Социологические взгляды Г.Спенсера
Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Лишь один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма.Первый труд - «Социальная статика». Предпринимал попытку создания синтетической философии. В 60- 90 е годы начинаются его работы:
«Основы начала»,«Основание психологии»,«Основание биологии»,«Основание этики»,«Основание психологии»,«Социология как предмет изучения».Особой распростряненностью его свободного места пользовались в США, где издавались рекордными для собственного времени тиражами- 200000 экземпляров. Видимо, задумки индивидуализма, борьбы за существование, слишком импонировали американцам. Собственные воззрения Спенсер выводил путем дедукции. К Конту Спенсер относился критично, однако считал, что в осознании социальных явлений Конт превзошел всех собственных предшественников. Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова назначение Конта? - дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же назначение - дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только лишь эволюция концепций, а Спенсера - происхождение вещей. Окончательное различие Конта и Спенсера - подход Спенсера - объективный, а подход Конта - субъективный. Первой и главный заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а задумки - вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур. Центральное понятие мировоззренческой идеи - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве главного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не излишне отличается от свежих изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой всего лишь тогда, когда признает задумку природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный последовательность не противоречит законам природы Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества. Эволюция по Спенсеру достигается способами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от легкого к трудному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д. Данный подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс продвижения отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе продвижения общества происходит резкая дифференциация.2) Существует тенденция к углублению неравенства.3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к сообществу, потому что общество начинает делиться на фракции.В следствии дифференциации начинаются границы.Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. По причине дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное классификация труда. Из несложного оно становится трудным, составным.В итоге дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а главный вопрос- о власти.Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую идею общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие подходящие типы, характеризующие стартовую и окончательную точку продвижения общества. Имеется ввиду, что примерная точка - это военное общество, а окончательная - это промышленное общество.