Тема 2. Становление и развитие социологии
Рабочая тетрадь по социологии
Тема 1. Социология как наука и как учебная дисциплина
Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функциониро- вания, но каждая схватывает лишь свой ракурс.
1.1.Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях.
1) Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения.
2) Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов
3) Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека
4) Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей.
Ответ: 1)этнология, 2)экономика, 3)психология, 4)социология.
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием
другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.
1.2.Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.
1) Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы.
Ответ: Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними или совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Однако можно отметить, что общество как объект изучения интересует множество других гуманитарных и социальных дисциплин. Поэтому утверждение о том, что социология изучает общество, не определяет специфики самой науки.
2) Ключевым в социологии выступает понятие «социальное».
Ответ:социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях. Суждение не верно.
1.3.Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна, и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему?
Ответ:потому, что при жизни в социуме, необходимо сводить к какому-то общеприемлемому правилу личные интересы всех граждан.
1.4.Что является предметом изучения социологии?
1) Закономерности природного характера
2) Закономерности человеческого поведения
3) Закономерности общественного развития
4) Закономерности экономического развития
Ответ: 3
1.5.Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.
Ответ: близость исторической науки и социологии основывается на том очевидном факте, что история, подобно социологии, стремится находить, реконструировать, расшифровывать и сохранять представления и данные о минувшем. Принципиальная разница обеих наук сводится к тому, что социология лишена возможности непосредственного обращения к ушедшим людям, реалиям прошлого. Принципиальной задачей социологов является концентрация на настоящем, хотя собираемые ими данные о настоящем уже на следующий день становятся своего рода историей, именуемой историей новейшей. Близость обеих дисциплин предопределена тем, что история в своей преобладающей части занимается исследованием действий человека, групп, народов и масс — действий социальных, как и социология. Даже история материальной культуры имеет дело с творениями рук человеческих.
1.6.В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?
1) Теоретический уровень определяет эмпирический
2) Эмпирический уровень определяет теоретический
3) Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии
4) Они являются самостоятельными отраслями знания
Ответ: 2
1.7.Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания?
Ответ:эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов.
1.8.Чем отличаются природные законы от социальных?
1) Независимы от сознания и желания людей
2) Являются не постоянной величиной, а тенденцией
3) Включают в себя повторяемость процессов и явлений
4) Разделяются на общие и специфические
Ответ: 1
1.9.Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?
1) Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей
2) Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий
3) Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов
4) Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ
Ответ: 1) гносеологическая., 2) прогностическая, 3) праксеологическая, 4) идеологическая.
1.10.Что обозначает категория «социальное»?
1) Независимость от природных факторов
2) Взаимодействие человека и природы
3) Природу взаимодействия людей в обществе
4) Сочетание интересов людей
Ответ: 3
Тема 2. Становление и развитие социологии
2.1.Социологический реализм – направление в социологии, принимающее?
1) Приоритет личности над обществом
2) Приоритет общества над личностью
3) Взаимозависимость личности и общества
4) Структурное изучение общества
Ответ: 4
2.2.Кто это?
1) Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом
2) Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом
Ответ: 1) М. Вебер, 2) Г.Спенсер.
2.3.Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал?
Ответ: Социологическое знание, как и знание естественнонаучное, развивалось по своим законам.
2.4.В чем смысл «новой методологии» Г. Зиммеля?
Ответ: социология должна была занимать как бы промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и природные науки, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. Но в то же время она не должна избегать и приемов метода понимания. В творчестве указанных исследователей объяснение и понимание не противопоставляются друг другу, а дополняют друг друга.
2.5.Назовите представителей психологического направления в социологии.
Ответ:Г. Тард; Л. Уорд, Ф. Г. Гиддингс; В. Парето.
2.6.Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор?
Ответ: Габриель Тард. Сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.
2.7.Кто автор концепции социального действия?
1) Макс Вебер
2) Огюст Конт
3) Валентино Парето
4) Чарльз Кули
Ответ:1
2.8. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?
Ответ:в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора.
2.9.Кто это?
1) Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории
2) Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно-функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях
Ответ:1) П. Сорокин, 2) Т. Парсонс.2.10.Истоки идеи общественной солидарности лежат в?
1) Совместном договоре людей
2) Общественном разделении труда
3) Политической нестабильности общества
4) Свойствах общественного сознания
Ответ: 2
2.11.Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию «жизненного мира»? Что, по его мнению, является основой социального прогресса?
Ответ:Социальная эволюция, состоит в развитии когнитивных способностей человека. Сравнивая мифический и современный способы понимания мира, он приходит к выводу о том, что различие между ними основано на фундаментальном различии понятийных систем, в которых они интерпретируют мир. Социальный прогресс видится Ю. Хабермасом, прежде всего как развитие познавательных способностей индивида.