Педагогические условия развития режиссерских игр
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания
индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому
важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям
индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно
ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей,
взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на
него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети
пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за
кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают
потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных
учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки
организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство
групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие
ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые
архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и
трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные
. ниши, подиумы и т. п. Используется крупное игровое оборудование (домики,
загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не
чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.
у читывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр,
педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка.
Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает
интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что Саша с
увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает
ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и
покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход
идет строительный материал, затем используются фигурки людей (посетители,
служащие).
Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма,
прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений
и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи,
пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом В гостях У Кролика». Можно
рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем
показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют
появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.
Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в
сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-
разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе,
как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее
закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т. п.
Подбор игрового материла для режиссерских игр -необходимое условие для
их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту,
оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все
это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей
младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию
игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее
включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель
предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с
образом доктора:
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие
игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более
детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное
представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети
охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В
качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М.
Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением
(человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова
трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды
транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью
развития творчества Е.Е.Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые
кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с
развитием сюжета режиссерской игры .
. Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники
могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой
работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового
материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое
(фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании
игры - убирать на место.
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес
играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания
(<<Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса
(<<Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое
вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим
особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
Гаспарова Е.М.