, составное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми постоянно существует связь.
Термин «структура», происходящий от латинского слова struere, что означает «строить», впервые ввел в социологию Г. Спенсер. Обращение к этому слову было не случайным. Термин «структура» к этому времени уже давно широко использовался в естественных науках, особенно в биологии и анатомии, для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым.
Органицистская направленность социологии Спенсера требовала соответствующей терминологии.
Однако Спенсер всего лишь нашел подходящее слово. Он не был изобретателем уже вполне сложившейся к тому времени парадигмы рассмотрения общества как целого, состоящего из взаимосвязанных элементов, каждый из которых
В социологии проводится различие между «социальной» и «социетальной» структурой. Во втором случае речь идет о структуре общества в целом, в то время как в первом может иметься в виду либо структура всего общества, либо какая-то из его отдельных структур.
Социальная структура — это принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.
Социальная структура придает нашему групповому опыту целенаправленность и организованность.
Благодаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания).
Почти так же мы воспринимаем как структуры физические аспекты нашего опыта — части, сведенные в целое — а не как изолированные элементы.
Социальная структура дает нам ощущение того, что жизнь организованна и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру вашего университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето еще одна группа заканчивает университет.
Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Все время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. И всё же, несмотря на то, что конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать.
Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры.
Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
Социологи рассматривают социальную структуру как социальный факт из тех, которые описывал Э. Дюркгейм.
Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Следовательно, социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло.
Поступив в университет, вы чувствуете себя как-то неловко, потому что еще не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, форма которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.
Хотя мы используем статичную структурную терминологию для описания и анализа социальной жизни, эта практика не должна закрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры.
Концепции социальной структуры.
В социологии понятие социальной структуры является одним из основных. Однако именно потому, что им пользуются все социологи, оно приобрело многозначность, и различные смысловые оттенки определяют серьезные концептуальные различия.
А. Рэдклифф-Браун, английский антрополог и социолог, представитель структурного функционализма, связывает по смыслу понятие социальной структуры с понятием функции. Для него все компоненты социальной структуры выполняют в ней свою необходимую функцию, и непрерывное существование каждого компонента связано функциональной зависимостью с существованием других. Он определяет социальную структуру как соответствующие моделям, или «нормальные»,социальные отношения, как систему статусных позиций, занимая которые, индивид попадает в конкретные отношения с другими людьми.
Т. Парсонс впоследствии развил идеи структурного функционализма применительно к крупным и сложным обществам, показав, что социальная структура по своей природе нормативна, и ее составляют «институализованные модели нормативной культуры».
Иными словами, структуру образуют именно модели, или образцы, поведения, которые, являясь относительно постоянными в данном обществе, обеспечивают единообразие и стабильность социальной жизни.
Нечто аналогичное предлагает нам и структурализм в лице К. Леви-Стросса и Ф. де Соссюра. Здесь структура — это тоже модель, паттерн или тип, но локализованный в бессознательном.
Это неосознаваемые людьми и неявные закономерности, проявляющиеся в языке и поведении и объясняющие многое в социальной жизни. Леви-Стросс считал, что его метод в равной мере применим к анализу мышления, речи и социального поведения. Структурализм предлагает объяснять все многообразие социальной действительности бессознательными структурами, или типами, которые обязательно проявляются во всех сферах жизни.
Таким образом, здесь структура рассматривается в значении, синонимическом значению немецкого слова «гештальт» или английского — «паттерн».
Так, для К. Мангейма он имплицитно обозначает совокупность элементов социальной системы, которые являются базисными и оказывают определяющее влияние на все остальные. У Мангейма это материальные элементы общества, исходя из которых должны объясняться его идеальные элементы.
Такое деление напоминает нам и схему строения общества, предложенную К.Марксом, в которой фигурируют базис и надстройка. Базис — это экономические (материальные) отношения, а надстройка — идеальные, духовные. Влиянием марксистской традиции объясняется тот факт, что социологи до сих пор пользуются понятием «социальной структуры» как своего рода синонимом термина «социальная стратификация», причем какие-то из элементов стратификации рассматривают как главные и определяющие, а какие-то — как производные.
Еще одно значение термина «структура» мы встречаем у Ж. Гурвича, который различает группы «структурированные» и группы «организованные». Например, социальные классы всегда структурированы, но не всегда организованы. Структура — нечто неизмеримо большее, чем организация, это вся тотальность общества на всех его уровнях.
Отсюда следует, что в любом случае — независимо от тонкостей словоупотребления — понятие «социальная структура» содержит в себе идею о том, что некоторые комплексы социальных отношений являются базисными, необходимыми для существования и функционирования всех форм социальной жизни, пронизывают собой всю реальность общества и выступают для действующих в нем индивидов как неустранимая данность их социального бытия, проявляющаяся в них самих, их поведении, мышлении, понимании себя и общества.
Эту данность индивиды не могут изменить по собственной воле, или, по крайней мере, изменить ее очень трудно. Социальная структура — это как бы готовая, но постоянно обновляемая канва всей действительности нашей жизни в обществе.
Ведь само понятие социальной структуры относится преимущественно к арсеналу функционализма и, следовательно, хранит некоторый отпечаток социологического детерминизма: мы понимаем под структурой не зависящий от наших действий и воли социальный факт, обладающий надындивидуальной устойчивостью и стабильностью. Какова же во всем этом роль индивида?
На этот вопрос существует два традиционных ответа. С точки зрения функционализма, как, впрочем, и исторического материализма, социальная структура является фактором, определяющим и действия, и даже мысли и настроения людей.
С точки зрения конфликтологии, все в обществе определяют групповые интересы и отношения господства и подчинения.
Несмотря на то, что конфликтологический подход гораздо динамичнее, здесь тоже социальные отношения стоят над индивидом.
Теории взаимодействия отвечают на поставленный вопрос иначе. Общество и социальные отношения не содержат в себе ничего стабильного; это динамические процессы, каждую минуту творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом. В такой парадигме о наличии в обществе структуры можно говорить, только если предварительно воскликнуть: «Остановись, мгновение.
Попытку найти в этом вопросе «золотую середину» предпринял современный британский социолог Э. Гидденс, соединивший оба подхода в единой логической конструкции. Согласно Гидденсу, структуры не может быть вне действия, как и действия — вне структуры. Структуры творятся человеческими действиями и воспроизводятся ими в социальной действительности. Таким образом, можно говорить о наличии непрерывного процесса становления структур в действии, которому Гидденс дает название «структурации».
Исследовать структурация практики — значит объяснять, как структуры формируются благодаря действию и наоборот, как действие оформляется структурно.
То, что структура находится вне субъекта, — это всего лишь иллюзия индивидуального восприятия, возникающая в результате наложения друг на друга представлений о стабильной окружающей объективной реальности и о социальном мире. В действительности, по Гидденсу, именно адекватные действия людей в процессе структурации обеспечивают воспроизводимость всего социально позитивного.
Аналогичные попытки интегративного подхода к пониманию социальной структуры и действия предпринимались также Дж. Александером в «теории многомерной социологии», Ю. Хабермасом в «теории коммуникативного действия» и т. д.
Оригинальный подход к проблеме предлагает Дж. Хоманс, считающий, что не существует независимых и автономных социальных структур: «Если вы достаточно долго ищете тайну общества, вы найдете ее ... Тайна общества в том, что оно создано людьми, и в нем нет ничего, кроме того, что люди сами в него вложили».
Хоманс утверждает, что его анализ «элементарного социального поведения», непосредственного взаимодействия включает в себя «субинституциональный» уровень, лежащий в основе всех социальных институтов.
Сложность организации институционального уровня только отражает более опосредованную природу многих отношений обмена.
Например, служащий в системе бизнеса обменивает свое рабочее время на жалованье, которое получает не из рук самого директора или владельца фирмы, а из рук специального клерка в кассе.
Вместо непосредственного обмена происходит непрямой, требующий участия одного или более посредников.
Такие формы организации социальной жизни условно называются «социальными структурами», а в действительности это всего лишь простые цепочки взаимообусловленных индивидуальных действий.
Это «модели» или «паттерны», возникающие в результате таких действий. Социальная действительность может казаться нам живущей собственной жизнью только потому, что такие цепочки обычно очень длинны. Кук, О'Брайен и Коллок недавно разработали в рамках сетевой теории концепцию, согласно которой социальные структуры должны интерпретироваться как цепочки взаимодействий, образующие широкие сети социального обмена.
Наиболее успешные попытки объяснения присутствия отчетливых структурных форм в социальной жизни сводятся к пониманию таких структур, как непланируемые последствия индивидуальных действий. Ведь индивиды могут не вполне сознавать, к каким социальным явлениям приводит их
собственная практика. Классическим примером этого могут служить рыночные отношения, когда нужды и потребности населения удовлетворяются стихийно складывающимся рынком без всякого централизованного планирования и координации. Таков непредвиденный и незапланированный результат сотен отдельных индивидуальных действий.
Тем не менее, такой подход обладает недостатком: он отказывает социальной структуре в какой бы то ни было автономии и способности принуждения. В этом смысле подобные теории сталкиваются с трудностями, аналогичными затруднениям всех других теорий, фокусирующихся на действии в ущерб исследованиям социальной структуры.
Социальная роль.