Социологические теории и взгляды Карла Маркса

Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей. Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация. Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Маркс и Энгельс были первыми, которые диалектически подошли к проблеме взаимоотношений природы, общества, человека. Так, они понимали человека как природно-общественное существо, для которого природа “является жизнью, а не средством к жизни”. Общество и люди через конкретный способ производства связаны многочисленными нитями с природой, которая обратно влияет на социальные отношения. Особое внимание Маркс и Энгельс уделяли исследованию общества, воздействию его структур на людей, а людей на общество. Идею диалектического материализма в социологии, при истолковании характера взаимодействия общественных структур и социальных агентов (классов, социальных групп, отдельных личностей), Маркс концентрированно изложил в работе «К критике политической экономии (предисловие)», опубликованной в 1859 г. Общий результат, к которому он пришел и который послужил затем руководящей нитью в его дальнейших исследованиях может быть сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Этими словами Маркс подчеркивает материалистическую составляющую своего метода – характер общественных отношений следует изучать по объективным реалиям – состоянию производительных сил, научного и технического знания, а не по интерпретации способа мышления, не потому, что люди думают сами о себе, исходя из разного рода политических, идеологических или религиозных представлений.

Вместе с тем, будучи диалектическим мыслителем, Маркс особый акцент делает на взаимосвязях между структурами – экономическими, политическими, юридическими, показывая характер влияния различных подсистем на общество в целом и на общественное сознание, в особенности, соответственно, на поведение социальных агентов. Далее по Марксу совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания и поведения. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Мировая социологическая мысль ценит Маркса, прежде всего, за то, что он сделал для анализа современного ему общества и, особенно для обоснования определенной методологии как системы принципов исследования общества.

Марксизм

Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности. Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, согласно Марксу, является частная собственность. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

Теории Макса Вебера

Макс Вебер (Weber) (1864-1920гг.) — немецкий социолог, являющийся основоположником “понимающей” социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человечества. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права.

М. Вебер родился 21 апреля 1864 года в семье чиновника, который занимал весьма высокое положение в бюрократической иерархии и политическом истеблишменте Германии того времени, используя которое пользовался почти всеми земными благами. Его мать, напротив, была женщиной строгих аскетических правил, всецело поглощенной религиозными догмами Кальвинизма, постоянно озабоченной о возможности божественного избрания и спасении души после смерти. Эти глубокие различия родителей, постоянно вызывавшие напряжения в семье, вместе с тем оказали существенное влияние на мировосприятие, образ жизни Вебера, характер его творчества, в котором парадоксально сочетались интересы к бюрократизму и религиозному аскетизму.

В начале жизни Вебер отдает предпочтение ценностным ориентациям своего отца. Он получил образование в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву. В течение года находился на военной службе сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперской армии. Но интересы к экономике, истории и социологии взяли верх над карьерой чиновника-бюрократа. Вебер окончательно выбирает для себя аскетический образ жизни, подобно тому, какой вела его мать, хотя так и не став верующим, и погружается в науку. Вебер преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал “Архив социальной науки и социальной политики”. В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность совмещал с практической политикой — выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Однако политика была для него не самоцелью, а вопросом фактического знания проблемы. На первом месте для него было познание человеческого бытия. Любопытно, что социолог изучил русский язык, когда в России началась первая революция, чтобы по газетам и литературе следить за развитием событий.

Среди основных работ Вебера отметим: “Протестантская этика и дух капитализма”, “О некоторых категориях понимающей социологии”, “Политика как призвание и профессия”, “Наука как профессия”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Аграрная история древнего мира”, “Хозяйство и общество”, “О буржуазной демократии в России”, “К истории торговых обществ в средние века”.

Для его работ характерны, прежде всего, глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных элементов, с помощь которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Средством обобщения многообразия эмпирических действий выступает у автора понятие «идеальный тип». Вебер предложил оригинальный метод – конструирование идеально-типической модели социального действия индивида. По его мнению, социолог должен соотнести имеющийся в его распоряжении материал с религиозными, мировоззренческими, эстетическими, моральными ориентирами, исходя из того, что служило реальными ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Поэтому идеальный тип социолог называл “интересом эпохи”. Согласно Веберу, идеальный тип позволяет, во-первых, сконструировать явление или социальное действие, как если бы они имели место в идеальных условиях; во-вторых, рассмотреть это явление или социальное действие независимо от локальных условий (предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то действие будет совершаться именно таким образом); в-третьих, есть возможность сравнить, насколько явление или действие по своим количественно-качественным параметрам походит на идеальный тип. По отклонению от идеального типа исследователь может установить характерные тенденции протекания событий.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», поскольку действия индивида, субъекта социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные действия, отношения способствуют пониманию их последствий. Понимание (Verstehen) социальных действий Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Напомним, что это теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества.

Один из центральных пунктов теории М. Вебера – выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе: социального действия. Как считал социолог, анализ и типизация социальных действий людей являются основным предметом социологии. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт, определенный смысл;

2) ориентация на поведение других людей.

На основе приложения понятия «социальное действие» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного господства:

• легальный, при котором как управляемые, так и управляющие подчиняются закону;

• традиционный – обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;

• харизматический – основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Создавая идеальную модель бюрократии, социолог представлял её в виде совокупности индивидов, выполняющих рациональные действия, нацеленные на достижения успешных результатов, имеющих общественную значимость и полезность. Социолог был убежден, что в рационально-организованном обществе “ходить во власть” и управлять должны люди профессионально подготовленные, имеющие специальное образование, поскольку от них требуется компетентность. Только в этом случае от них можно ожидать целерациональных действий и, соответственно, эффективного управления страной. Вообще Вебер считал рациональную бюрократию воплощением рациональной формы всякой организации общества. По мнению социолога, её основными чертами являются: разделение труда среди членов бюрократической структуры;

- строгая иерархичность, соподчиненность различных бюрократических органов; определенная служебная компетенция;

- наличие свода строгих правил и инструкций;

- безличный характер деятельности, т.е. отсутствие “человеческого” подхода к проблеме;

- наличие аппарата, чиновников, рассматривающих свою службу как единственную или главную профессию, сориентированных на полную преданность организации; ориентация на личную карьеру – “повышение” – в соответствии со старшинством по службе, или в соответствии со способностями независимо от суждения начальника;

- подчинение строгой единой служебной дисциплине и контролю.

Социология, по мнению автора, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, а также политических, экономических ценностей, которые влияют на исследование.

Наши рекомендации