Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
Этимологию русского понятие «управление» можно проследить от глагола «воление», т.е. осуществление «воли». Слово «воля» имеет в русском языке два значения: «свобода» и «способность к выбору деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для ее реализации». Совершая волевое действие, человек противостоит диктату обстоятельств, сиюминутных потребностей и желаний. В основе этого действия – ценностный критерий выбора цели действия. Таким образом, этимология русского понятия «управление» позволяет трактовать его смысл как «целенаправленная» деятельность.
Но такое понимание управления слишком широкое, расплывчатое: оно не раскрывает его специфику, позволяющую выделить сущность собственно управленческой деятельности из огромного множества других видов целенаправленной деятельности.
Обычно под управлением понимают деятельность одного элемента (устройства, индивида, социального института и т.п. – субъекта управления), направленную на другой сопряженный с ним элемент (объект управления), для достижения конкретной цели. В целом оно правильно отражает сущность управления.
Социальное управление – это целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, предприятия, учреждения, фирмы, союзы и т.д.). Иными словами, социальное управление – это воздействие на жизнедеятельность общностей (социальных групп и их членов), осуществляемую как непосредственно, так и через специально созданные структуры.
Социальное управление – это высшая форма управления, свойственная только деятельности общества. Его основная задача сводится к выработке таких программ, с помощью которых общество получает социально нужные результаты и может успешно преобразовывать мир в соответствии с определенными потребностями и интересами. Соответственно, деятельностный подход к социальному управлению предусматривает направленность всех компонентов управленческой деятельности на результат, на достижение поставленных целей через продуманную систему действий.
Выделяют стихийное и сознательное социальное управление:
1. Стихийное управление в обществе не следует понимать как такое, которое осуществляется без участия сознания. Сознание присутствует во всех формах социального управления. Стихийное управление – это такое, при котором механизм использования социальных законов не соответствует механизму действия этих законов, когда социальные субъекты не знают (или плохо знают) законы деятельности своих объектов и не имеют надежных обратных связей, необходимой информации о деятельности этих объектов.
2. Сознательное управление формируется обычно планомерно, на основе устойчивых и надежных обратных связей. Оно сознательное в том смысле, что люди регулярно получают достоверные сведения о результатах своей деятельности и знают, что надо исправит и улучшить в ней, чтобы новые результаты оптимально учитывали реальное положение вещей в мире. В этих условиях случайность (непредвиденное) не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на протекание событий, т.к. вырабатываемые программы предусматривают основные варианты возможных отклонений. Возрастание роли человеческого сознания является общесоциологической закономерностью. Суть ее в том, что в процессе общественного развития сфера действия стихийных (т.е. неконтролируемых) сил все больше сокращается, а сфера действия сознательно регулируемых условий, напротив, расширяется.
Специфика социального управления:
1) оно всегда упорядочивает деятельность какой-либо группы людей и потому специализируется на выполнении общих для них функций. Например, в составе производственной деятельности, оно устанавливает согласованность между индивидуальными работами, т.е. определенным образом упорядочивает их в составе общей деятельности.
2) в условиях общественного разделения труда оно осуществляется профессиональными управляющими (руководителями, менеджерами): если отдельный работник сам управляет своей деятельностью, то для деятельности любой социальной общности нужен особый аппарат управления, который и возглавляет на практике данный руководитель.
3) будучи духовным фактором, оно играет определяющую роль в общественных процессах. Не экономика, а прежде всего политика регулирует взаимодействие социальных общностей.
4) как и социальная деятельность, оно осуществляется специальными средствами, духовными и материальными. Обычно в качестве средств управления выступают различные виды накопленного управления. Среди них управленческие действия (или социальные действия управленческого характера), которые можно разделить на следующие виды:
- командно-распорядительные
- организаторские
- информационные
- аналитические
- подбор кадров и работа с ними
- действия, относящиеся к работе с документами.
Какие же факторы, под воздействием которых совершаются те или иные управленческие действия? Их две группы – внутренние и внешние.
Внутренние факторы (относящиеся к внутреннему миру человека, осуществляющего управленческие действия) – это потребности, интересы, ценностные ориентации человека, выступающего субъектом управления, мотивы и социальный статус управляющего.
1) управление всегда базируется на потребностях. В конкретной организации всегда важно установить, какие и чьи потребности являются доминирующими для определения направленности управленческой деятельности и характера действий управленческого персонала, из которых она складывается. Если выясняется, что эта деятельность служит не столько обеспечению общественных, сколько собственных потребностей персонала и/или руководства организации, состояние управленческой деятельности должно квалифицироваться как деформированное, что требует проведения более или менее радикальных мер по ее преобразованию.
2) на основе потребностей формируются интересы, реализация которых нацелена на удовлетворение конкретных нужд. Поэтому управленческие действия в большинстве случаев совершаются под воздействием интересов тех, кто их осуществляет. При этом интересы отдельной личности, совершающей такие действия, не всегда или не в полной мере совпадают с интересами системы, в которой происходит управление, и с интересами общества в целом. Следовательно, для анализа какой-либо управленческой деятельности необходимо выяснить, какими интересами она обусловлена и насколько при этом согласуются личные, групповые, корпоративные, государственные и другие интересы.
3) содержание управленческой деятельности определяют социальные ценности и социальные нормы, которые выступают регуляторами любой деятельности. Для социального управления важно, насколько действия управляющих, в особенности руководителей разных уровней, соответствуют доминирующим в обществе ценностям. Это выражается в ценностных ориентациях субъектов, насколько управленческие действия соответствуют социальным нормам, в первую очередь, правовым, но также применительно ко многим действиям и ситуациям, нравственным нормам и правилам, которые устанавливаются в самих организациях и других общностях (организационным, корпоративным). Анализ управленческих действий с точки зрения их соответствия ценностно-нормативным регуляторам позволяет преодолеть выявленные отклонения, что способствует совершенствованию управленческой деятельности. Пример 2008 – менеджмент среднего звена.
4) в системе субъективных факторов управленческой деятельности интересы в совокупности с ценностными ориентациями управляющих формируют мотивы их поведения. В зависимости от характера ценностных ориентаций мотивы могут быть недостаточно социально приемлемыми или вообще неприемлемыми. Кроме того, мотивы могут быть разными по силе воздействия – сильно побуждающими к действиям, не очень сильно или слабо. Поэтому при рассмотрении конкретной управленческой деятельности требуется анализ мотивов, которыми руководствуются осуществляющие ее лица. На основе такого изучения могут быть предприняты меры по совершенствованию системы мотивации управленческих кадров.
5) в числе факторов, детерминирующих управленческие действия, существенное значение имеет социальный статус управляющего, т.е. его положение в управляющей системе. Различные статусы порождают различные ролевые функции, что связано с различиями в полномочиях. На практике бывает, что одни управляющие не выполняют управленческие действия, положенные им по статусу и ролевым функциям, а другие, напротив, выполняют действия, не соответствующие их статусу, т.е. выходящие за пределы их полномочий (главбух принял решение увеличить объемы производства, глава администрации района обязал все частные компании подписать ветеранов ВОВ на газету СБ). К тому же в одних случаях функции выполняются лучше, в других – хуже. Для эффективного управления важно соответствие действий социальному статусу работников и успешная реализация их ролевых предписаний.
- внешние.