Структура социальных организаций
В основе построения любой социальной организации лежат 2 основных принципа – иерархический (субординационный, «вертикальный») и координационный (паритетный, «горизонтальный»). По отношению к управленческой деятельности иерархический принцип отражен в понятии «континуум руководства» (протяженность), которое представляет всю управленческую вертикаль, начиная от низшего уровня руководства (руководители первичного звена) и кончая высшим (топ-менеджеры). Горизонтальный принцип воплощен во взаимодействии между сотрудниками, подразделениями, службами.
Структура организации – это совокупность уровней и звеньев управления, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между субъектом и объектом управления для эффективного достижения целей. Организационная структура ориентирована на установление четких взаимодействий между различными подразделениями, распределение между ними прав, обязанностей и ответственности. Она определяет формальные отношения между сотрудниками, кооперирующими свои усилия в соответствии с целями организации. Разделение труда внутри организации предполагает координацию действий представителей разных профессий, выполняющих соответствующие ролевые функции – менеджера и рабочего, бухгалтера и уборщицы. В реальности отношения индивидов и групп внутри организационной структуры порождают сложные схемы сотрудничества, в том числе на неформальной основе, – согласования, принятия и реализации решений. Эффективность координации усилий сотрудников зависит от степени совершенства системы управления, призванной разрешать основное противоречие организационного поведения, которое выражается формулой «конфронтация – сотрудничество». Ситуации в этом диапазоне возникают как по вертикали – между руководителями и подчиненными, так и по горизонтали – между сотрудниками, подразделениями, службами. Поэтому в организации формируется и развивается определенная управленческая система, которая осуществляет необходимое регулирование организационного поведения.
Доминирующей формой построения социальных организаций является иерархия. Термин «иерархия» или «правление священников» был заимствован у Римской католической церкви и Православной церкви, известных своим иерархическим строением. В организации направление деятельности всегда идет сверху вниз: верхние уровни отдают приказы, направляют и координируют деятельность нижестоящих уровней и т.д. Иными словами, иерархия – это универсальная формапостроения социальных систем на основе соподчинения, когда «верхние» уровни контролируют «нижние». Пример: фирма, семья, государство, армия.
Иерархия может иметь 2 вида: пирамиды, если число тех, кто управляет, значительно меньше числа тех, кем управляют. Пример БГЭУ: 1 ректор, 7 проректоров, 12 деканов, 58 кафедр, 27,000 студентов.
Противоположность пирамиде – «плоская» или «одноуровневая» иерархия. Такая форма присуща малым организациям, в которой отсутствует стандартизация обязанностей, где коммуникация между членами организации осуществляется напрямую. Пример – УП, которое может нанять 3 человека, и где УП сам и начальник, и бухгалтер, и продавец.
Выделяют следующие виды организационных структур:
- традиционная (линейные, линейно-функциональные, линейно-штабные) – основывается на сочетании принципов линейной и функциональной департаментизации
- дивизионная – направлена на обеспечение возможности реагирования организации на изменения внешней среды
- матричная – представляет собой объединение относительно автономных групп, направленных на реализацию отдельных проектов и развитие отдельных направлений деятельности (БГЭУ = факультеты)
- комбинированная – структура, соединяющая в себе свойства традиционных, дивизионных и матричных структур (БГЭУ = факультеты и службы).
Каждый вид структуры обладает своими достоинствами и недостатками, знание которых позволяет минимизировать их негативные моменты и эффективно использовать их положительные стороны в изменяющихся социально-экономических ситуациях.
Различают формальную или неформальную структуру организации. Формальная структура организации – система отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.
Неформальная структура организации – система отношений, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных. Выделяют три основные черты этого явления:
1) спонтанный характер, т.е. незапланированность возникновения
2) существует и функционирует параллельно с формальной организацией
3) ее служебное, «деловое» содержание может совпадать или расходиться с целями формальной организации.
Неформальная структура организации возникает как реакция на ограниченность формальной. Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, возникающие сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. Поэтому искусство управления состоит в том, чтобы руководитель знал объективные законы возникновения и функционирования неформальной структуры организации и умел использовать их так, чтобы сама она выступала частью формальной структуры организации и работала на нее.