Исторические типы этноса

Как уже говорилось, ученые выделяют три исторические формы или типа этноса, а именно: племя, народность, нация.

Этнос на самом деле — довольно позднее историческое образование. Он возник только в эпоху верхнего палеолита (палеолит продолжался с возник­новения — свыше 2 млн лет назад примерно до X тысячелетия до Н.э. Верх­ний палеолит — это последние 100 тыс. лет).

Этносу предшествовала другая генетическая цепочка: семья —род —клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а за­тем народности и нации. И по времени существования индивидуальная се­мья, или род, насчитывает обычно до сотни лет, в то время как этносы — бо­лее высокий и сложный тип социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет. (Подсчитайте самостоятельно, сколько лет русскому этносу, а французскому, китайскому, греческому или египетскому.)

Итак, существуют две социобиологические цепочки: первая развивается от семьи к роду, а затем к племени; вторая, более сложная и многочислен­ная, эволюционирует от племени к народности, а от нее к нации и включает сотни тысяч и миллионы человек; у второго типа общности мы обнаружи­ваем свой язык, территорию, название, психологию.

За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распада­ются государства, сами этносы перемещаются по территории планеты.

Племя— исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает роды и кланы, обладает собственным языком или диалектом, тер­риторией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

Утоттип этнической организации свойствен родовому строю и просуще­ствовал многие тысячелетия вплоть до распада его самого. Племени свой­ственны все основные признаки этноса — территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощенными в слож­ных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какого-либо реального или мифического пер­сонажа, а иногда — от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм — порождение родоплеменного общества.

В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племе­на объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность, свойственный эпохам рабовладения и феодализма.

Народность— этническая общность, занимающая на лестнице обществен­ного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, эко­номическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, но кровно-родственные связи не охватывают всю народность. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а неред­ко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Государствоиграет решающую роль в превращении союза племен в народ­ность. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

Древнерусская народностьсформировалась во второй половине I тысяче­летия н.э. из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в него были вовлечены неславянские этносы — финно-угор­ские, балтские, тюркские.

Народности —достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на части, из которых постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшу­юся в XIIв. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса — русские, украинцы и белорусы. Феодальная раз­дробленность была присуща и Европе, где средневековые государства посто­янно распадались и вновь объединялись уже в Новое время.

ЧТО ТАКОЕ НАЦИЯ

На базе народностей в эпоху капитализма формируются нации— высший исторический тип этноса. Нация возникает в период преодоления феодаль­ной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складывают­ся политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируются единый национальный харак­тер и психический склад, возникает чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты выступают как признаки того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Рыночная экономика — основа капитализма — требует свободного пере­мещения капиталов, товаров и рабочей силы в пределах большой террито­рии. Капиталы и товары легко пересекают политические границы. Форми­руются мощные централизованные государства, под которые создается меж­дународный рынок труда, капиталов и товаров.

Именно эти два фактора — рыночная система и мощные централизован­ные государства — основные причины объединения разрозненных, но близ­ких по культуре и этническим признакам группы населения в единое целое.

Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего про­исхождения. У них не обязательно должны быть общие язык, религия, но объединяющая их национальность формируется благодаря общей истории и культуре.

Большинство наций консолидируется на основе одноименных народно­стей, в то же время включая в свою орбиту близкородственные народности.

Так, французы консолидировались как нация в XVII—XVI11 вв. на основе двух близкородственных народностей, оформившихся еще в раннем средне­вековье, — северофранцузской и провансальской. Русское государство фор­мируется в XV—XVIIвв. уже вокруг не Киева, а Москвы; этот процесс полу­чил название собирания земель. В XVIIв., при Петре I оно превращается в империю и заявляет о себе как европейская сверхдержава.

В зарубежной и отечественной литературе сложились две традиции в по­нимании нации:

♦ этатистская(от фр. etat — государство), присущая англо-романскимстранам;

♦ этническая(от греч. ethnos — народ), свойственная Германии и России.

Этот вопрос тщательно изучил В .А. Авксентьев. В англо-романской трак­товке понятием «нация» обозначаются все граждане государства независи­мо от этнической принадлежности. Например, французом считается любой гражданин Франции независимо от этнической принадлежности; тоже мож­но сказать об американце, канадце.

Благодаря тому что английский язык функционирует в современном мире как основной язык международного общения, отождествление нации и го­сударства приняло статус международного эталона. Когда говорят об Орга­низации Объединенных Наций, то под нациями фактически подразумева­ют государства.

В противоположность этому этническую трактовку нации принято назы­вать германской. Она получила практическое применение; так, чтобы въе­хать в Германию на постоянное место жительства и получить гражданство, претенденту необходимо доказать, что он — немец по происхождению, что у него хотя бы один из родителей — немец независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются.

Германская трактовка нации имеет широкое распространение в Централь­ной и Восточной Европе. Из-за большого влияния, которое немецкая куль­тура оказала на русскую культуру во второй половине XVIII—XIXвв., у нас прижилась именно этническая трактовка нации. Но сводить все к ней, оз­начало бы искажать реальность. Право российского гражданства получают благодаря политическим признакам, а не национальным. Человек может быть курдом, русским, украинцем или кем угодно еще, главное, чтобы он не был одновременно гражданином другого государства и по доброй воле попросил

30?

российское подданство. Следовательно, в нашей стране распространена и англо-романская версия.

Именно по этническому принципу была разделена после Первой мировой войны Австро-Венгерская империя. Этнический принцип был главенствую­щим, когда в СССР проводили границы союзных республик. Но к нему при­мешивались и политические соображения, поэтому территория Казахстана оказалась гораздо больше, чем площадь проживания казахов. И в присоеди­нении Крыма к Украине сыграли свою роль не только этнические критерии.

Итак, в разных культурах сформировались различные типы наций — нации-государства в англо-романском мире и нации-этносы в германском мире.

Странная смесь этнических и этатических критериев, влияний, веяний привела к тому, что на территории России до сих пор не сложилось единой российской нации, как, например, существует единая американская нация, сформировавшаяся из многочисленных этнических элементов. Но в нашей стране как нации существуют русские, татары, башкиры, осетины и многие другие народы.

Для того чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса (они поименованы на с. 294) следующие черты:

♦ устойчивая государственность;

♦ общность экономической жизни;

♦ развитая социальная структура.

Сравнивая два перечня черт — этноса и нации, мы можем заметить такую закономерность: по мере того как этнос эволюционирует от племени и на­родности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают соци­ально-политические. Решающим для формирования наций называют XX в.

Наши рекомендации