Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
В XVII в. в Западной Европе и США создаются условия (НТП, высокая концентрация производства и потребности в его эффективности, идеи разделения труда и т.д.) для возникновения менеджмента. В России в это же время из-за ее территориальной протяженности и природно-климатических условий в первую очередь стояла проблема формирования единого общенационального рынка. Одновременно происходило, как и на Западе, развитие крупных промышленных предприятий (мануфактур), усиление общественного разделения труда и активизация торговли. Взаимодействие российских и иностранных купцов привело к осознанию роли и необходимости государственного вмешательства в сферу торговли. Однако в целом XVII в. следует рассматривать как эпоху реформ, затронувших как систему управления государством, так и обыденную жизнь представителей всех сословий.
В России развитие управленческих идей берет свое начало с XVII в. и преимущественно в рамках теории государственного управления. Заметный след в улучшении системы управления страной оставили целый ряд государственных деятелей и ученых.
Об укреплении централизованного государственного управления совершенно определенно высказывался Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680). Он был сторонником использования зарубежного опыта государственного управления. Не случайно именно с его именем связана попытка введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Ордин-Нащекин – сторонник укрепления централизованного аппарата государственного управления, выступавший против боярского местничества и произведший ряд реформ в системе городского управления (самоуправление, выборное начало).
Ордин-Нащокин считал, что государство должно активно вмешиваться в экономику Главная цель экономической политики Ордин-Нащекина – ликвидация экономической отсталости Российского государства, создание отечественной промышленности и разумные торговые отношения с Западом. Основными препятствиями для промышленного развития он считал отсутствие свободы и помощи предпринимателям со стороны государства и неразвитость системы государственного управления в целом.
Особую эпоху в развитии российской теории управления составляют реформы Петра I. Они затрагивали все стороны государственного управления и повседневной жизни представителей всех сословий. Конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:
- развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;
- содействие развитию сельского хозяйства (отраслей, являющихся сырьевой базой для крупной промышленности);
- укрепление финансовой системы (монополизация государством монетного дела, упорядочение денежной системы и т.д.);
- активизация развития внешней и внутренней торговли (расширение государственной монополии как во внешней, так и внутренней торговле; увеличение ввозных пошлин; развитие местных торгов и ярмарок и т.д.);
- реформирование налоговой системы;
- создание Сената, органов высшего государственного контроля и сыска, коллегий;
- подчинение церкви государству;
- территориальное деление страны на губернии;
- открытие различных светских учебных заведений;
- создание регулярной армии;
- отделение гражданской службы управления от военной;
- введение четко узаконенной системы должностей и чинов в Табели о рангах.
Законодательные акты Петра I – указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением – регулировали различные сферы деятельности государства. По сути, это было государственным управлением.
Первая четверть 18 в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.
Во второй половине 18 в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. Первым важным документом для управления экономикой России стало «Уложение для управления губернией Российской Империи». В послепетровский период в российской экономике развивались два противоположных направления управленческой мысли: ослабление и отмена крепостного права, сдерживавшего развитие капиталистических отношений, и усиление крепостничества, укрепление роли дворянства в системе государства.
На рубеже XVIII-XIX вв. невозможность управления Российским государством старыми методами, необходимость преобразования стала осознаваться высшей властью. Более того, вопрос о необходимости реформирования устройства Российского государства стал восприниматься как жизненная потребность.
Основные преобразования в социальном управлении произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. Александр I попытался применить идеи французского Просвещения к российским реалиям, ввести принцип законности в руководство государством. Указ о «свободных хлебопашцах» (1803) дал помещикам право отпускать крестьян на волю с земельным наделом. Манифест об учреждении министерств (1801) заменил систему петровских коллегий.
Важные идеи государственного управления были сформулированы Михаилом Михайловичем Сперанским (1772-1839) в первой трети 19 в. Целью преобразований он считал придание самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Он предложил разделить систему власти в России на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной думы, суда – в ведении Сената, управления государством – в ведении министерств, ответственных перед Думой.
Заслугой Сперанского является разработка ряда законов. В частности, нового Гражданского уложения (закона) (1809 г.). Во Введении к уложению он подчеркивал взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер общественной жизни: решение политических проблем ставил в зависимость от экономической сферы и народного воспитания, решение экономических проблем – от целенаправленной государственной политики; гарантом экономической независимости считал частную собственность, а роль государства в народном воспитании определял через систему учебных заведений и библиотек. Его Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе (1809) изменял принципы карьерного роста: учитывалась не только выслуга лет, но и наличие университетского образования или успешная сдача экзаменов по специальной программе. Сперанский поднимал вопрос о необходимости народного просвещения как основы ликвидации системы угнетения и рабства. Являлся сторонником привлечения в государственный аппарат просвещенных, специально подготовленных и добросовестных специалистов.